Суповой набор от избранников для избирателей

На модерации Отложенный

22.09.2021 

Вячеслав Костиков

 

Суповой набор для народа. ​Как изменится расклад политических сил в Госдуме

Подведение предварительных итогов голосования на выборах депутатов Госдумы восьмого созыва. / Евгений Одиноков / РИА Новости

 

 

 

 

 

 

 

С завершением выборов в России закончилась политическая осень. Но политический пейзаж страны мало изменился.

Вячеслав Костиков, руководитель центра стратегического планирования «АиФ»:

Каковы же результаты «народного волеизлияния»? «Единая Россия» набрала 49,8%. Это больше, чем прогнозировали социологи. Считалось, что «партия власти» понесёт заметные потери и наберёт не более 30% голосов. Пессимистические ожидания не оправдались. Хотя единороссы по итогам выборов и потеряли 4–5% голосов, они всё же обеспечили себе в парламенте нового созыва подавляющее большинство. Таким образом, Госдума остаётся надёжной опорой Кремля в проведении как внутренней, так и внешней политики. Вечные ожидания российских мечтателей, что «утром следующего дня мы проснёмся в другой стране», не оправдались. Страна та же.

Коммунисты и «тишайшие»

КПРФ слегка улучшила свои показатели, получив почти 19% голосов против 13,3% при выборах 2016 г. Но кроме гордости за «народную поддержку» коммунистам это мало что прибавляет. Разве что Г. А. Зюганов на полтона повысит свой голос.

 

 

А вот В. В. Жириновскому, похоже, придётся искать себе и новую тональность, и новую роль. Широко объявленная заявка на то, что ЛДПР «отхватит» чуть ли не 30% голосов и отбросит коммунистов на обочину политического поля, не оправдалась. По итогам голосования ЛДПР получила всего 7,5%. Похоже, что для партии, которая в течение нескольких десятилетий претендовала на роль самой громкой оппозиционной силы, наступают сложные времена.

Результаты «Справедливой России» (тоже около 7,5%) не предполагают, что партия сможет изменить свой образ «тишайшей» и как-то влиять на политическую жизнь в стране.

Из демократических утрат прошедших выборов можно назвать результаты партии «Яблоко». Разочарование проистекает из того факта, что на заре рождения новой России она действительно отражала надежды и чаяния зарождавшегося гражданского общества. Но для такой страны, как Россия — с её зачаточным уровнем политической культуры, — «Яблоко» оказалось слишком тонким и разноголосым политическим инструментом, который никак не удавалось настроить на народный лад, особенно на «балалаечный» лад российской глубинки. Партия как была, так и осталась застенчивым певцом городской интеллигенции. А поскольку в последние годы интеллигенция была практически вытеснена из политического пространства, то нынешние результаты «Яблока» (всего 1,3%) оказались вполне предсказуемыми. Обидно, что партия не сможет издавать в Госдуме свой красивый голос. Слаб её голос и в СМИ. Без голоса же она может превратиться в партию обиженных. А на обиженных на Руси, как говорится, «воду возят».

 

 

Новые старые люди

Новый старый расклад сил в Государственной думе даёт все основания утверждать, что властная вертикаль серьёзных изменений не претерпит. Ни в центре, ни в регионах. В губернаторы прошли именно те люди, на которых делал ставку Кремль. Впрочем, демонстрация в СМИ портретов нового «супового набора» для регионов говорит о некотором омоложении местных властей. Похоже, что власть учла нараставшую за последние годы критику населения по поводу того, что многие из известных стране лиц «слишком истёрлись».

Скажется ли это на обновлении «политического мышления», сказать трудно. Внутренняя политика страны уже многие десятилетия остаётся инерционной. Прошедшие в Госдуму с 5,3% голосов члены недавно возникшей партии «Новые люди» едва ли изменят стилистику её работы. К тому же в СМИ уже звучали намёки на то, что и сама партия «Новые люди», возникшая как-то «из небытия», была создана по согласованию с Кремлём из попутчиков «Единой России», чтобы создать у заскучавших избирателей впечатление, что «в стране потянуло свежим ветерком».

Уж какой независимой и задиристой казалась нам лет 20 назад КПРФ во главе с таким мощным трибуном, как Г. Зюганов. А ведь как притёрлась к Кремлю, как вошла во вкус «вертикали власти». Коммуниста от единоросса сегодня можно отличить разве что в дни поминовения Ленина или Сталина, когда пламенные большевики несут букеты к захоронениям своих кумиров. Что касается «Справедливой России», то её тень (с 7,46% голосов) станет на фоне «Единой России» ещё более размытой.

 

 

Социальное усыхание

Одним словом, вплоть до 2024 г., когда в России будут проходить президентские выборы, сколько-нибудь заметных политических телодвижений и возгласов «хотим перемен» от нынешнего политического класса ожидать едва ли приходится. Едва ли следует ожидать и обильных усилий по росту «народного благосостояния». Все обещания и подарки были розданы накануне выборов и, по свидетельству экономистов, уже успели обнулиться из-за возросшей дороговизны почти по всем параметрам народной жизни. При нынешнем застывшем устройстве страны поток социальных обещаний и их реализация зависят не столько от внутренней политики, сколько от мировой конъюнктуры на энергоносители. Будут расти цены на российские нефть и газ — будут и новые порции социальных благ. При неблагоприятной мировой конъюнктуре «социальное государство» будет всё более сужаться.

Социальное усыхание может внести новую напряжённость в отношения между властью и народом. По оценкам экспертов в области социальной психологии, население с растущей степенью отторжения воспринимает навязчивые призывы к патриотизму, величию, особой миссии России в мировой политике. У людей растёт понимание того, что власть использует возвышенную политическую риторику в своих интересах. Как один из способов отвлечения внимания от острых проблем каждодневной жизни — бедности, неравенства, убыли населения.

 

 

Последние социологические опросы показывают, что граждане предпочли бы видеть Россию «страной с высоким уровнем жизни, пусть и не одной из самых сильных держав мира» (66%). И лишь треть (32%) хотели бы видеть страну «великой державой, которую уважают и побаиваются другие страны». Доля тех, кто предпочёл бы хороший уровень жизни разорительному стремлению к могуществу и особой роли, последовательно растёт в последние 6–7 лет. Интересно отметить и то, что подобная точка зрения сегодня доминирует во всех возрастных группах. И особенно заметна среди молодёжи в возрасте 18–24 лет (74%). Эпоха безоглядных патриотов («зато мы делаем ракеты») уходит в прошлое.

* * *

Судя по телевизионным комментариям, власть интерпретирует результаты выборов как свою большую победу. По результатам голосования «Единая Россия» будет иметь в Госдуме конституционное большинство, а сама фракция обновится на 50%.

Хотелось бы надеяться, что обновлённый состав депутатов будет более внимательно прислушиваться к тому, о чём думает и на что надеется народ. Несмотря на бедность, народ думает не только о суповом наборе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции