Талибан и Запад.

На модерации Отложенный


После входа Талибана в Кабул 15 августа, его члены начали расследовать, где находятся активы центрального банка страны Da Afghanistan Bank (DAB), составляющие около 9 млрд. долларов. Между прочим, в Центральном банке Узбекистана с населением 34 млн. человек (а в Афганистане - 39 млн.) лежат около 35 млрд. долларов. Афганистан - очень бедная страна, ресурсы которой опустошены войной и оккупацией. Чиновники DAB заявили Талибану, что 9 млрд. долларов лежат в Федеральном резерве в Нью-Йорке, а это означает, что национальное богатство Афганистана удерживается в банке США. Но прежде чем Талибан смог всего лишь попробовать получить доступ к деньгам, Министерство финансов США уже заморозило активы DAB, чтобы они не попали в руки Талибану.

Международный валютный фонд (МВФ) выделил недавно 650 млрд. долларов в виде «Специальных прав заимствования (СДР)» для выплат по всему миру. На вопрос, может ли Афганистан получить доступ к своей доли СДР, представитель МВФ заявил: «Как и во всех случаях, МВФ руководствуется мнением международного сообщества. В настоящее время в международном сообществе отсутствует ясность в отношении признания правительства Афганистана, вследствие чего эта страна не может получить доступ к СДР и другим ресурсам МВФ». Финансовые мосты, которые поддерживали Афганистан в течение 20 лет войны и разрухи, медленно рухнули. МВФ решил приостановить перевод 370 млн. долларов ещё до входа Талибана в Кабул, а в данный момент коммерческие банки и Western Union заблокировали денежные переводы в Афганистан. Афганская валюта афгани оказалась в состоянии свободного падения.

Истощение помощи.

В последнее десятилетие официальная экономика Афганистана тщетно пыталась удержаться на плаву. После начала вторжения США и НАТО в октябре 2001 года правительство Афганистана полагалось на иностранную финансовую помощь. По данным Всемирного банка, благодаря этой помощи и росту сельского хозяйства в 2003-2012 годах в Афганистане наблюдался среднегодовой экономический рост на уровне 9,4%. В этой статистике не учитываются два важных факта: во-первых, значительная часть Афганистана (включая пограничные посты, на которых собираются налоги) в то время ещё не контролировалась правительством; а во-вторых, незаконная торговля наркотиками (опиумом, героином и метамфетамином) также находилась вне официальной статистики. По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, общий доход от торговли опиумом в Афганистане находился в пределах от 1,2 до 2,1 млрд. долларов. «Валовый доход от продажи опиатов превышал официальный уровень экспорта этой страны в 2019 году», - говорится в докладе этого управления, опубликованном в феврале 2021 года.

В последнее десятилетие поток финансовой помощи в Афганистан рухнул «примерно со 100% ВВП в 2009 году до 42,9% ВВП в 2020 году». Официальные темпы экономического роста с 2015 по 2020 год упали до 2,5%. Перспективы увеличения финансовой помощи в 2020 году выглядели весьма сомнительными. На Конференции по Афганистану 2020 года, которая прошла в Женеве в ноябре, доноры решили выделять ежегодные, а не четырёхлетние пакеты финансовой помощи. Это означало, что правительство Афганистана больше не может полноценно планировать свою деятельность. Задолго до того, как Талибан взял власть в Кабуле, Афганистан начал уходить из памяти тех стран, которые напали на него в 2001 году.

Нищая страна.

За последние 20 лет правительство США более 2,26 трлн. долларов потратило на войну и оккупацию в Афганистане. Аналогичные расходы европейских стран не могут приблизиться к американским (к концу 2018 года Германия потратила в Афганистане 19,3 млрд. долларов, из которых 14,1 млрд. ушло на военные расходы). Деньги, поступающие в быстро растущую экономику Афганистана из-за границы, оказали определённое влияние на общественную жизнь афганцев.

Заявления официальных чиновников Кабула нескольких последних лет были наполнены обещаниями постройки школ и канализации, улучшения здоровья детей и увеличения числа женщин на госслужбе. Но этим заявлениям мало кто верил.

В 2016 году министр образования Ассадул-Лах Нанив Балхи сообщил, что в 17 тыс. афганских школах учатся только 6 млн. детей, а не 11 млн., как заявлялось официально (41% афганских школ не имеют зданий, и уроки в них проводятся в палатках или под открытым небом). По данным Министерства образования, из-за нехватки школ в стране общий уровень неграмотности в 2020 году составил 43%, причём для мужчин уровень неграмотности составляет 55%, а для женщин - 29,8%. Доноры, организации гуманитарной помощи и центральное правительство постоянно делают обнадёживающие заявления для повышения оптимизма. Но реальная ситуация очень ужасна.

Также шокирует и тот факт, что за последние 20 лет не построено никакой инфраструктуры для удовлетворения основных потребностей населения. Афганская энергетическая компания (Da Afghanistan Breshna Sherkat) сообщает, что доступ к электричеству есть только у 35% населения, а 70% электроэнергии импортируется по завышенным тарифам. Половина Афганистана живёт в нищете. 14 млн. афганцев испытывают нехватку в продовольствии. 2 млн. афганских детей постоянно голодают. В течение всех последних 20 лет стоны от голода заглушались только грохотом бомб. Так выглядела эта оккупация вблизи.

Борьба Талибана с коррупцией.

В 2013 году один американский чиновник признал, что «самый главный источник коррупции в Афганистане - США». Доллары текли в Афганистан для покупки лояльности местных политиков. Контракты на строительство в этой стране отдавались американским бизнесменам, которые требовали оплату, намного превышающую их расходы. Афганский президент Ашраф Гани, сбежавший из страны до входа талибов в Кабул, перед вступлением в должность громко заявлял о начале борьбы с коррупцией. Пресс-секретарь посольства России в Кабуле Никита Ищенко сказал: «Что касается обрушения режима, то его наиболее красноречиво характеризует то, как Гани убегал из Афганистана: четыре машины были набиты деньгами, другую часть денег пытались запихнуть в вертолет, но не все поместилось. И часть денег осталась лежать на взлетном поле». Коррупция с вершины власти стекала и в низ общества. В 2020 году афганцы заплатили более 2,25 млрд. долларов взяток, что на 37% больше, чем в 2018 году.

Одна из причин быстрого продвижения Талибана по Афганистану в последние десять лет заключается в отказе проамериканских правительств Хамида Карзая (2001-2014) и Ашрафа Гани (2014-2021) улучшить условия жизни афганцев. Опросы общественного мнения регулярно показывали понимание афганцев, что в районах, контролируемых талибами, уровень коррупции намного ниже. А также афганцы сообщают, что талибы более эффективно управляют школами. Внутри Афганистана Талибан считается более эффективной и менее коррумпированной властью.

Но всё это не означает, что Талибан стал умеренее. Его женская политика не изменилась с 1994 года. В 1996 году талибы вошли в Кабул говоря, что остановят гражданскую войну между моджахедами, уничтожат коррупцию и неэффективность. У Запада было 20 лет на социальное развитие Афганистана, и его провал открыл двери для возвращения Талибана. США запретили доступ Афганистана к собственным деньгам в банках США. Они будут использовать эту тактику для изоляции Талибана. Возможно, это заставит Талибан сформировать национальное правительство из бывших чиновников правительств Карзая и Гани. Но если Запад не учтёт эти уступки, и не пойдёт на компромисс, то его перспективы в регионе будут весьма сомнительными.

 

Источник: How the Taliban Chased the West Out of Afghanistan, Vijay Prashad, counterpunch.org, August 27, 2021.