15 сентября 1974 года — "Бульдозерная выставка"

На модерации Отложенный

 



Сегодня — 47 лет «Бульдозерной выставке». 15 сентября 1974 года в Москве на пустыре в районе Беляево-Богородское (Москва) состоялась самодеятельная однодневная выставка произведений современного искусства, организованная живописцами, скульпторами и графиками, творчество которых не укладывалось в рамки официозного социалистического реализма. В историю мирового искусства она вошла как «бульдозерная выставка», т.к. спустя полтора часа после открытия экспозиция была уничтожена властями при помощи тяжелой строительной техники.

Выставка 15 сентября 1974 года представляла собой художественную акцию, выражавшую протест против невозможности художникам-нонконформистам выставляться в обычных выставочных залах и в целом против преследований современного искусства в СССР.

Организаторами этой выставки-демонстрации стали художник Оскар Рабин и поэт, писатель и коллекционер Александр Глезер. Свои работы представили около двадцати художников, в том числе Оскар Рабин, Борис (Борух) Штейнберг, Владимир Немухин, Виталий Комар и Александр Меламид, Лидия Мастеркова, Юрий Жарких и др.

На открытии выставки присутствовало несколько десятков человек — сами художники, их друзья и приглашенные ими иностранные журналисты. Власти, заранее осведомленные об акции, сначала пытались занять намеченную для выставки площадку якобы для работ по посадке деревьев, а затем на место прибыли значительные силы милиции, поливальные машины и бульдозеры, которые смели выставленные работы как мусор. Несколько картин были уничтожены, многие повреждены.

Художники были избиты, Оскар Рабин и еще четверо задержаны.

Неожиданно для советских властей этот акт вандализма получил чрезвычайно громкий резонанс за рубежом. Художники, со своей стороны, заявили, что не отступят и через две недели повторят свою акцию. В этих условиях власти, чтобы сгладить негативное впечатление и избежать дальнейшей эскалации конфликта, разрешили 29 сентября 1974 г. провести первую легальную выставку современного искусства также на открытом воздухе в Измайловском парке. Затем нонконформистам был выделен небольшой выставочный зал в подвале на ул. Малая Грузинская в Москве в качестве своего рода «художественной резервации», где им разрешалось демонстрировать свои работы публике. Таким образом, художникам удалось преодолеть абсолютный запрет на современное искусство в СССР.

Этот полууспех, показавший, что власти уже не всесильны, и сопротивление их давлению все-таки возможно, спустя несколько лет вдохновил группу поэтов и писателей, страдавших от идеологической и эстетической цензуры, на проведение аналогичной протестной художественной акции в сфере литературы. Такой акцией стало создание самиздатовского альманаха «Метрополь».

Однако, несмотря на то, что в результате «бульдозерной выставки» современное искусство в СССР завоевало себе небольшуюй отдушину, персональное давление на художников-нонконформистов со стороны милиции и КГБ нарастало. В следующие годы это вынудило многих из них, в том числе Рабина, Немухина, Комара и Меламида, Мастеркову и Жарких, к эмиграции. Оскар Рабин в 1978 году был лишен советского гражданства.