Откуда взялся мужской скелет в спальне княгини Юсуповой

На модерации Отложенный

Всем известно английское выражение про скелеты в шкафу. Оно означает наличие чего-то сокровенного в душе у каждого человека, о чём посторонние не подозревают. А вот у русской княгини Зинаиды Юсуповой, если верить некоторым известиям, в самом деле стоял настоящий скелет в гардеробном шкафу!

 

Княгиня Зинаида Юсупова (1809-1893 гг) на картине художницы Кристины Робертсон

 

Первая красавица Петербурга

Зинаида Ивановна была урождённой Нарышкиной и принадлежала к самым утончённым красавицам петербургского великосветского общества. Её красотой восхищались все, а она нередко одаривала ею мужчин, отчего в том же обществе её считали легкомысленной и ветреной особой.

В 17 лет она вышла замуж за князя Бориса Юсупова, но вскоре другие мужчины вскружили ей голову. Одарив супруга сыном и выполнив свой долг матери, она стала заводить любовников одного за другим. Говорили, что среди её любовников был сам император Николай I, что вполне возможно, учитывая его склонность увлекаться своими фрейлинами.

Но было у неё и одно странное, тайное увлечение. Пишут, будто в конце 1840-х годов, когда ей самой было уже под сорок лет, она на какое-то время поселилась в Свеаборге, рядом с крепостью, в которую заключали важных государственных преступников, и помогла бежать оттуда одному из них.

В 1850-е годы уже немолодая, но всё ещё светившаяся красотой Нарышкина-Юсупова переехала во Францию, где влюбила в себя как императора Наполеона III, так и одного бедного офицера, годившегося ей в сыновья. Юсупова предпочла женатому императору молодого офицера и вышла за него замуж.

Княгиня была невероятно богатой и купила замок своему новому мужу. Она страшно расстроилась, когда он перед своей внезапной смертью завещал этот замок своей молодой любовнице (по другим данным – родной сестре). Юсупова выкупила свой подарок и пожертвовала его властям с условием, что там будет музей. Скончалась эта эксцентричная женщина в Париже, немного не дожив до своего 84-летия.

Известие о скелете

Её знаменитый правнук Феликс Юсупов писал в своих мемуарах, изданных за границей в 1953 году, что после революции большевики, при обыске дворцов князей Юсуповых в Петербурге, «нашли в прабабкиной спальне потайную дверь, а за дверью – мужской скелет в саване». Юсупов считал, что этот скелет принадлежал возлюбленному Зинаиды Ивановны – тому революционеру, которому она помогла бежать из крепости.

А был ли на самом деле скелет?

 

Никаких других известий о скелете в комнате Юсуповой нет. Как, кстати, и об её таинственном любовнике – государственном преступнике.

Феликс Юсупов – мистификатор

Версия князя кажется на первый взгляд довольно правдоподобной. Княгиня прятала своего опального любовника в этом шкафу от посторонних, а потом, когда он умер, тут же и похоронила (версию о погребении заживо, как слишком ужасную, оставим в стороне). Но неужели нет никакого способа её проверить?

Полно. Во-первых, могли сохраниться протоколы обысков дворцов Юсуповых. Во-вторых, списки заключённых в Свеаборге с непременным указанием, если кто оттуда сбежал. В-третьих, Юсупов указывает, будто историю со скелетом он якобы узнал в 1925 году, пролистывая тогда в Париже советские газеты. Значит, в какой-то из газет это известие должно содержаться.

Князь Феликс Юсупов в эмиграции, 1950-е годы

 

Не исключено, конечно, что поиски по всем трём линиям, за давностью лет, не дадут результата.

Но пока версию Феликса Юсупова, этого убийцы Распутина, известного всему миру авантюриста и мистификатора, можно смело считать одной из его выдумок, которыми он, особенно на старости лет (он писал мемуары в 66), расцвечивал жизнь своих предков по материнской линии (по отцу-то он был не Юсуповым, а Сумароковым-Эльстоном).

Наглядное анатомическое пособие

Однако у истории со скелетом может быть и более простое объяснение. Не всё в ней ложь старого князя. Кое-что может оказаться правдой.

В январе 1835 года молодая княгиня Юсупова, звезда балов, катаясь с кем-то в дрожках с ледяной горки, упала так, что сломала себе бедро. И по меркам современной медицины это очень серьёзная травма. Юсупова возбуждала к себе всеобщее сочувствие, тем более, что она переносила это несчастье с восхищавшим всех мужеством (некоторые приписывали его её легкомыслию). Молодой организм и неизменный оптимизм взяли своё. После нескольких лет хождения на костылях княгиня вполне восстановилась.

Бал в Санкт-Петербурге, 19 век - так его представляют современные художники

 

Естественно, во время своего лечения княгиня не могла обходиться без докторов. Естественно представить, что она интересовалась ходом своего лечения и происходящими в её организме процессами. А теперь представим себе, что один из докторов для лучшего объяснения характера травмы не нашёл другого способа, как использовать наглядное анатомическое пособие – скелет. За неимением женского использовали мужской. Этот скелет и притащили в дом к Юсуповой. По миновании в нём надобности княгиня решила упрятать его в потайной шкаф. Возможно, дав дань своей эксцентричности, одела его в погребальный саван. Хотя последнюю деталь оставим целиком на совести престарелого Феликса Юсупова.