Артур Шопенгауэр- великий пессимист
На модерации
Отложенный
Немецкая классическая школа философии создала ещё одного гиганта. Эта школа черпала мысли и идеи на востоке. И если Ницше черпал своё вдохновение в учении Заратаустры, Шопенгауэр был поклонником Будды.
Он родился в 1788 году в Данциге (ныне Гданьск) в семье состоятельного коммерсанта и никогда не нуждался в деньгах. Отец Шопенгауэра был дисциплинированным педантом, но также очень образованным человеком и большим ценителем культуры. Мать - жизнерадостной, обожавшей искусство и талантливой поэтессой и писательницей. Ее салон всегда был полон интересных людей. Захаживать туда любил и великий Гёте.
В 15-летнем возрасте Артур Шопенгауэр поступил в частную коммерческую гимназию. Затем он начал учебу на медицинском факультете Геттингенского университета, но позже перешел на философский. После его окончания преподавал философию в Берлине, во Франкфурте-на-Майне. Он в совершенстве владел латинским, английским, французским, итальянским и испанским языками. Основной философский труд Шопенгауэра - "Мир как воля и представление". Философ комментировал его до самой своей смерти.
Он проповедовал аскетизм и вегетарианство, но позволял себе мясо, любил вино, женщин, обожал искусство и путешествия. Таков был этот выдающийся немецкий философ, в число приверженцев которого входил Лев Толстой.
Он не был женат и часто о женщинах отзывался с некоторым цинизмом. "Единственный мужчина, который не может прожить без женщин, это гинеколог", -это часто повторяемая им фраза.
Один из способов спастись от боли философ видел в умении сострадать другим, причем не только людям, но и растениям, животным. По словам Шопенгауэра, "сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым человеком тот, кто жесток с животными". Он был категорически против экспериментов над животными. какими бы благими намерениями это не прикрывалось.
Шопенгауэр был убежден, что лишь сострадание может побороть эгоизм, что именно оно - основа любой этики. И в этом смысле его жизненная философия близка к буддизму. Его даже нередко называли "франкфуртским Буддой".
Кто не любит одиночества — тот не любит свободы.
* * *
Умные не столько ищут одиночества, сколько избегают создаваемой дураками суеты.
* * *
Есть одна только врожденная ошибка — это убеждение, будто мы рождены для счастья.
* * *
Для каждого человека ближний — зеркало, из которого смотрят на него его собственные пороки; но человек
поступает при этом как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку.
* * *
Самостоятельность суждений — привилегия немногих: остальными руководят авторитет и пример.
* * *
Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так - все ночи напролет.
* * *
К какому выводу в конце концов пришли Вольтер, Юм и Кант? — К тому, что мир есть госпиталь для неизлечимых.
* * *
Вежливость — это фиговый лист эгоизма.
* * *
В нас существует нечто более мудрое, нежели голова. Именно, в важные моменты, в главных шагах своей жизни мы руководствуемся не столько ясным пониманием того, что надо делать, сколько внутренним импульсом, который исходит из самой глубины нашего существа.
* * *
Внутренняя пустота служит истинным источником скуки, вечно толкая субъекта в погоню за внешними возбуждениями с целью хоть чем-нибудь расшевелить ум и душу.
* * *
Истинный характер человека сказывается именно в мелочах, когда он перестает следить за собой.
* * *
Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди.
* * *
Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо — его природу.
* * *
Всякий замкнут в своём сознании, как в своей коже, и только в нем живет непосредственно.
* * *
Разумно было бы почаще говорить себе: «Изменить я этого не могу, остается извлекать из этого пользу».
* * *
Ты не можешь ничего поделать с окружающей тебя тупостью! Но не волнуйся напрасно, ведь камень, брошенный в болото, не производит кругов.
* * *
Люди в тысячу раз больше хлопочут о наживании себе богатства, нежели об образовании своего ума и сердца, хотя для нашего счастья то, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека.
* * *
Посредственность озабочена тем, как бы убить время, а талант — как бы время использовать.
* * *
Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг.
