Конфликт на границе Северного Косова – проблема в автономерах или угрозе этнических чисток?

На модерации Отложенный

Ситуация, из-за которой Белград готов задействовать армию, куда серьёзнее, чем подаётся в большинстве медиа.

Все 90-е годы прошли под знаком Югославии – точнее, того, что от неё осталось. Кровавый конфликт всех против всех будил в русской душе самые разные струны – и сочувствие братьям-славянам, и православную солидарность, и сопереживание ситуации распада пусть и маленькой, но «империи», отчасти похожей на Советский Союз. Впоследствии добавился ещё и ужас и возмущение от западной жестокости и лицемерия «гуманитарных бомбардировок». Казалось бы, последней главой в этой трагической истории стало создание «независимого Косово» – странного образования, целью которого было просто отрезать от Сербии ещё один кусок территории, даже если пришлось отдать его бандитами и террористам. Но в наши дни, прямо сейчас, косовская драма готова снова вспыхнуть огнём и начать кровоточить…

К большому сожалению, вся информационная волна в центральных СМИ, описывающая то, что происходит на границе Сербии и Косово, страдает откровенной близорукостью. Из того, что нам рассказывают вот в этом, например, ролике  новостей – вообще невозможно понять, почему Сербия возбудилась настолько, что подняла в воздух истребители и стянула к границе Косово войска.

https://www.youtube.com/watch?v=CZjxFjxyWs4

Вот это давление на эмоции: «унижение проходить мимо вооружённых людей», «трое раненых сербов» и так далее – это всё вообще мимо. Белград очень зол по гораздо более серьёзным причинам. Которые почему-то остаются за кадром, при этом не являясь вообще никаким секретом – просто нужно быть немножко в теме.

Итак, сначала событийная канва последних дней. Приштина изменила правила проезда границы сербскими автомобилями – отказалась признавать сербские номера, и их нужно менять на косовские, да ещё доплачивать пошлину в пять евро. Строго говоря, никакого шокирующего сюрприза тут нет – сама Сербия давным-давно не признаёт косовские номера, что, впрочем, логично – так как с точки зрения Белграда нет никакого «независимого Косово», то и номеров там своих быть не может. Приштина поступила симметрично. В принципе, довольно рутинное «бодание», и дело не в нём.

Дело в том, что было дальше.

Всё это происходит не просто на границе Косово, а в очень специфическом регионе – Северном Косово. Это моноэтничный сербский кусок территории, который сильно напоминает Крым до 2014 года. Там живёт несколько десятков тысяч сербов, Косово как государство они не признают, считают себя подданными Белграда. Так вот, переходим к сути: Северное Косово – это НЕ СОВСЕМ Косово. То есть, с точки зрения не только Белграда и местных жителей, но и международного права –  «Фактически же Северное Косово не находится в подчинении ни у властей Сербии, ни у властей частично признанной Республики Косово, а управляется международным сообществом на основании резолюции Совета Безопасности ООН от 10 июня 1999 года № 1244».

Таким образом, Северное Косово – это территория, на которую ПРИТЯЗАЕТ Приштина, но с точки зрения разных законов там всё не так просто. И вот – в эту область, которая с достаточно серьёзным основанием считается не входящей в юрисдикцию Приштины даже, косовские власти вводят множество единиц военной техники и спецназ. Происходит ОККУПАЦИЯ Северного Косова!

Именно об этом возмущённо заговорил сербский президент: «Абсолютная оккупация Приштиной Северного Косово и Метохии происходит на фоне международного молчания». Не в номерах там дело, и не в том, что местные жители испытывают моральный дискомфорт от прохода мимо автоматчиков – а в демонстративном попрании права целого края.

Именно поэтому Вучич обратился к НАТО – как мы помним, Северное Косово находится под управлением ООН, и именно международные организации должны нести ответственность за безопасность в этом регионе. Если вы – гаранты, то и делайте «гарантийный ремонт».

Ситуация успела достаточно накалиться, пока KFOR – локальные миротворческие силы – не заняли позиции на границе Северного Косова. При этом, что характерно, косовские военные край не покинули, и вопрос оккупации остаётся открытым и серьёзным.

Вучич вовсе не ради демонстрации силы подвёл к границе непризнанного государства вооружённые силы – существует реальная опасность, что массовое присутствие военных в сербском анклаве может стать прикрытием для начала этнических репрессий, на которые косовские албанцы ох как охочи и умелы. Собственно, вся история Косова пестрит эпизодами этнических чисток. Поэтому сербские военные были приведены в полную боевую готовность – пока сербский край «находится в заложниках» у косовского спецназа и полиции, никто не может гарантировать, что там не начнутся бессудные расправы, исчезновения людей и другие вопиющие нарушения прав человека.

Пока ситуация зависла в неопределённости. Западные миротворцы, как обычно, покровительствуют косоварам. Их нахождение на границе может помешать сербам вмешаться в потенциальную резню, но вряд ли помешает самой этой резне случиться. Придётся ли сербам пережить ещё одну кровавую страницу истории своего разделённого по разным странами народа?

Вот в чём там дело. А то – номера, номера…