Времена, когда Украину объявляли «великой транзитной державой», кончились
На модерации
Отложенный
Как украинская самостийность породила проблему транзита российского газа в Европу
Укладка труб газопровода «Северный поток – 2» завершена. Весьма вероятно, когда вы будете читать этот материал, будет сварен «золотой стык» российско-германского газопровода.
В Киеве паникуют. Угроза остаться без денег за транзит газа приблизилась. Во время недавнего визита Зеленского в Вашингтон Байден якобы сказал ему, что США будут «следить за поведением России» и немедленно включат режим санкций против "Северного потока – 2", если Москва будет создавать «небезопасную ситуацию и энергетические проблемы для Украины». Однако в Киеве понимают, что «дедушка старый» и даже если он что-то такое сказал, не стоит принимать эти слова всерьез.
Что же касается «словацкого» и «венгерского» газа, которым нынче удовлетворяется Украина, то это тот же самый российский газ. Так что речь идёт уже не о потере Украиной транзитных доходов, а о её газоснабжении.
К моменту распада СССР 95 % газопроводов для экспорта природного газа из РСФСР в Европу проходило по территории УССР («Уренгой – Помары – Ужгород», «Союз» («Оренбург – Западная граница СССР»), «Прогресс» («Ямбург – Западная граница СССР»). После того как СССР не стало, первый договор между двумя постсоветскими правительствами о поставках и транзите газа через территорию Украины был заключен 20 августа 1992 года. По этому договору Россия обязалась поставлять для нужд Украины 70 млрд куб. м газа в год, а Украина обязалась транспортировать в Европу и Молдову 100 млрд куб. м газа в год.
Проблемы начались сразу. Уже к концу 1992 года долг Украины достиг 227 млрд рублей (около полмиллиарда долларов по тогдашнему курсу). Зимой 1992-1993 годов в результате переговоров между Москвой и Киевом технические кредиты были преобразованы в государственный долг Украины, был разработан план его погашения до 1999 года.
Тем не менее решить проблему неплатежеспособности Украины не удалось. К августу 1993 года ситуация обострилась настолько, что поставки газа на Украину были на несколько дней ограничены. 11 августа после встречи Л. Кучмы и В. Черномырдина Россия возобновила поставки, но 26 августа «Газпром» вновь заявил о 25-процентном сокращении поставок в связи с непрекращающимся ростом украинской задолженности.
Украина в этих условиях принялась за «несанкционированный отбор» (попросту – воровство) российского экспортного газа. В октябре 1993 года «Газпром» предложил погасить долги Украины путём долгосрочной аренды ряда объектов украинской газотранспортной системы, но получил отказ.
Переговоры, заключение новых соглашений, создание новых схем поставок, периодические скандалы продолжались все 90-е и в начале 2000-х годов; Москва часто шла на уступки Киеву.
Как отмечал В. Путин, Россия 15 лет ежегодно спонсировала Украину на 3-5 миллиардов долларов за счёт дешёвых энергоносителей. Цена поставки газа на Украину составляла в те годы $50 за 1000 м³, притом что цена газа для Германии лишь раз, в 1999 году, опустилась до $67 за 1000 кубов, в прочие же годы колебалась между 90 и 150 долларами
Живых денег за потребленный российский газ Украина не платила. При соизмеримых объемах транзита и собственного потребления (помимо российского газа, на Украину шел ещё газ из Туркмении) весь поставляемый на Украину газ уходил в оплату за транзит. Т. е. за прокачку газа по участку в 500-600 км (при общей длине маршрута в 3-4 тыс. км) приходилось отдавать четверть его объема.
Задолженность за прежние поставки Киев старался отдавать бартером.
Так, в 1999-2001 годах Украина передала России в счёт урегулирования задолженности за природный газ доставшиеся ей в наследство от СССР восемь стратегических бомбардировщиков Ту-160, три Ту-95МС, около 600 крылатых ракет Х-22, стоявших на вооружении дальней авиации, а также наземное оборудование. Тем самым Украине удалось погасить 285 млн долларов из общего объёма долга.
Продолжался и «несанкционированный отбор». «Москва ежегодно перекачивает через нашу страну на Запад 130 миллиардов кубометров газа. Если здесь откачают миллиард кубометров, это же ничтожная доля», – высказался однажды президент Л. Кучма в интервью журналу Spiegel. Так, в 2000 году Украина своровала 8,2 млрд куб. м газа.
В 2004 году было заключено новое соглашение о порядке оплаты за транзит и цене газа для Украины, но украинским властям этого показалось мало: они захотели «европейских» цен за транзит с сохранением прежней цены за российский газ для Украины. Москва в ответ прекратила поставки, а когда Украина возобновила «несанкционированный отбор» и вовсе перекрыла вентиль. Давление оставшихся без газа европейцев заставило Киев заключить новый договор, куда более выгодный для России, чем предыдущие. История повторилась в 2009 году.
Заключенный тогда Юлией Тимошенко договор на 10 лет был воспринят на Украине как «зрада», хотя базировался на сложившемся в Европе порядке ценообразования за транзит и поставки и содержал взаимные симметричные обязательства.
С приходом к власти В. Януковича снова начались скидки для Украины, которые увязывались сначала с продлением аренды базы ЧФ в Севастополе, затем с отказом от подписания соглашения об ассоциации с ЕС, при постоянных жалобах Киева на несправедливость договора, заключенного Тимошенко.
После государственного переворота 2014 года пошла новая череда конфликтов, связанных с претензиями «Нафтогаза» на сохранение данных Януковичу политических скидок и пересмотр формулы цены при невыполнении «Нафтогазом» контрактных обязательств по объемам закупки российского газа. В итоге Стокгольмский арбитраж принял беспрецедентное (политическое) решение, по которому в результате «взаимозачёта» встречных претензий «Газпром» остался должен «Нафтогазу» 3 млрд долл.
Решить проблему транзита, созданную украинской самостийностью, Москва пыталась со второй половины 1990-х. Тогда началось строительство газопроводов «Голубой поток» в Турцию и «Ямал – Европа» через Белоруссию и Польшу.
После «газовой войны» 2006 года начали строить «Северный поток – 1», а переворот 2014 года убедил руководство Германии в необходимости «Северного потока – 2».
Сопротивление этим проектам со стороны США и их европейских сателлитов было сильнейшим (отказ Болгарии от «Южного потока»; затянувшиеся на несколько лет проволочки Дании в выдаче разрешений на работы в её и водах; американские санкции, заставившие подрядчиков выйти из проекта). В конце 2019 года пришлось заключить новый транзитный договор, гарантирующий Украине прокачку 40 млрд м³ по её ГТС до 2024 года.
Договор 2019 года продолжает действовать. Однако, во-первых, выручки от прокачки предусмотренных им объемов едва хватит для поддержания работоспособности украинской ГТС, а, во-вторых, возможность обойтись теперь без украинского транзита создает новую геоэкономическую реальность.
Времена, когда Украину объявляли в Киеве «великой транзитной державой», кончились. Теперь Украина «просто» потребитель российского газа, причем Россия для неё – абсолютно безальтернативный поставщик.
Комментарии