* * *
Одним из существенных препятствий для развития рода человеческого следует считать то, что люди слушаются не того, кто умнее других, а того, кто громче всех говорит.
* * *
Каждого человека можно выслушать, но не с каждым стоит разговаривать.
* * *
Каждый ребенок в какой-то мере гений, и каждый гений в какой-то мере ребенок.
* * *
Общительность людей основана не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством.
* * *
Прощать и забывать — значит бросать за окно сделанные драгоценные опыты.
* * *
Смерть — вдохновляющая муза философии: без нее философия вряд ли бы даже существовала.
* * *
Не подлежит сомнению, что упрек оскорбителен лишь постольку, поскольку он справедлив: малейший попавший в цель намек оскорбляет гораздо сильнее, чем самое тяжкое обвинение, раз оно не имеет оснований.
Кто не любит одиночества — тот не любит свободы.
* * *
Умные не столько ищут одиночества, сколько избегают создаваемой дураками суеты.
* * *
Есть одна только врожденная ошибка — это убеждение, будто мы рождены для счастья.
* * *
Для каждого человека ближний — зеркало, из которого смотрят на него его собственные пороки; но человек
поступает при этом как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку.
* * *
Самостоятельность суждений — привилегия немногих: остальными руководят авторитет и пример.
* * *
Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так - все ночи напролет.
* * *
К какому выводу в конце концов пришли Вольтер, Юм и Кант? — К тому, что мир есть госпиталь для неизлечимых.
* * *
Вежливость — это фиговый лист эгоизма.
* * *
В нас существует нечто более мудрое, нежели голова. Именно, в важные моменты, в главных шагах своей жизни мы руководствуемся не столько ясным пониманием того, что надо делать, сколько внутренним импульсом, который исходит из самой глубины нашего существа.
* * *
Внутренняя пустота служит истинным источником скуки, вечно толкая субъекта в погоню за внешними возбуждениями с целью хоть чем-нибудь расшевелить ум и душу.
* * *
Истинный характер человека сказывается именно в мелочах, когда он перестает следить за собой.
* * *
Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди.
* * *
Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо — его природу.
* * *
Всякий замкнут в своём сознании, как в своей коже, и только в нем живет непосредственно.
* * *
Разумно было бы почаще говорить себе: «Изменить я этого не могу, остается извлекать из этого пользу».
* * *
Ты не можешь ничего поделать с окружающей тебя тупостью! Но не волнуйся напрасно, ведь камень, брошенный в болото, не производит кругов.
* * *
Люди в тысячу раз больше хлопочут о наживании себе богатства, нежели об образовании своего ума и сердца, хотя для нашего счастья то, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека.
* * *
Посредственность озабочена тем, как бы убить время, а талант — как бы время использовать.
* * *
- В математике ум исключительно занят собственными формами познавания — временем и пространством, следовательно, подобен кошке, играющей собственным хвостом.
- В минуту смерти эгоизм претерпевает полное крушение. Отсюда страх смерти. Смерть поэтому есть некое поучение эгоизму, произносимое природою вещей.
- В нас существует нечто более мудрое, нежели голова. Именно, в важные моменты, в главных шагах своей жизни мы руководствуемся не столько ясным пониманием того, что надо делать, сколько внутренним импульсом, который исходит из самой глубины нашего существа.
- В национальном характере мало хороших черт: ведь субъектом его является толпа.
- В некоторых частях света водятся обезьяны, в Европе же водятся французы, что почти одно и то же.
- В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле.
- В реинкарнацию, или перевоплощение, верит больше половины человечества.
- Всякая ложь и абсурд разоблачаются обычно потому, что в момент апогея в них обнаруживается внутреннее противоречие.
- Вера и знание — это две чаши весов: чем выше одна, тем ниже другая.
- Вежливость — это фиговый лист эгоизма.
- Вежливость, как игорная марка, есть открыто признанная фальшивая монета. Скупость на нее доказывает скудоумие, щедрость, напротив — ум. Кто же доводит вежливость до пожертвования реальными интересами, похож на человека, раздающего вместо марок настоящие червонцы.
