Другой взгляд на Сталинградскую битву
На модерации
Отложенный
На полях Великой Отечественной войны столкнулись две концепции, два разных принципа ведения полномасштабных боевых действий. Наверное специалисты военной науки могут точно объяснить и что называется "разложить по полочкам" причины формирования германского и советского подхода к организации войны.
Но общий принцип в целом понятен: наше руководство делало ставку на массовое применение несложной и недорогой техники, а германское стремилось создать и применять технически сложные и поэтому более дорогие механизмы. Надо ли уточнять, что одной из причин выбора советским руководством такого подхода, были прогнозы весьма серьезных потерь обученного состава и необходимости его быстрой и полноценной замены?
Это в первую очередь касалось сложных в техническом плане и тактике применения видов вооружения - танков и самолетов. Однако, общий принцип на то и общий, чтобы применяться повсеместно. И в этом качестве, интересно послушать рассуждения некоторых заслуженных и уважаемых советских военачальников, которые критиковали подобную практику, применительно к конкретным ситуациям.
Сталинградская битва. Морская пехота Волжской военной флотилии
занимает оборону во время десантной операции. Октябрь 1942 года.
Спорный вопрос?
В послевоенное время, когда накал эмоций стал спадать и критическое восприятие все четче прорисовывало возможные альтернативные варианты хода военных действий всех сторон мирового конфликта, довольно часто наиболее знаковые сражения, становились ареной обсуждения и выражения различных точек зрения.
Понятное дело, нас в большей степени интересуют события и битвы, происходившие на территории СССР, особенно в первой половине войны. Например, оборона Брестской крепости, Москвы, Сталинграда и Ленинграда, Курская битва, Ржевская операция, а также провалы и окружения в 1941-1942 годах.
Здесь важно сразу оговориться, что как бы кто не обсуждал эти события, победа осталась за нами, а значит и общая концепция была выбрана правильно, хотя и с очевидными ошибками. Никто не ставит под сомнение героизм нашего народа, другое дело, так ли необходимо было его массовое проявление в некоторых отдельных случаях? То есть речь может идти лишь о конкретных решениях в конкретных ситуациях.
Родион Яковлевич Малиновский в разные периоды времени
Сталинград
По вполне понятным причинам, Сталинградская битва сегодня имеет статус решающей и поворотной в общем контексте Отечественной войны. Однако, так считали и до сих пор считают не все. В частности, такая внушительная фигура, как Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Родион Яковлевич Малиновский, который в интервью от 1965 года выразил неуверенность в необходимости обороны Сталинграда.
Смысл его аргументов был прост: в тот момент, когда немцы вышли к Волге и завязались страшные, кровопролитные бои в городе, значение Сталинграда, как промышленного центра и транспортного узла пропало. Эти функции взяли на себя эвакуированные предприятия и рокадные дороги, заменившие путь по реке.
Применяя аналогию, можно было предположить, что нацисты заняв город, могли оказаться в положении Наполеона, вступившего в горевшую Москву. Волга стала бы неодолимой преградой для истерзанных в боях немецких частей, на флангах которых нависали советские группировки превосходящие по численности немецкую в 3-4 раза.
У Паулюса не было необходимого количества техники, танков, тяжелого вооружения, боеприпасов, запасов провианта и зимнего обмундирования не то чтобы для организации форсирования могучей водной преграды, но и для элементарной зимовки в условиях лютой русской зимы. В свою очередь, у советского руководства было достаточно времени, подготовить наступление и захлопнуть капкан.
Бои в городе - кто кого?
Большой политИк
Вместо этого, в городских сражениях и боях на флангах фронта, устроили натуральную бойню, полегло огромное количество бойцов, причем с обоих сторон. Ведь все перечисленные аргументы работали и для германского командования! Им не было никакой нужды самостоятельно залезать мешок, дожидаясь там полного окружения и разгрома.
Коммуникации предельно растянуты, господства в воздухе уже нет, партизаны лютуют на всей территории, значительно усложняя доставку резервов и снабжение войск. Многие германские генералы были против продолжения наступления на Сталинград, но здесь сыграл политический фактор. Это был знаковый населенный пункт.
На Западе не только историками, но судя по документам и мемуарам, вообще современниками высказывалось мнение о том, что Сталинград удерживали лишь из-за названия.
Об этом говорили и союзники, и враги. Если бы город назывался Царицын, его бы так не обороняли. А Гитлер соответственно, не стремился бы любой ценой его захватить. Обеим странам нужна была моральная победа для воодушевления народа.
