Если бы Льва Толстого пригласили на телеканал «Россия»
На модерации
Отложенный
ВЕДУЩАЯ: Лев Николаевич, а для вас что такое «патриотизм»?
ТОЛСТОЙ: Патриотизм — чувство безнравственное потому, что вместо признания себя сыном Бога, как учит нас христианство, или хотя бы свободным человеком, руководствующимся своим разумом, — всякий человек под влиянием патриотизма признает себя сыном своего отечества, рабом своего правительства и совершает поступки, противные своему разуму и своей совести. Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде.
ВЕДУЩИЙ: Неужели вы полагаете, что не может быть современного позитивного патриотизма?
ТОЛСТОЙ: Патриотизм не может быть хороший. Отчего люди не говорят, что эгоизм не может быть хороший, хотя это скорее можно было бы утверждать, потому что эгоизм есть естественное чувство, с которым человек рождается, а патриотизм же чувство неестественное, искусственно привитое ему. Так, например, в России, где патриотизм в виде любви и преданности к вере, царю и отечеству с необыкновенной напряженностью всеми находящимися в руках правительства орудиями: церкви, школы, печати и всякой торжественности, прививается народу, русский рабочий человек — сто миллионов русского народа, несмотря на ту незаслуженную репутацию, которую ему сделали, как народа особенно преданного своей вере, царю и отечеству, есть народ самый свободный от обмана патриотизма. Веры своей, той православной, государственной, которой он будто бы так предан, он большей частью не знает, а как только узнает, бросает ее и становится рационалистом; к царю своему, несмотря на непрестанные, усиленные внушения в этом направлении, он относится как ко всем начальственным властям — если не с осуждением, то с совершенным равнодушием; отечества же своего, если не разуметь под этим свою деревню, волость, он или совершенно не знает, или, если знает, то не делает между ним и другими государствами никакого различия.
ВЕДУЩИЙ: Так вы считаете, что чувство патриотизма в людях и воспитывать не надо?!
ТОЛСТОЙ: Мне уже несколько раз приходилось высказывать мысль о том, что патриотизм есть в наше время чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество, и что поэтому чувство это не должно быть воспитываемо, как это делается теперь,— а напротив, подавляемо и уничтожаемо всеми зависящими от разумных людей средствами.
(В редакции паника, жучки в ушах ведущих надрываются…)
ВЕДУЩАЯ: Ну, знаете… Мы не… Вы… хоть костюм красивый надели бы!!
ТОЛСТОЙ: Но удивительное дело, несмотря на неоспоримую и очевидную зависимость только от этого чувства разоряющих народ всеобщих вооружений и губительных войн, все мои доводы об отсталости, несвоевременности и вреде патриотизма встречались и встречаются до сих пор или молчанием, или умышленным непониманием, или всегда одним и тем же странным возражением: говорится, что вреден только дурной патриотизм, джингоизм, шовинизм, но что настоящий, хороший патриотизм есть очень возвышенное нравственное чувство, осуждать которое не только неразумно, но и преступно. О том же, в чем состоит этот настоящий, хороший патриотизм, или вовсе не говорится, или вместо объяснения произносятся напыщенные высокопарные фразы, или же представляется под понятие патриотизма нечто, не имеющее ничего общего с тем патриотизмом, который мы все знаем и от которого все так жестоко страдаем.
... ВЕДУЩИЙ: У нас осталась одна минута, и я хотел бы, чтобы все участники дискуссии буквально в двух-трех словах сформулировали — что такое патриотизм?
ТОЛСТОЙ: Патриотизм есть рабство.
(Цитаты из статей Л.Н.Толстого «Христианство и патриотизм»(1894), «Патриотизм или мир?»(1896), «Патриотизм и правительство»(1900). Заметьте, время тихое и благополучное; Русско-японская война, Первая мировая и прочий ХХ век еще впереди… Впрочем, на то Толстой и гений.)
——————
*Этот текст я скомпоновал в марте 2014. Актуальности слова не утратили: экстремизм, как и было заявлено. Вчера был ДР Льва Николаевича.
Комментарии
+++
Но прав ведь был граф Толстой: патриотизм омерзителен. Собственно до логического конца патриотизм довели фашисты. Граф их не застал, но предсказал.
разве не патриотизмом?
