Если в Европе кто-то решил замерзнуть, «Газпром» вмешиваться не станет

На модерации Отложенный


До этого года было три вещи, на которые можно было смотреть сколь угодно долго – это как течет вода, как горит огонь и как кто-то работает. В этом году к ним добавилась еще одна забава – я могу смотреть сколь угодно долго, как бьются в истерике наши кляти небратья, глядя на покоряющие один рекорд за другим цены на европейских газовых биржах. И виноват в этом у них, естественно, только Газпром, ограничивающий поставки своего голубого топлива в Европу. Я просто сплю и вижу злодея-Миллера, пробирающегося под покровом ночи к газпромовской трубе и со злорадной улыбкой голливудского бармалея собственноручно закручивающего кран с надписью «ЕС».


Казалось бы, СП-2 построен, скоро будет запущен в эксплуатацию, смиритесь и примите, как данность, все равно ничего изменить уже не можете. Так нет же – бьются в истерике, брызжут слюной, обвиняют во всех тяжких и требуют обуздать, наконец, зарвавшегося северного соседа, объясняя это тем, что, таким образом, шантажируя поставками своего агрессорского газа, он сможет влиять на политику европейцев. Как будто, если бы этот газ шел по украинской трубе, то им шантажировать было бы нельзя? А, собственно, почему? Где тут логика? Ежу понятно, что логика тут в деньгах. Ответ на поверхности – ручеек денег, ежегодно исправно поступающих в украинскую казну, может иссякнуть. Цена вопроса 1,5 млрд долл/год – столько кляти небратья сейчас получают от агрессора за транзит его агрессорского газа в Европу. Раньше получали больше – и 7 млрд долл/год (за 141,1 млрд кубов прокаченного газа при раннем Кучме), и 4,5 млрд долл. (за 104,2 млрд кубов при режиме преступной Панды Януковича), сейчас эта цифра упала до 1,5 млрд/год. Но всему приходит конец, и украинскому транзиту, как выяснилось, тоже. Если в 2017-м при запойном Кондитере через украинскую ГТС прокачали 93,5 млрд кубов газа, в прошлом году эта цифра упала до 55,8 млрд (хотя заплатили как за 65 млрд), то в этом и в последующие три года (по 2024 год включительно), она будет равна 40 млрд. кубов газа в год (именно столько по договору 2019 года Газпром обязан прокачать через украинскую трубу). При этом 31,5 млрд кубов газа, с 2020 года идущие по турецкому маршруту, небратьев почему-то не волнуют. А это еще 1 млрд долл/год мимо украинской казны. Чего они от Эрдогана не требуют компенсации?! Какая-то избирательная у них логика.
 

Хитрый план Миллера


Давайте разберемся, а в чем, собственно, они нас обвиняют? Цитирую первоисточник:
 

Спотовые цены на газ взлетели на невиданный в истории уровень. Транзит через Украину Газпром не наращивает, отказываясь выкупать дополнительные резервные мощности у украинского оператора, создавая, тем самым, искусственный дефицит голубого топлива на рынке. Т.е. налицо имеем откровенный шантаж, конечной целью которого является ускорение сертификации СП-2.


Ситуация с газом, с их точки зрения, начинает приобретать очень небезопасную форму. Речь идет, как они считают, о сумасшедших спекуляциях, которые позволили вознести ориентировочную цену газовых фьючерсов до 966 долл/тыс. кубов (правда, потом она откатилась на рубеж 800 долл/тыс. кубов, но и этого европейцам хватило – прим. авт.). Цена действительно доселе в Европе невиданная (был побит исторический максимум). И в Киеве считают, что Кремль (и Газпром в частности) пытаются таким образом поставить Европейский Союз на колени с целью принудить его сертифицировать «Северный поток-2».

