Почему Украина не идет на поклон к «Газпрому»

На модерации Отложенный

Кажется, что при взлетевших ценах на «голубое топливо» зимой Незалежная обязательно должна «замерзнуть», однако почему-то она этого не особенно опасается.

Пока в Европе безумными темпами растут цены на газ, на Украине за происходящим наблюдают достаточно спокойно, но со злой иронией: мол, вы полагались на дружбу с «Газпромом», ну так не удивляйтесь, что она вам теперь боком вылазит. Хотя, конечно, у Незалежной тоже все не безоблачно — проблем прибавилось, но связаны они отнюдь не с опасением по поводу того, что «Украина зимой замерзнет».

Буквально накануне стало известно, что останавливает свою работу крупный производитель азотных удобрений — Одесский припортовый завод. Другие производители из этой сферы также на грани остановки. Просто в себестоимости этого вида продукции доля природного газа доходит до 70%, и при высоких ценах на газ выпускать карбамид, мочевину, аммиак и т. д. становится просто невыгодно.

Ситуацией с растущими газовыми ценами, конечно, воспользовались оппозиционные политики из числа пророссийских. Так, сопредседатель партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» (ОПЗЖ) Юрий Бойко заявляет, что Киеву следовало бы заключить прямой газовый контракт с Россией. Впрочем, он всегда об этом говорит. Но те же формулировки неожиданно употребил и депутат парламента от партии «Батькивщина» Алексей Кучеренко. Он заявил, что Украина в условиях высоких биржевых цен на газ и отказа от прямого контракта с «Газпромом» оказалась в крайне невыгодном положении, и теперь Киеву придется пойти на его заключение, поскольку к этому «подтолкнет жизнь». Впрочем, жизнь скорее подтолкнет самого Кучеренко к изгнанию из «Батькивщины», потому что лидер партии Юлия Тимошенко сейчас активно строит политический союз с «Европейской Солидарностью» Петра Порошенко. А там на подобные высказывания реагируют предельно жестко.

Заявления о том, что «в этом году Украина замерзнет без российского газа» звучат каждую осень, начиная с 2014 года. Однако перейти на печное отопление стране так и не пришлось, а сама фраза давно стала мемом.

Чтобы понять ситуацию, стоит посмотреть на цифры. Украина в 2020 году потребила 29,84 млрд куб. м природного газа. При этом его использование населением — 8,17 млрд кубов — 27,4% от общего объема. Собственная добыча природного газа в стране в прошлом году составила 19,18 млрд куб. м. То есть Украина обеспечивает себя на 64%, и этого с избытком хватает, чтобы обогревать дома и продавать газ населению по фиксированным ценам. Промышленности, конечно, сложнее — ей приходится покупать «голубое топливо» по рыночной цене, потому что в значительной мере оно импортное. Импорт природного газа на Украину в 2020-м составил 9,243 млрд куб. м, что, кстати, на 20% меньше, чем в 2019-м.

Здесь придется разрушить еще один популярный в России миф — дескать, «Украина напрямую забирает российский газ из транзитной трубы, а договоры на его покупку в Европе — фикция». На самом деле госкомпания «Нафтогаз Украины» (та самая, которой «Газпром», проиграв в суде, заплатил $3 млрд) в прошлом году импортировала всего 0,573 млрд куб. м. В реальности газ закупают несколько десятков коммерческих компаний-импортеров, и делают это они в самых разных странах — от Румынии, Словакии и Польши до России (по обходным схемам, конечно).

«Действительно, рекордно высокие цены на газ мотают нервы многим как в Украине, так и в Европе. Но самое страшное, что могло случиться с украинскими домохозяйствами в плане отопления и тарифов за ЖКУ, уже случилось год назад, когда в Украине были запущен рынок газа для населения. Тогда действительно украинцы получали космические платежки и по всей стране проходили „тарифные майданы“, — рассказал „Росбалту“ украинский энергетический обозреватель Степан Крьока. — После этого украинское правительство резко свернуло либерализацию энергорынка и предложило для населения механизм, который предполагает, что украинцы будут платить усредненную цену на газ на протяжении всего года: 7,99 гривен/куб. м (21,97 руб.). Предприятиям теплокоммунэнерго также была предложена льготная цена, чтобы предотвратить рост тарифов на отопление для граждан».