Una mattina mi son svegliato
O bella ciao, bella ciao, bella ciao ciao ciao
Una mattina mi son svegliato
E ho trovato l'invasor.
O partigiano portami via
O bella ciao, bella ciao, bella ciao ciao ciao
O partigiano portami via
Che mi sento di morir.
патриотизме, находясь в кругу офицеров, во время обороны Севастополя .
И ватная погань с удовольствием тоже бы сожгла.
Таким черным пятном на толстовском теле и кстати не единственным были его рассуждения о патриотизме приведенные в статье. Я даже уверен, что на самом деле он так и не думал, это была скорее для него самого не решенная идея, брошенная для всеобщего обсуждения, он ждал адекватного его замаху опровержения, но народец, не народ, то есть говнинтеллигенция ее радостно подхватила, так как нет для нее большей радости, чем холуйствовать перед иноземцами, точнее Западом, а тут еще такое авторитетное знамя подвернулось.
Всем известны и антишекспировские бредни Толстого или его высказывания о балете, поэзии,... Это все стеб и приколы слишком умного и не очень морального, но жаждущего мораль обрести жизнелюбивого и сладострастного великана.
Жизнь свою он тоже кончил своеобразно и это продолжение из той же вышеописанной оперы, - скандален, противоречив, буен и безбрежен был Человечище, но баланс жизни очевидно свел с ослепительным профицитом и на этом фоне все его шалости это только простительные игрища гения, неоспоримого и общепризнанного.
Для выживания первобытного племени разделение на "свой - чужой" было единственно возможным способом выживания.
Племена объединились в народы, и тут патриотизм был необходим, чтобы объяснить почему русского убить хорошо, а немца - плохо. Или, наоборот, если рассуждал русский.
Толстой же считал, что и время разделения на народы прошло и является совершенно диким и нелепым в XX веке и нужно только правителям, которые с помощью истерической болтовни о патриотизме манипулировали своими народами.
Думаю, Толстой был совершенно прав глобально, но, увы, ошибался тактически: человечество не дозрело еще до такого уровня развития, когда национальное будет восприниматься глубоко второстепенным.
Любое понятие можно трактовать ложно, квасной патриотизм это плохо, а вот просто патриотизм это прекрасное чувство, Толстой не делал разницы и поэтому ошибался, а скорее даже не ошибался, а как я и уже сказал, если употреблять современный язык, стебался, как стебался, кося под мужика надевая простонародного кроя рубаху, но из самой изысканно-мягкой, чтобы не натерла тело ткани. Это был его театр, как у Жириновского.
Не дай бог, уйдут государства и нации и мир превратиться в Вавилон, такая получится каша, что не дай Господь, живи Толстой в наши дни он бы быстро перестал нести свой антипатриотический бред, увидев к чему это может привести на примере того же Евросоюза.
"Нация не есть раса, или определенная географическая местность, но длящаяся в истории группа, т. е. множество, объединенное одной идеей, каковая есть воля к существованию и господству, т. е. самосознание, следовательно, и личность"
Кроме того непонятно, что этим определением вы собственно хотите доказать.
То, что Вы говорите о том, что: "Не дай бог, уйдут государства и нации и мир превратиться в Вавилон",- сущая правда.
Но от этого государства не становятся чем-то приличным, они омерзительны. Все без исключения: сталинское, путинское, государство США, ФРГ, еврейское и т.д и т.п. И их существование оправдано только одним: без них будет еще хуже. И есть, кончено, возможность отсортировать их по мере их отвратительности: какое легче терпеть.
И да, в ближайшие 1000 лет государства не отомрут: Толстой и Маркс ошибались.
= = = =
Сущая правда, в этом мире не существует идеальных решений и выбор всегда не между хорошим и плохим, а между плохим и еще более плохим. Но выбор все таки есть!
Ситуация это врожденная и неизменная, чтобы существовало Добро должно существовать и Зло, более того в отсутствие одного из компонентов невозможно развитие, то есть жизнь.
Дело хорошего человека подталкивать мир к Добру, плохого - к Злу и оба типа человека также необходимы и естественны, как и Добро со Злом.
Но вот что любопытно - после 30.06.1934 г. он же публично писал: "Господа нацисты есть не что иное, как педерасты и убийцы"...
Только автору это не очень понравится.
Павел Каменский,
а ватная плесень может лишь биться в истериках да дружно зиговать.