Израильские роботизированные ульи спасут глобальную популяцию пчел

На модерации Отложенный

 

 

Предприниматель Саар Сафра не собирался заниматься пчеловодством, когда вернулся в Израиль после 15 лет, проведенных в Сиэтле. Он программист, который за последние два десятилетия возглавил или основал пять компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения, три из которых были проданы.

 


 

После закрытия своего последнего предприятия в Сиэтле в 2017 году Сафра перевез семью обратно в Израиль и начал искать новые возможности в местной технологической экосистеме.

У него было четыре критерия. «Это должен был быть B2B [бизнес для бизнеса], основанный на модели SaaS [программное обеспечение как услуга], и это должен был быть бизнес на миллиард долларов. Кроме того, я хотел участвовать в преуспевающем бизнесе, которое делает добро», — сказал Сафра в интервью Times of Israel.

На одной из десятков встреч с местными предпринимателями и бизнесменами он встретил Элияху Радзынера, пчеловода, который ранее был соучредителем стартапа в области сельскохозяйственных технологий, разрабатывающего роботизированные системы для тепличного хозяйства. Радзынер стремился внедрить больше технологий в современное пчеловодство — род деятельности, который в значительной степени опирается на опыт предыдущих поколений — поэтому они с Сафрой сразу поладили.

 

Основатели Beewise. Слева направо: Гилель Шрайер, Элияху Радзынер, Саар Сафра, Йоси Сурин, Боаз Петерсил.

 

Beehome — это контейнер, преобразованный в улей, работающий на солнечной энергии, который объединяет робототехнику, искусственный интеллект, визуализацию, программную платформу и мобильное приложение для круглосуточного наблюдения и ухода за пчелами. Устройство может содержать до 24 пчелиных семей и автоматически контролирует климатические условия и влажность, обнаруживает и уничтожает вредителей и паразитов, определяет, когда колония готовится к рою, отправляет предупреждения, когда необходимо вмешательство человека, и даже собирает мед, который производят пчелы.

«Beehome работает с 24 колониями, по 12 с каждой стороны. В центре улья находится роботизированная система, которая перемещает и контролирует колонии 24 часа в сутки, семь дней в неделю, используя компьютерное зрение, машинное обучение и нейронные сети. Робот выдает еду, воду, лекарства, если пчелы подхватили болезнь или их поразили вредители, он знает, жарко пчелам или холодно», — сказал Сафра.

Он пояснил, что контроль и мониторинг всех этих условий в режиме реального времени обеспечивает повышение урожайности, способствует более эффективному опылению и защите популяций медоносных пчел.

 

Автономные роботизированные ульи Beewise

 

Популяция пчел, безусловно, нуждается в защите. Ежегодно она сокращается на 40% по разным причинам – из-за изменения климата, утраты среды обитания, чрезмерного использования сельскохозяйственных химикатов, паразитических клещей и различных патогенов.

В США пчеловоды потеряли около 45% культурных пчелиных семей в период с апреля 2020 года по апрель 2021-го, что стало вторым по величине ежегодным убытком в истории пчеловодства, согласно последнему отчету, опубликованному порталом Bee Informed Partnership.

Эта цифра кажется поразительной, учитывая, что «почти 90% видов диких цветковых растений в мире полностью или, по крайней мере, частично зависят от опыления, наряду с более чем 75% мировых продовольственных культур и 35% мировых сельскохозяйственных земель», по данным ООН.

 

Внутри улья Beehome, который может содержать до 24 пчелиных семей

Кроме того, «опылители вносят свой вклад в культуры, которые дают биотопливо (например, рапсовое и пальмовое масло), волокна (например, хлопок), лекарства, корм для скота и строительные материалы. Некоторые виды дают пчелиный воск для свечей и музыкальных инструментов, а также материалы для декоративно-прикладного искусства», — говорится в сообщении World Bee Project, британской инициативе, продвигающей интеграцию различных технологий для спасения пчел.

По словам Сафры, действительно, технологии — это крайне важное и необходимое решение для защиты популяций пчел и помощи в их процветании, ведь высок риск потери важных процессов, которым способствуют пчелы.