Какой плохой монополист! Ая-яй! Давайте его поругаем и в наказание заставим качать свой «самый грязный в мире газ» через украинскую трубу. Тут требуется пояснение. Еще 20 июня Газпром подал заявку в Федеральное сетевое агентство Германии на сертификацию Nord Stream 2AG в качестве «независимого оператора транспортной сети». У регулятора по закону было 4 месяца на проверку заявки. 2,5 месяца у них ушло только на то, чтобы ознакомиться с поданными документами (с этого момента и начался отсчет тех самых 4 месяцев, это случилось 10 сентября – от этого числа и пляшем). Как видите, никто никуда не торопится, хотя зима у всех на носу (но, видимо, не у чиновников данного немецкого агентства). Даже, если они и согласятся с доводами Газпрома и предоставят NS-2AG подобный статус, то на этом история не заканчивается. Дальше это решение должен утвердить Кабмин ФРГ (точнее, его Министерство промышленности и энергетики). У него для этого по немецкому закону есть еще 2 месяца. После чего документ попадает в Брюссель, там чиновники Еврокомиссии могут мурыжить этот вопрос еще от 2-х до 3-х месяцев (2 месяца минимум и 3-й месяц резервный). Итого, до официального разрешения на запуск СП-2 может пройти 9 месяцев максимум, (воистину, родить можно). Будет уже май 2022 года, зима в Европе к тому моменту, я думаю, уже закончится, как они ее переживут без газа, я даже не знаю! Причем, официально запретить сертификацию NS-2AG Еврокомиссия не может, поскольку Федеральное сетевое агентство Германии им напрямую не подчиняется, а должно лишь учитывать их мнение, (а может и не учитывать). Однако Брюссель вправе подать иск в суд против ФРГ за нарушения соглашения, если немецкий регулятор слишком сильно отойдет от требований ЕК. А в Еврокомиссии считают, что без анбандлинга СП-2 этот вопрос решить нельзя.

Справка: Unbundling (англ.) – разделение собственности. Это процесс, с помощью которого компания лишается части своего имущества в соответствии с законодательством. Это обычно делается для разрушения монополий. Вертикально интегрированные предприятия принуждают разделить права собственности в целях обеспечения конкуренции на рынке.

В нашем случае от монополиста (Газпрома) требуют, чтобы он разделил на отдельные юридические лица, т.е. фактически переуступил права собственности на транспортировку и хранение своего природного газа, оставив за собой только его добычу (слава Богу, его распределением, т.е. продажей конечному потребителю, занимается уже немецкая сторона). Газовая директива Третьего энергетического пакета ЕС требует, чтобы операторы транспортной сети были отделены от газодобывающих компаний. А Верховный земельный суд Дюссельдорфа своим решением от 25 августа не вывел NS-2AG из-под норм Третьего энергопакета, загнав тем самым Газпром в прокрустово ложе ЕС. Но нет таких задач, которые не может решить Газпром. Теперь, чтобы обойти рогатки Третьего энергопакета ему придется перенести точку передачи прав на транспортируемый газ из 12-ти мильной исключительной немецкой экономической зоны (ИЭЗ) в свободную экономическую зону, таким образом, передав ФРГ права на транспортировку (видите, как все просто – нет у них ничего против Кости Сапрыкина, простите, против Леши Миллера!). И вторым шагом для выполнения норм Третьего энергопакета будет передача монополистом половины трубы альтернативному поставщику, как того требует ЕК. Пускай им будет Роснефть. Такой вариант господ из ЕК устроит? Если не устроит, то можем добавить к ней еще и Новатэк (извините, других поставщиков газа на территории РФ нет, а труба, как вы знаете, берет начало именно в РФ).

Но для начала, чтобы не заморачиваться с точками передачи, Nord Stream 2AG (пишем NS-2AG , понимаем Газпром) подал заявку в Федеральное агентство ФРГ на сертификацию одноименного газопровода от лица независимого оператора. Немцы пока думают. А чтобы им легче думалось, Миллер закручивает кран. Но, в чем его можно обвинить? Свои контрактные обязательства перед европейскими потребителями, заключившими долгосрочные контракты с Газпромом на поставку российского голубого топлива, Газпром выполняет и даже перевыполняет. Согласно августовского отчета правления ПАО Газпром, за 7 месяцев текущего года в адрес ЕС (с учетом Турции) было поставлено 115 млрд кубов газа, что на 23% больше аналогичного показателя прошлого года. Если так и дальше пойдет, то Газпром рискует обновить исторический рекорд поставок своего продукта 2018 года, когда он поставил потребителям из ЕС 200,8 млрд кубов газа.

Небратьям тоже грех жаловаться, через их ГТС за первое полугодие этого года Газпром прокачал 22 млрд кубов газа (при контрактных 40 млрд/год), что на 9% больше положенных по договору. Договор между Газпромом и Нафтогазом составлен таким образом, что обязательный для прокачки годовой объем в 40 млрд кубов посуточно разбит в равных долях по 109 млн/сутки. За каждый куб, свыше положенных 109, включается повышающий коэффициент 1,2. Небратья требуют, чтобы Газпром качал больше. Но, извините, дороговато выходит! У вас и так почти самый высокий тариф в Европе, а с учетом повышающего коэффициента – куда же еще больше. Газпром и так первые 9 месяцев качал вместо 109 млн куб/сутки – 124 млн, выкупая дополнительные 15 млн куб/сутки на аукционе. Имейте совесть, господа украинцы! Ну да, Газпром отказался резервировать дополнительные мощности вашей замечательной трубы на 4-й квартал этого года, ну так, имеет же право.

