Лекция для нормальных людей
На модерации
Отложенный
Новый выпуск «Уроков истории с Тамарой Эйдельман» посвящен сегодняшней ужасной дате. Сегодня — двадцатая годовщина терактов 11 сентября.
Двадцать лет назад люди Усамы бен Ладена захватили четыре самолета, два из которых они направили в башни-близнецы — небоскребы, составлявшие здание Международного торгового центра в Нью-Йорке. Еще один врезался в здание Пентагона, а пассажиры четвертого самолета попытались обезвредить террористов, и в результате самолет не долетел до своей цели ( скорее всего, это должен был быть либо Белый дом, либо Капитолий) и рухнул на землю.
Двадцатилетие этой невероятной трагедии мир встречает в странных и печальных обстоятельствах. Двадцать лет назад талибы, поддерживавшие Бен Ладена, были разгромлены американскими войсками и выкинуты из Афганистана. Сегодня они торжествуют, вновь устанавливая в несчастной, растерзанной бесконечными войнами стране свое средневековое правление. Инаугурация нового правительства в Кабуле демонстративно назначена на 11 сентября.
А с ними вместе торжествуют и все те, кто ликовали и двадцать лет назад, когда еще дымились обломки башен-близнецов, а по всему миру и, увы, в нашей стране, находились людоеды, радовавшиеся, что «Америке показали ее место». Радуются эти людоеды или их потомки и сегодня.
Радуются тому, что безумец-фанатик двадцать лет назад отправил на смерть таких же фанатиков, а с ними еще около трех тысяч ни в чем не повинных людей всех возрастов и самых разных вероисповеданий.
Семей с детьми, летевших осенью отдыхать в Калифорнию, бизнесменов, отправлявшихся по делам, людей, успевших с утра прийти на работу в свои офисы, а потом оказавшихся в страшной ловушке разрушенных зданий.
Это мерзостное злорадство, это хихиканье перед лицом трагедии шекспировского масштаба настолько отвратительно, что снова и снова заставляет задуматься: во что же превратился род человеческий, если одни его представители могут использовать пассажирские самолеты как оружие, а другие — злорадствовать по этому поводу?
Но наверное, можно вспомнить тех людей в башнях-близнецах, которые помогали друг другу выбираться по заваленной обломками лестнице, не оставляя в беде незнакомых, поддерживая слабых. Можно вспомнить пожарников, спасавших людей — увы, часто ценой собственных жизней. Можно вспомнить просто тех нормальных людей по всему миру, которые, узнав о произошедшем, почувствовали не злорадство, а ужас и сочувствие. Я уверена, что таких больше. Вот для них — моя лекция о событиях 11 сентября 2001 года.
Пожалуйста, перепостите ее — мне кажется, что чем больше людей будут знать подробности тех страшных событий, тем лучше.
Комментарии
Помню приехала с работы со смены с 4-х, сын встречал у дома, пока поднимались по лестнице он мне рассказывал, а я не верила, что такое возможно.
Потом всю ночь смотрели ящик и глазам своим не верили.
==========================================================
По этому поводу американская политико-журналистская компания Politico опубликовала интересную статью, анализирующую возможные перспективы, вытекающие из этого события. Я перевёл её на русский язык. Вот некоторые выдержки из этой статьи:
Аль-Каида в радости и восторге от того, что талибы теперь контролируют Афганистан - но не по той причине, о которой вы, вероятно, думаете.
Спустя двадцать лет после 11 сентября 2001 года джихадистский пейзаж стал намного более неопределённым.
На прошлой неделе центральный медиа-аппарат Аль-Каиды, наконец, отметил возвращение талибов к власти в Афганистане, триумфально провозгласив: «Эта победа продемонстрировала, на что способна исламская нация, когда она объединяется, берёт в руки оружие и сражается на Пути Аллаха, чтобы защитить св...
Теперь, когда Талибан контролирует Афганистан, а Аль-Каида приободрилась, понятно, что американцы испытывают жуткое ощущение того, что уже видели этот страшный фильм когда-то раньше. Действительно, уже есть признаки того, что альянс между Аль-Каидой и Талибаном (альянс, который никогда полностью не исчезал после 11 сентября, хотя и несколько исчез из международных заголовков) укрепляется.
Но это отнюдь не означает возврата к статус-кво 2001 года, когда Талибан предоставлял убежище Аль-Каиде и отказывался передать Усаму бен Ладена Америке по требованию президента Джорджа Буша. Сегодня опасность зак...
Хорошая новость заключается в том, что новая Аль-Каида с гораздо меньшей вероятностью будет участвовать в террористических атаках, подобных тем, которые в 2001 году вынудили Америку вступить в войну. Но обратная сторона - это то, что усилия США по борьбе с терроризмом против ИГИЛ и его филиалов косвенно помогут Талибану - и, в более широком смысле, Аль-Каиде устранить своих соперников и укрепить власть.
Спустя двадцать лет после 11 сентября джихадистский ландшафт мало похож на то, как он выглядел в 2001 году, хотя имена некоторых основных игроков могут быть вам знакомы. Эпоха попыток предотвратить еще одно 11 сентября со стороны Аль-Каиды почти наверняка закончилась. На её месте теперь более неопределённая реальность, где Аль-Каида сосредоточена на том, чтобы быть региональным державным игроком, Талибан борется с собственным повстанческим движением, и у обеих групп есть стимулы, чтобы помочь Пакистану угрожать Индии - возможность, которая менее проблематична для национальной безопасности США, но по-прежнему вызывает беспокойство, учитывая историческую вражду и, и без того нестаб...
Скорее, Аль-Каида хочет набирать новых боевиков, чтобы пополнить свои ряды и расширить свое региональное присутствие.
Талибан, который много лет играл с Аль-Каидой хладнокровно, похоже, в ближайшие месяцы с большим энтузиазмом отнесется к этим отношениям. Главная причина? ИГИЛ-К, группа, ответственная за недавнее нападение на международный аэропорт Кабула, в результате которого погибли 13 военнослужащих США и более 100 мирных жителей Афганистана. Талибан выступает против ИГИЛ-К, но остаётся весьма сомнительным, что он сможет помешать этой группировке действовать на всей территории восточного Афганистана. Как это ни парадоксально, то, что до недавнего времени было повстанческой группировкой, вот-вот будет занято собственным повстанческим движением - и теперь Талибан может обратиться за помощью к Аль-Каиде против ИГИЛ-К.
Когда отношения между Талибаном и Аль-Каидой оживятся и активизируются, эта динамика может означать новый тип опасности. Талибан и его сторонники в Исламабаде могут даже оказать давление на Аль-Каиду, чтобы она отказалась от любых затянувшихся планов транснациональных террористических атак, и, вместо этого, направила свои ресурсы на высший приоритет Пакистана - противодействие Индии. Это согласуется с недавним акцентом Аль-Каиды на наращивание своей власти на заднем дворе. Учитывая долгую историю использования Пакистаном террористических групп...