Тесто в волосах

На модерации Отложенный

Дамы фыркали и пытались укрыться. По лицам текла вода, оставляя на белых пудренных лицах мокрые бороздки. А император улыбался. Всё шло в точности по его замыслу – довольно странному для посетителей парка. Придворные мигом намокли, а в волосах у некоторых образовалось настоящее липкое тесто.

Выбеленные волосы, как на картинах А.Ватто, были обильно напудрены - настоящей пудрой или мукой

 

Пригласить сотни гостей в роскошный дворец, чтобы как следует полить их водой – такую занятную идею Пётр Первый воплотил в Петергофе. В кратчайшие сроки среди болот и пустоши вырос грандиозный по меркам того времени дворец и невероятной красоты парк. Ещё побывав в Версале в 1716 году русский император решил для себя: он создаст на родине куда лучший ансамбль! Перещеголять Людовика XIV (при котором построили Версаль) было дерзкой и дорогой задачей. Но Пётр не искал лёгких путей. И смелости ему было не занимать: тогда же, во время французского вояжа, он подхватил на руки маленького Людовика Пятнадцатого. Придворные застыли в потрясении - такое никто не мог себе позволить! Конечно, король Франции совсем ребёнок. Но это коронованное дитя!

Фонтаны в то время называли «водомётами», и на Руси о них знали только в теории. Пётр пригласил специалистов из-за рубежа, они-то и разрабатывали проект. Но штольни строили свои, русские мастера. Они же прокладывали десятки километров труб. 15 августа 1723 года всё было готово.

Большой каскад, фото автора - Ники Марш

"Мой парадиз", - с нежностью и гордостью говорил император.

Каскады в парке должны были вызывать изумление у посетителей, поражать каждого, оставаться в памяти навеки. И ещё… веселить самого императора.

«Шутихи» - потешные фонтаны, спрятанные среди расчерченных по линейке дорожек – придумал лично государь. Водомёты работали по его сигналу, и запускались вручную, когда это требовалось. Результат впечатлял: десятки высоких гостей за несколько секунд промокали до нитки.

Предшествовало этому театральное действо, бал или плотный ужин. Разомлевшим гостям предлагали прогуляться и поглядеть на диковинки Петергофа. А там было на что посмотреть! Великолепная работа садовника, мраморные статуи, и главное… фонтаны. Экскурсоводом выступал сам император (вероятно, он вообще был первым гидом в России), и как он говорил! Его глаза горели лихорадочным огнём, он в лицах пересказывал свою беседу с архитекторами… Пётр был буквально влюблён в своё детище.

Портрет Петра I, 1717 год

 

Но дальше наступала пауза.

Государь делал несколько шагов вперед, посетители чуть-чуть отставали. Затем он разворачивался и… со всех сторон на гостей начинала лить вода. Триста форсунок, спрятанных у краев дорожки, «палили» на полную мощность. Образовывался водяной тоннель, в котором ни один из гостей не оставался сухим. Да что там! У них нитки сухой не оказывалось…

«Зело смешно смотреть», - раздавался веселый голос императора. Его-то, стоявшего поодаль и давшего сигнал к мокрой атаке, миновали фонтанные струи. Поэтому Пётр заразительно смеялся. Гостям поневоле приходилось изображать кривые улыбки.

Но одежда высыхала. А вот с волосами было труднее. По моде восемнадцатого века причёски обильно пудрили. Хорошая пудра выполняла две задачи: скрепляла волосы не хуже современного лака, и придавала шевелюре модный выбеленный оттенок. На одних только шпильках и лентах причёска держалась недолго, а вот с пудрой была надежда, что аккуратно уложенная «куафюра» проживёт до вечера.

Пудры накладывали очень много

 

Однако… пудру в России в те годы ещё не делали. Её везли из Европы, и стоила она дорого. Конечно, для большинства гостей Петра Первого деньги не были проблемой… Но вот повлиять на поставщиков не получалось. Если где-то заморский товар задерживался, то приходилось ждать. Иногда по несколько недель! А что делать, если запасы пудры закончились?

И вот тогда обратились к муке. Хорошая белая мука с виду была почти как пудра. На лицо её наносили тем же способом, что и заморский товар - с помощью специальных пуховок. Да, осыпалась с лица сильнее, но вот в волосах проявляла себя неплохо. Напудренные мукой дамы и кавалеры переживали только по одному поводу: чтобы на причёску не попала вода. В этом случае «пудра» превращалась в клейкую вязкую массу. Тесто в волосах, не иначе.

Та самая шутиха "Водяная дорога" - работает с 1723 года

 

Побывав под фонтанной водой, придворные представляли из себя унылое зрелище. Макияж стекал по воротникам белыми струями, на голове застывало тесто. Хохот императора был совершенно искренним – это действительно выглядело смешно.

После такой «прогулки» по Петергофу приходилось подолгу вымывать волосы. Некоторые предпочитали стрижку – все равно парики были в моде. Возмущаться никто не смел, по крайней мере открыто. Шипели за плотно затворёнными дверями. И на чей-либо вопрос о том, как понравились парки Петергофа, отвечали сияющей улыбкой: "Восхитительно!"

А фонтаны-шутихи существуют по сей день. Правда ту самую, "Водяную дорогу" с тремястами форсунками, запускают всего несколько раз в день. И тоже вручную. В точности, как во времена любившего посмеяться императора.