В бой идут одни старики: Кремль кует победу на выборах, как может
На модерации
Отложенный
«Старая гвардия» Путина брошена на баррикады
Министр обороны России Сергей Шойгу не планировал идти на выборы в Госдуму, но не смог не откликнуться на соответствующее предложение президента Владимира Путина.
«Я вообще считал. Уже много-много лет, точнее лет 15, что этот этап в моей жизни прошел, который является и партийным, и все, я не предполагал, что я буду участвовать в каких-либо выборах. Но знаете, предложение президента в этой части это не просто огромная честь, это огромная ответственность. Здесь первое желание — это выполнить эту задачу. Но и волнение было. Когда ты возвращаешься туда, а там уже новые люди, не „Новые люди“ как партия, а новые люди в партии», — сказал Шойгу в интервью для канала «Соловьев Live»,
Напомним, Шойгу присутствует в первой пятерке партийного списка «Единой России» вместе с министром иностранных дел Сергеем Лавровым, главным врачом больницы в Коммунарке Денисом Проценко, уполномоченной по правам ребенка Анной Кузнецовой и сопредседателем штаба ОНФ Еленой Шмелевой.
Глава МИД, в свою очередь, заявил, что счел за честь предложение президента войти в пятерку и помогать в этом качестве продолжать реализовывать те установки, которые содержатся в утвержденной Путиным концепции внешней политики.
— Заявление Шойгу о том, что он согласился идти на выборы только по просьбе Путина — это не более чем политическая фигура речи, — убежден политконсультант, кандидат философских наук Александр Сегал.
«СП»: — Шойгу еще говорит, что не думал, что снова вернется в партию. Почему, по-вашему, он и некоторые другие политики ушли из партийной жизни, а сейчас вынуждены вернуться? И насколько «глубоким» будет это возвращение?
— Ну а что он должен был сказать? Что проект неудачный или изжил себя? Такого никто не скажет. Что проект с самого начала был манипулятивным и политтехнологическим? Такого тоже не скажет никто. Что партия создавалась не для прихода к власти, как это положено партии, а для удержания уже имеющейся власти, полученной в ходе перераспределения власти и собственности? Это вообще запретная тема, и я ее тоже не обсуждаю.
«СП»: — Почему в ход пошли министры? Спортсмены и певцы уже не привлекают электорат?
— Даже самые активные «народные эксперты» — таксисты — уже говорят: «Ну что там делают певцы, борцы и пловцы? Они что умнее инженеров, дипломатов, военных?»
Мне кажется, что организаторы политтехнологической поддержки допустили при подготовке несколько серьезных ошибок, которые сейчас лихорадочно пытаются исправить. Они свалили в кучу несколько избирательных технологий.
Во-первых, начали формировать партии (избирательные объединения) — спойлеры. Программы были весьма похожие: за всё хорошее против всего плохого. Ну а что еще скажешь, если цель не та, что декларируется?
Во-вторых, видя убогость «свежих политических сил», решили выдвинуть формально беспартийных кандидатов. Но поскольку таковыми становились явно номенклатурные граждане, постольку партийные уши торчат, что называется от самой поясницы.
В-третьих, никуда не делся старый добрый административный ресурс: «подарки» избирателям, рапорты об успехах (естественно, вне времени, отведенного для агитации)… И всё это делается настолько грубо, что диву даешься. Полная дисквалификация избирательных штабов.
«СП»: — Помогут ли Шойгу, Лавров и прочие? Все ж понимают, что мандат они возьмут в пользу неизвестно кого…
— Это понимают не все. Обыватель обладает короткой памятью. В процессе выборов работают эмоции, а понимание — это другое, оно придет позже.
— Партия «Единая Россия» очень ответственно подошла к составлению федерального списка, — уверена политолог Анна Очкина.
— Интересно, что в нём нет действующих депутатов ГД, как в списках других партий, но есть два министра (самые популярные или наименее непопулярные, как кому нравится) — Сергей Шойгу и Сергей Лавров, две женщины общественницы и один врач. Денис Проценко, главврач знаменитой больницы в Коммунарке, по оценке газеты «Коммерсантъ» является «символом борьбы с эпидемией коронавируса в России».
Пятая в списке Анна Кузнецова — молодая и привлекательная, жена священника и мать семерых детей, защитница прав детей.
Номер 4 — Елена Шмелева — сопредседатель ОНФ, руководитель фонда «Талант и Успех».
