О воспоминаниях академика А.Н.Крылова.

   Знаменитый русский и советский учёный математик и кораблестроитель академик Алексей Николаевич Крылов (1863-1945), автор всемирно известных научных трудов, в годы войны, в редкие свободные от работы часы написал очень интересную книгу "Мои воспоминания". Жил он в то время в Казани, куда были эвакуированы научные учреждения Академии наук СССР. Книга воспоминаний А.Н. Крылова - поистине шедевр мемуарной литературы по живости изложения и приводимым разнообразным интересным событиям и сведениям. Она переиздавалась множество раз и тем не менее к концу 70-х считалась библиографической редкостью, почему и было принято решение издать её массовым тиражом.

    Именно к этому изданию написал предисловие его внук Андрей Петрович Капица , чл.-корр. АН СССР, сын академика Петра Капицы и младший брат Сергея Капицы, известного учёного и еще более известного телеведущего передачи "Очевидное - невероятное." Возможно позже я постараюсь в заметках рассказать о некоторых интересных сведениях и событиях из книги воспоминаний А.Н.Крылова, здесь же расскажу лишь об интересном моменте, упоминаемом Андреем Капицей в его предисловии и касающемся его учебы в школе во время их с дедом жизни в эвакуации в Казани.

"... Я часто обращался к деду с просьбой помочь мне в школьной математике. Он с удовольствием помогал решить своим, оригинальным способом, который очень доходчиво мне объяснял. К сожалению учитель не ценил оригинальность решения, и я получал двойку. - Мы с тобой опять двойку получили, - говорил я деду, забежав к нему после уроков.

Алексей Николаевич страшно сердился и грозился как-нибудь сходить в школу и навести там порядок....

Приведу небольшой отрывок из "Воспоминаний" , относящийся к еще детским годам Алексея Николаевича.

"...В Троицком монастыре был в то время архимандрит Авраамий, пользовавшийся большим уважением в Алатыре... Отец архимандрит удостаивал по временам принимать трапезу от своих почитательниц, соблюдая впрочем строгую очередь. Понятно, что почитательницы одна перед другой старались получше угостить батюшку... Само собой, разумеется,готовился чисто рыбный стол.... Вот по поводу этих-то трапез я сыграл злую шалость.... На сладкое у бабушки готовилось лимонное желе, которое особенно любил батюшка. Желе это готовилось на "рыбьем клею", т.е. "веществе постном", но рыбий клей требовал какого-то искусства в приготовлении, а то желе выходило тусклым. И вот в одной лавке появился привезенный из Нижнего "очищенный рыбий клей", называемый "желатин". Стала бабушка готовить на желатине, и выходило оно на редкость чистое и прозрачное... {Как-то случайно А.Н. услышал слова отца , как делается желатин} Слова эти мне запомнились... И вот на торжественном обеде, когда подали знаменитое желе, я пробрался в столовую и прямо к бабушке: - Бабушка, а знаете ли вы, что такое желатин, на котором вы желе делаете? - Зачем тебе? Это - очищенный рыбий клей. - А вот и нет, папа сказал, что его из телячьих ножек делают и что он скоромный, и батюшка оскоромился. Эффект был поразительный...