Неторжественный парад в Донецке, август 2014

На модерации Отложенный

24 августа 2014 года Донецк возбужденно гудел с самого утра. Донецкий народ ожидал парада пленных украинских вояк. Люди слушали местное ТВ и радио, но конкретных новостей не было – где, в какое время и вообще, как это все будет происходить.

Я в девять утра в попытках хоть что-то разузнать решила наудачу съездить на центральную площадь города – площадь им. Ленина. 
Народ хаотично бродил по площади в полном неведении. Наконец, я обратилась к ополченцу:
– Во сколько будет парад?
– В 13 приходите.
– Почему же не объявили заранее?
– Мы в военное время живем, вы сами понимаете, мало ли что.

Накануне на площади выставили разбитую украинскую военную технику. Военные люди, конечно, различали, где БТР, где танк, где пушка, где транспортный «Урал», где зенитная установка, но для меня важно другое – это техника участвовала в боях против ополченцев и в Шахтерске, и в Славянске, и в Снежном, и на подступах к Донецку.
Искореженная украинская военная техника пахла гарью пополам не то соляркой, не то другим ГСМ. Запах войны. 

  

Жалкое зрелище – боевая техника, уродливо вывернутая потрохами наизнанку, просто куча непотребного металлолома. Что стало с теми, кто управлял этой техникой, страшно представить. Не исключено, что эта техника обстреливала Донецк, а значит мой дом и меня.
Люди улыбались и с удовольствием фотографировались на фоне разбитой боевой техники, но мне было жутковато. Солнечная летняя погода добавляла ощущения праздника. Да, именно 24 августа – день независимости Украины, но у нас в Донецке, в ДНР свой особый праздник.
В толпе народа вдруг началось движение, ясно было – нужно приготовиться, сейчас начнется проход колонны.
Народа на площади собралось не так уж много, так как многие не знали времени начала шествия, об этом не сообщили по известным причинам.
Люди сосредоточились по обе стороны улицы. Издали, от здания Министерства Угля, слабо очерченным пятнышком появилась колонна украинских вояк. 

…Они шли в колонне по трое, военной выправки в них не чувствовалось, потому что, ощутив степень позора, они вобрали головы в плечи, от чего спина стала сутулой, а походка – ватной.

По мере приближения колонны эмоциональный накал зрителей усиливался.
Самое часто употребляемое слово в адрес украинских вояк «фашисты».
– Чтоб вашим детям так было, позор, убийцы, – кричали люди по обе стороны улицы.
Были и другие слова, не употребляемые в приличном обществе.

  

По обе стороны колонны украинских вояк шли ополченцы. В данном случае они не были конвоирами, они были охранниками. Время от времени из толпы выскакивали наиболее эмоциональные, порой экзальтированные личности, и норовили ударить шагающего в позорной колонне украинского вояку.
До сих пор не утихают споры, уместен ли этот парад пленных украинских военных, с юридической точки, точки зрения морали, с точки зрения прав человека и др.

Эксперты сравнивают с шествием пленных фашистов в 1944 г. в Москве. По внешним атрибутам один сценарий – шествие пленных врагов по центральной площади, конвоирование со служебными собаками и в конце – поливочные машины сильной струей воды промыли асфальт.

В 1944 г по Садовому кольцу Москвы провели пленных фашистов, которые подло напали на нашу Родину. В 2014 г с оружием в руках пришли люди, которые говорят с нами на одном языке, имеют с нами общую историю, возможно, некоторые родились с нами на одной земле. Они обстреливали из танков, артиллерии, гранатометов города Донбасса. Да, они выполняли приказы, они люди военные. Но каждый сам для себя решает, за какой засечной чертой возникает моральная низость, позор предательства, военное преступление и продажность...

Колонна пленных украинских военных дошла до проспекта Гурова и свернула в проулок, там их ждал автобус. Заходя в автобус, некоторые кричали: «Мы еще вернемся, мы вам покажем». Некоторые, словно звери в клетке, уже в автобусе колотили кулаками по стеклам.

Радетели юридических норм вопрошают, по какому праву с позором провели украинских пленных по центральной улице Донецка. По праву победителей. Врага нужно уничтожать.