 

«Лечение и уход за живыми биологическими существами в режиме реального времени помогает им оставаться сильными и здоровыми. Робот может делать это весь день, так как он не устает, в отличие от человека. Если есть проблема, вы не узнаете о ней, пока не доберетесь до ульев. Они [пчеловоды] должны выехать на поле — если у них разбросано 1000 ящиков, то им нужно заглянуть в них, чтобы увидеть, что в них происходит, зачастую бывает уже слишком поздно, поскольку колония разрушается», — сказал он.

С Beehome пчеловоды могут незамедлительно принять меры в случае возникновения проблемы, а это значит, что «больше пчел остается в живых, будет больше меда и больше опыления». Согласно первоначальным внутренним данным, благодаря Beehome разрушение колоний сократилось примерно до 10%, заявил Сафра Times of Israel.

Пчелиные технологии

«Beewise выполняет настоящую миссию по спасению пчел, — сказала Сафра, чья компания является главным пчеловодом. — Мир, который мы спасаем, — это реальный мир, и его стоит спасти. Я искренне верю, что у нас это получится».

По его словам, в настоящее время в компании работает около 70 человек, увлеченных делом, и стартап быстро растет. С момента основания в начале 2018 года он уже собрал около 40 миллионов долларов — как от израильских, так и от иностранных инвесторов.

Имея ряд «счастливых и взволнованных клиентов», Beewise теперь нацеливается на рынок Северной Америки, ориентируясь на коммерческих пчеловодов и производителей в Канаде, США и Мексике.

 

Медоносная пчела на полевом цветке

«Фермеры хотят видеть, какие услуги по опылению они получают. Пчеловоды хотят снизить затраты и повысить урожайность», — сказал Сафра, отметив, что Beewise способствует и тому и другому. В то же время компания «не является главным поставщиком решений для пчеловодства; ее главная цель — спасти пчел».

Технологии Beewise вызвали такой ажиотаж (они были включены в список «лучших изобретений» по версии журнала TIME в 2020 году), что в настоящее время «спрос на них превышает возможности компании», — сказал Сафра. На сегодняшний день компания развернула около 100 ульев Beehomes и планирует поставить еще сотни в течение следующих нескольких месяцев.

«Инновациям не нужно 100 лет, чтобы прижиться. Если мы получим миллион контейнеров на местах, мы сможем оказать реальное влияние», — заявил он.

Самым большим препятствием является логистика. В настоящее время Beewise преобразует контейнеры и оснащает их программным обеспечением и роботизированными системами в Израиле, после чего они отправляются клиентам.

«Мы называем наше решение “программное обеспечение в жестяной упаковке”, но существует физическое распределение оборудования, и оно должно быть доставлено на грузовиках. Это увеличивает затраты», — пояснил Сафра. Он не стал разглашать цену Beehome, но сказал, что она не слишком высока.

Производство на рынке сделало бы решение намного более экономичным, не говоря уже о сроках, именно на этом предприниматель планирует сосредоточить свои усилия.

Сафра подчеркивает, что Beehome не заменяет человеческое участие. «Мы имитируем то, что делают пчеловоды, и отделяем знания от физического труда. Важен опыт пчеловодов. Они принимают решения — роботизированная система в поле занимается монотонным ручным трудом».

Beewise также тесно сотрудничает с пчеловодами, предлагая новые функции и возможности. Уже создав решение на основе нагрева для борьбы с клещами варроа, паразитическими клещами, которые часто приводят к уничтожению пчелиных семей, питаясь жировыми запасами взрослых особей и личинок, стартап разрабатывает способ перехвата шершней-убийц. Эти инвазивные виды, также известные азиатские гигантские шершни, особенно вредны для медоносных пчел — некоторые из них могут уничтожить целые колонии за считаные часы.

Отзывы, по словам Сафры, в подавляющем большинстве положительные. «Мы постоянно слышим от пчеловодов, что они не готовы возвращаться к улью традиционного типа».