Вы же сами боролись за Третий энергопакет? Ну, так теперь кушайте, не обляпайтесь. Или ищите альтернативного поставщика, что нету, (а под кроватью искали?). Газпром же рассчитывает на запуск в 4-м квартале «Северного потока-2», поставка голубого топлива по нему ему (и конечному потребителю) обойдется гораздо дешевле. Как говорится – ничего личного, всего лишь бизнес.
 

Налоги платят только трусы, а ППР делают только дураки (украинская народная мудрость)


Кстати, обвинения в адрес Газпрома, что он в разгар лета сознательно поставил свои газопроводы на ППР (планово-предупредительные ремонты), чтобы оставить Европу без газа, и тем самым взвинтить цены, тоже безосновательны. Это же только ваша тефлоновая труба в ремонте не нуждается (потому ей скоро и придет гаплык!), а магистральные трубы Газпрома без ежегодных ППР жить не могут. Как, кстати, и норвежские трубопроводы, и любые другие трубопроводы высокого давления. Почему вы норвежцев не упрекаете в возгонке цен? ППР – это обязательная процедура, которую нормальные операторы стараются не переносить, трубы высокого давления требуют обслуживания. Кстати, и длился ППР всего-ничего – дольше всего на «Голубом потоке» (с 12 по 29 мая), «Турецкий поток» уложился уже в неделю (с 22 по 28 июня), газопровод «Ямал-ЕС» вообще в 4 дня (с 6 по 10 июля), а СП-1 в 10 дней (с 13 по 23 июля). Но Газпром своих потребителей без газа даже на это время не оставил, подымая недостачу из своих подземных хранилищ в Европе, что не могло не отразиться на их заполняемости (на данный момент наполненность европейских ПГХ в среднем составляет 70%, что на 10% ниже показателей прошлого года).

Вы еще обвините Газпром, что он специально для раскрутки цен устроил аварию на своем ГПЗ в Новом Уренгое. Там 5 августа в 01:18 по мск из-за разгерметизации УДК-1 произошел взрыв и последующий пожар, уничтоживший дорогостоящее уникальное оборудование, которое восстановлению не подлежит (только замена в сроки не ранее конца 2021 года), что по итогам года приведет к падению добычи газа на привязанном к нему месторождении приблизительно на 3,2 млрд кубов.

Справка: Уренгойский ГПЗ – часть уренгойского газодобывающего комплекса, на него поступает газоконденсатная смесь с Заполярного, Ямбургского и Ен-Яхинского месторождений. Поскольку конденсат добывается вместе с газом, остановка завода привела к необходимости сократить или остановить добычу газа на этих месторождениях. Следствием этого стало снижение поставок газа на экспорт по газопроводу «Ямал-ЕС» с 2,1 млн. до 1-1,5 млн. кубов/час (максимальное падение было зафиксировано на отметке 1 млн. кубов/час). Чтобы выполнять экспортные контракты, Газпром начал подъем газа из собственных газохранилищ в Европе. На этом фоне цены на газ в Европе естественно полетели вверх.

Слушая небратьев, складывается такое впечатление, что Газпром является единственным поставщиком газа на европейский рынок. Но это ведь далеко не так. Он поставляет туда только 33-34% от общего объема импортируемого Европой природного газа. Почему же оставшиеся 66% поставщиков спокойно наблюдают, как Европа бьется в конвульсиях, задыхаясь и замерзая без жизненно необходимого ей продукта? Почему норвежцы и алжирцы не наращивают поставки своего трубного газа (норвежцы поставляют его в пределах 100-120 млрд кубов в год, алжирцы – 10 млрд/год и ни кубом больше). Хотя Алжир все-таки пошел навстречу ЕС и увеличил поставки своего СПГ. А где хваленное американское СПГ? Почему янки не спасают Европу? Правильно, их СПГ на премиальных рынках ЮВА, где цены на голубое топливо уже перевалили за отметку 1200 долл/тыс. кубов. Там же и СПГ Катара, Австралии и Нигерии, и даже российский Новатэк под шумок этой возни тарит своим СПГ братьев-китайцев. Но почему же небратья-украинцы не обвиняют их в недопоставках газа в Европу? Или то другое? Тайна сия покрыта мраком.
 