Десантники, "перекованные" в пехоту, в Сталинграде.
И всё таки...
Считаю важным обозначить еще один фактор, имеющий возможно решающее значение в этих рассуждениях. В этом конкретном случае, мы слышим рассуждения построенные на чистой логике. И если следовать только ей, то совсем неудивительно, что Европа так быстро легла под нацистов и вполне себе удобно под ними устроилась.
Нашу страну никогда не завоевывали именно потому, что фраза "мы за ценой не постоим" отражает взгляд подавляющего большинства населения на сопротивление любому агрессору. И зачастую, ожесточение и ярость по отношению к врагам, позволяли нашим предкам выходить победителями, из казалось бы проигранных ситуаций.
И совсем не случайно, что именно Германия смогла одолеть всю Европу и замахнуться на другие континенты - тоже самое ожесточение в бою, та же ярость в схватке с врагами, но подчиненная черной нацистской идеологии, сыграло во всем этом значительную роль.
Контратака советской "пехоты" ВДВ.
В этой войне ставкой было физическое уничтожение многих народов России и тем трагичнее, что на ее территории столкнулись потомки трех славянских этносов. Ассимилированные адриатические и южно-балтийские славянские народы, в составе германских войск составляли большой процент и считались солдатами немецкого Вермахта.
Против них нельзя было воевать исключительно на одной логике, бывали случаи, когда их просто необходимо было передавить, силой против силы, не считаясь ни с чем, иначе можно было и не выиграть этой войны.
Поэтому, возможно у военного и политического руководства и были тактические ошибки в Сталинградской битве (также впрочем, как и у немецкого), но общая линия была верной - выстоять и двинуть войну вспять, на Запад, на Берлин!
P.S. В самые тяжелые первые месяцы битвы, Сталинград выстоял, именно благодаря десантникам и морским пехотинцам.
Во всех случаях, когда нужно было спасать положение, ВДВ с честью справлялись во время войны с поставленными задачами, будь то под Сталинградом или на Курской дуге.
На Сталинградский фронт были направлены 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40 и 41-я гвардейские стрелковые дивизии (бывши десантные корпуса, перекованные приказом Сталина в пехоту), а также три бригады морской пехоты с Тихого окена, Каспия и Волжкой флотилии.
Первой из числа этих дивизий на пути войск противника, рвущихся к Волге, встала 33-я гвардейская стрелковая дивизия полковника Александра Утвенко, созданная на базе 3-го воздушно-десантного корпуса.
В бой дивизия вступила с марша 27 июля на Клетском плацдарме в районе Калача-на-Дону и сразу оказалась в центре упорных кровопролитных боев на всех участках ее обороны. На второй день обороны противник выдвинул против гвардейцев танковую и пехотную дивизии, однако решительными действиями десантники подбили более 40 вражеских танков, огнем из стрелкового оружия истребили более сотни фашистов.
Высокую боеспособность десантных частей признавал противник. Германская разведка сообщала, что парашютные части Красной Армии «представляют собой лучший образец советской пехоты».
Немцам оставалось 50 -80 метров до Волги. Геббельс трубил на весь мир, что завтра Сталинград будет взят. Ну что такое для непобедимых солдат вермахта, каких-то 50 метров, когда они всю Европу прошагали победным маршем.
Но на этих 50 метрах голой набережной, насмерть встала «пехота» ВДВ!
Вот что вспоминает непосредственный участник тех событий с немецкой стороны, который командовал ротой. Его подразделение наступало в районе Сталинградского тракторного завода.
"Волгу мы видели без биноклей, с окон разрушенных цехов. Но преодолеть эти последние метры, никак не удавалось. Русские сражались как дьяволы, их пехота была подготовлена выше всяких похвал. Вечером я получал пополнение, а через сутки, от роты оставалось в живых 14-18 солдат, остальные гибли в ожесточенных рукопашных схватках в цеху завода. Уже на третий день от первоначального состава роты, кроме меня, не осталось - никого! И так продолжалось недели две. От этого можно было сойти с ума. Потом я был ранен" - (ему повезло – авт.).
Комментарии
Сдававшиеся в плен немцы все поголовно были поражены педикулезом.
- Вояки вшивые!
И все, трындец.
Все время битвы за Сталинград, по Волге шли баржи с нефтью.
Хлам.