Иными словами, в списке ЕР — и забота о детях, и неравнодушие гражданского общества, и доблестные победы с эпидемией, и успехи во внутренней политике, и оборона страны. Ну, по крайней мере, принятые символы всего этого. Вот такой мощный «паровозик».
Как странно, что партия, которую совсем не зря у нас называют правящей, не выдвигает в федеральном списке тех, кто пять лет вершил от её имени судьбу страны, принимая законы о повышении пенсионного возраста, мусорной реформе, «иностранных агентах» и так далее. Творцы подобных законов пройдут, я думаю, в Госдуму всё равно, прикрываясь именами тех, кто ещё не в полной мере утратил народное доверие. Или хотя бы не связаны в сознании масс с непопулярными законами.
Неплохой список составила ЕР в наше бедное на кумиров время. Да только пять лет пролетят слишком быстро для того, чтобы сотворить новых кумиров, и недостаточно быстро для того чтобы, новая Дума не успела подпортить репутацию этих.
«СП»: — Почему решили двинуть Шойгу и Лаврова? Привычные «паровозы» уже не вытягивают?
— Традиционные «паровозы» перестали быть традиционными. Уже очень мало безусловно уважаемых спортсменов и артистов. «Спасибо» всяческим ток-шоу со скандалами и разоблачениями.
Сергей Шойгу, думаю, пригодится и для следующего списка, если не будет каких-то радикальных изменений в ближайшие пять лет. Да и Лавров, наверное, с Анной Кузнецовой.
Подберут еще общественников, благотворителей, врачей. Может быть, космонавтов. Но безусловных козырей мало. У нас много «селебритис», но народных кумиров мало. Если они вообще есть. Зато у Кремля есть «административный ресурс». И кумиров творить помогает, и выборы проводить.
Секретарь московского городского комитета КПРФ по выборам Николай Волков считает, что заявление Шойгу показывает его стремление оправдаться за свою роль на этих выборах.
— Это очень показательный момент — даже высшие чиновники предпочитают не связывать себя однозначно с «Единой Россией». На низовых уровнях это ещё больше ощущается.
Простой пример. Я на днях участвовал в теледебатах, где были представители шести разных партий. Ни один не защищал политику правящей партии. Все участники в большей или меньшей степени критиковали действующую власть. На 2021-й год это норма не только для «разговоров на кухнях» или речей на оппозиционных митингах, сегодня это уже норма для дебатов на государственном телевидении.
Как мы помним, на предыдущих выборах Путин сам возглавлял список ЕР. Сейчас он не стал брать на себя эту «убийственную» для имиджа любого политика миссию. Считаю, что ряд факторов ещё может продержать «Единую Россию» на плаву в течение 2−3 лет.
Это изощрённые политтехнологии, активное использование политиков-спойлеров, дезориентирующих протестный электорат, системная работа по разложению оппозиционных партий изнутри, которую ведут представители разных служб, это дорогие ведущие-пропагандисты и, в конце концов, это технологии искажения результата при многодневном голосовании. Всё это позволит партии власти на несколько лет оттянуть свой крах, но никак не позволит ей избежать неизбежного.
Исторический опыт показывает, что когда в любой политической системе накапливаются глубокие внутренние противоречия, то, если система не готова разрешить существо этих противоречий, никакие успехи на других направлениях, никакой блеск мундиров или броня танков такую систему не спасают.
В современной России налицо жесточайшие противоречия между желанием народа жить в социальном государстве (и эти желания подкреплены соответствующими главами Конституции) и реальной политикой властей на потакание олигархам, ростом имущественного и социального расслоения. Между желанием российской элиты выстроить «страну для себя» и быть патриотами этой страны и их неспособностью что-либо выстроить без массовой поддержки народа. А без социального государства этой поддержки народа и не будет.
Противоречиво и отношение российских элит к своей предыстории. Они уже вынуждены признать криминальный характер приватизации, заслуги СССР. Тот же Шойгу, чтобы набрать рейтинг, ищет пути развития нашей страны в строительстве промышленно-научных центров в Сибири, т.е. не стесняется пропагандировать советский опыт. Но при этом власть продолжает нелепые попытки декоммунизации, искажает историческую роль Ленина и Великой Октябрьской социалистической революции, оказывает давление на кандидатов от КПРФ на выборах, пытается реабилитировать то Колчака, то Краснова, открыла «Ельцин-центр».
Дмитрий Родионов
Комментарии