Есть ложь, есть наглая ложь, а есть передергивание фактов первыми лицами Незалежной


А тем временем 23 сентября Палата представителей Конгресса США, вернувшись с каникул, первым делом одобрила поправки в Оборонный бюджет США, которыми предусматривается введение санкций против газопровода «Северный поток-2». Об этом у себя в Facebook с радостью сообщил глава НАК Нафтогаз Украины Юрий Витренко. Но шансы на то, что газопровод заработает в коммерческом режиме в ближайшее время, не так уж и высоки, отмечает он, намекая на описанные мной выше проблемы с сертификацией трубопровода. При этом Витренко тоже обвиняет Кремль в неприкрытом шантаже:
 

Они (россияне – прим. авт.) углубляют дефицит газа в Европе, например, сократив транзит через Украину в полтора раза. Как следствие – цены на газ в Европе бьют рекорды. В такой ситуации Кремль говорит: «Хотите больше газа, дайте нам запустить «Северный поток-2». Мы разоблачаем этот шантаж.


Ну, и спасибо Конгрессу, что он нас не забывает в нашей бескомпромиссной борьбе с подлым и хитрым агрессором. В заключение Витренко подчеркивает, что для того, чтобы побороть дефицит газа в Европе, представитель агрессора Газпром должен срочно увеличить транзит своего агрессорского газа через Украину. Ему вторит его подчиненный, выделенный из состава Нафтогаз в результате анбандлинга, глава ООО «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон:
 

«Что происходило в этом году? Мы видим, что в начале года Газпром снизил транзит через Украину почти на 33% – со 180 млн/сутки до 124 млн/сутки. А с сентября он еще дополнительно уменьшил транзит до 109 млн/сутки.


Глава Нафтогаз Украины разоблачил Газпром, а я разоблачу его и его подчиненного. Прежде, чем клеймить позором Газпром, сим уважаемым господам неплохо бы было заглянуть в Договор, заключенный между ними и Дмитрием Козаком, представляющим в декабре 2019 интересы Газпрома (Миллер тогда подписал Договор удаленно, находясь в Санкт-Петербурге). Сей Договор, заключенный на 5 лет с возможностью его пролонгации еще на 10 лет, впервые для Поставщика предусматривал принцип «качай или плати» (до этого все подобные договоры были оформлены по принципу «бери или плати»), и по нему Газпром брал на себя обязательства прокачать через ГТС Украины минимум 225 млрд кубов газа за 5 лет – в деньгах это выражалось в цифре 7,2 млрд долл. в казну Украины. А даже если Газпром не прокачает указанный объем, то все равно был обязан за него заплатить – этим принцип «качай или плати» и отличается от принципа «бери или плати» (в последнем случае все риски были на Транзитере, теперь они с Поставщиком поменялись местами). За 1-ый год контракта Газпром был обязан прокачать (или оплатить) 65 млрд кубов газа, и за последующие 4 года еще по 40 млрд кубов газа в год, итого – 225 млрд кубов за 5 лет.

Первый год закончился в 2020-м. Что произошло в 2021-м? Правильно, согласно заключенному Договору Газпром сократил транзит с 65 млрд до 40 млрд кубов газа в год. Что привело к сокращению суточных объемов прокачки с 178 млн куб/сутки (у Макогона эта цифра 180 млн) до 109 млн/сутки. То, что Газпром до сентября этого года добровольно увеличивал эту цифру до 124 млн. кубов/сутки, докупая 15 млн кубов дополнительных мощностей на аукционах, это его добрая воля (по Договору он и этого не обязан был делать!). Почему сокращение транзита в 1,5 раза стало для г-д Витренко и Макогона откровением, я не знаю?! Но то, что они пытаются обвинить Газпром в не содеянных им грехах, это факт.

Не забывайте еще, господа, что на Газпроме лежала обязанность обеспечить прохождение отопительного сезона в Российской Федерации, для чего он до 1 октября 2021 года должен был закачать во внутренние ПГХ 72,3 млрд кубов газа (это по 400 млн. кубов газа в сутки). Почему вы решили, что европейские потребители газа ему должны быть ближе, чем российские?

И в завершение, в качестве ягодки на торте свежие новости с передовой борьбы с российским агрессорским газом. Согласно последних данных по состоянию на конец сентября, заполнение украинских ПГХ составляет 18,6 млрд кубов (при максимальной емкости хранилищ 31 млрд). Из них 4,6 млрд кубов – это не извлекаемый остаток, служащий для поддержания давления в ПГХ. Из оставшихся 14 млрд – 6 млрд принадлежат иностранным нерезидентам (отберешь – по судам затаскают!) и 3 млрд – резервные страховые мощности. Итого активного газа для украинских потребителей остается всего 5 млрд кубов. До начала отопительного сезона – полмесяца. Как они собираются пережить эту зиму, я не знаю. За прошлую холодную зиму они подняли из своих ПГХ 13 млрд. кубов. А эта зима обещает быть не менее лютой. Придется, наверное, прыгать для сугреву по принципу – кто не скачет, тот москаль! Удачи.