По словам эксперта, удержать цену низкой для населения (справедливости ради, отметим, что эта «низкая цена» для частников — примерно втрое выше российской) получается за счет газа собственной добычи — ею занимается дочерняя компания «Нафтогаза» «Укргаздобыча». С его помощью удалось сформировать запасы в подземных газохранилищах, которые по состоянию на 1 сентября составили 18 млрд куб. м. Этого объема вполне достаточно, чтобы обеспечить нормальное прохождение отопительного сезона.

«Некоторые опасения вызывает динамика цен на газ для промышленности. А она будет действительно высокой. Частично украинские предприятия будут снабжаться газом собственной добычи, частично импортным газом из Европы и России, — говорит Степан Крьока. — В Украине работает очень много газопоставляющих компаний. Собственники некоторых из них близки к российским правящим кругам, поэтому не исключено, что российский газ будет поставляться на украинские заводы».

Да, повышение цены газа отразится на цене конечного продукта. Но поскольку газовая инфляция имеет глобальный характер, нельзя сказать, что украинские заводы обанкротятся. Цена их продукции вырастет, но не станет больше, чем средняя цена аналогичной продукции на международных рынках.

Между тем, российский «Газпром» не забронировал дополнительные мощности по транзиту газа через Украину на октябрь, а в сентябре российская компания использовала лишь 4,3% от предложенных объемов. Это лишь 0,65 млн куб. м. в сутки или 19,5 млн куб. м за весь месяц. При этом неиспользованный объем концерн оплачивает.

Также «Газпром» бронирует менее трети мощности магистрального газопровода «Ямал — Европа», идущего через территорию Белоруссии и Польши. Так что говорить о том, что российский монополист «наказывает только Украину», не приходится. Во многих европейских странах и в США эту ситуацию называют шантажом с целью скорейшего запуска «Северного потока — 2».

Официальный Киев, к слову, не считает вопрос «СП-2» закрытым и продолжает давить на Запад, чтобы не допустить сертификации газопровода и официального его запуска. Накануне поздно вечером Владимир Зеленский в рамках участия в сессии Генассамблеи ООН встретился с главой Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен. И обсуждал он как раз «Северный поток — 2», а также интеграцию европейской и украинской электрических сетей и помощь ЕС для Украины в вопросе перехода на зеленую энергетику. Ранее же президент Украины заручился поддержкой Джо Байдена, который пообещал продолжить давление на ЕС с целью заставить его отказаться от использования «СП-2».

Однако на самой Украине уже не верят в возможность «угробить» «Северный поток — 2» и готовятся решать газовую проблему самостоятельно. Не случайно экс-президент Грузии, глава исполкома украинского Национального совета реформ Михаил Саакашвили в интервью польскому порталу Energetyka24 заявил, что в долгосрочной перспективе «Северный поток — 2» принесет пользу Украине. «У Украины достаточно собственного газа. Это хорошо, потому что украинцы будут добывать свой собственный газ. Украинцы научатся его экономить», — сказал он. И добавил, что Киев может стать самодостаточным в газовом вопросе и даже начать экспортировать топливо за рубеж.

Саакашвили знает, о чем говорит. «Нафтогаз» готовится начать разработку крупных газовых месторождений на шельфе Черного моря в районе Одессы. Частично — совместно с румынскими компаниями, уже имеющими в этом немалый опыт. Также на Украине принят закон, разрешающий поставлять в общую газотранспортную сеть биометан (очищенный биогаз), производство которого в стране быстро растет. Украина, будучи крупным сельхозпроизводителем, ежегодно продуцирует столько органических отходов, что, по расчетам специалистов, вполне может вырабатывать из них 17 млрд куб. м газа.

Так что, похоже, фраза «этой зимой Украина замерзнет без российского газа» так и останется популярным заголовком для российских СМИ и не менее популярным мемом на Украине.