- Внутренняя пустота служит истинным источником скуки, вечно толкая субъекта в погоню за внешними возбуждениями с целью хоть чем-нибудь расшевелить ум и душу.
Артур Шопенгауэр, 1815
- Во всех отделах искусства дрессировки людей на первом месте значится правило поддерживать и изощрять чувство чести.
- Вполне честно все-таки мы относимся в конце концов лишь к себе самим.
- Врач видит человека во всей его слабости, юрист — во всей его подлости, теолог — во всей его глупости.
- Всё, всё человек может забыть, только не самого себя, не свою собственную сущность.
- Всякий сброд до жалости общителен.
- Всякий замкнут в своём сознании, как в своей коже, и только в нем живет непосредственно.
- Выказывать свой ум и разум — это значит косвенным образом подчеркивать неспособность и тупоумие других.
- Газеты — это секундные стрелки истории. Но такие большей частью, что не только из худшего металла, но редко и ходят верно. Так называемые передовые статьи в них — это хор к драме текущих событий.
- Глубокие истины можно только усмотреть, а не вычислить, то есть впервые вы познаете их, непосредственно осененные мгновенным впечатлением.
- Даже Сократ, мудрейший из людей, нуждался в предостерегающем демоне.
- Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья.
- Для каждого человека ближний — зеркало, из которого смотрят на него его собственные пороки; но человек поступает при этом как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку.
- Для нашего счастья то, что мы такое, — наша личность — является первым и важнейшим условием, уже потому, что сохраняется всегда и при всех обстоятельствах.
- Если бессмыслицы, какие нам приходится выслушивать в разговоре, начинают сердить нас, надо вообразить, что это разыгрывается комическая сцена между двумя дураками; это испытаннейшее средство.
- Если слава померкла после его смерти, — значит, она была ненастоящей, незаслуженной, возникшей лишь благодаря временному ослеплению.
- Если старый человек говорит о своём пожилом возрасте как о чём-то необычном, то это значит, что иного повода для гордости у него нет.
- Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить обязанности.
- Жизнь есть ночь, проводимая в глубоком сне, часто переходящем в кошмар.
- Жизнь и сновидения — страницы одной и той же книги.
- Заботиться о чести, то есть о добром имени, должен каждый, о чине — лишь тот, кто служит государству, и о славе — лишь немногие. В то же время честь считается неоценимым благом, а слава — самым ценным, что только может быть добыто человеком — золотым руном избранных, тогда как предпочитать чин богатству могут лишь дураки.
- Здоровый нищий счастливее больного короля.
- Иной зоолог бывает в сущности не чем иным, как регистратором обезьян.
- Интеллект служит исключительно только посредником мотивов для их воли.
- Искренно друзья только называют себя друзьями; враги же искренни и на деле; поэтому их хулу следует использовать в целях самопознания, так как мы принимаем горькое лекарство.
- Истинный характер человека сказывается в мелочах, когда он перестает следить за собою.
- К какому выводу в конце концов пришли Вольтер, Юм и Кант? — К тому, что мир есть госпиталь для неизлечимых.
- Каждое дитя до некоторой степени гений, и каждый гений до некоторой степени дитя.
- Каждый человек может быть самим собою только пока он одинок.
- Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика — когда они переходят меру справедливости.
Источники
1.
Цитаты Артура Шопенгауэра - «великого пессимиста» с чувством юмора
https://emosurf.com/post/9027?utm_source=world&utm_medium=med0&utm_campaign=camp0&jump_tag_id=0
2.
Артур Шопенгауэр
Материал из Викицитатника
https://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%82%D1%83%D1%80_%D0%A8%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%83%D1%8D%D1%80
Комментарии
И скорее не пессимист, а иронический эгоист.
Евреи - народ сохраняющий свои традиции, где бы они ни не жили, а это многих раздражало.
Жаль, что философы не исключение...
..
Это не удивляет у Шопенгауэра.
+++
Спасибо за отзыв.
Не полностью разделяю его суждения и оценки личности, но во многом он прав!