Президент Российской Федерации
Дмитрий Медведев на пресс-конференции в Сколково намекнул Западу на возможность
гонки ракетно-ядерных вооружений, если в Европе будет создаваться система ПРО, не учитывающая интересы России. Способна ли Россия на гонку вооружений в ответ на развёртывание в Европе американских систем ПРО?
ИА REX публикует мнение главного редактора научно-полемического портала «Актуальная история», кандидата исторических наук
Алексея Байкова.
Дело не в том, кто и на что способен, а в том что ни России, ни Западу (под которым мы со всей очевидностью подразумеваем США, ибо у Европы давно уже нет охоты с кем либо «гоняться» на фоне существующих социальных проблем) эта гонка не нужна ни с политической, ни с экономической точки зрения.
Бесславное окончание Холодной войны внушило нам ложное представление о подавляющем превосходстве вооруженных сил США, о том что технической оснащение их армии опередило весь остальной мир едва ли не на несколько десятков лет, и что исход любых соревнований в этой области заранее известен. И вот многие наши военные эксперты уже который год застыли в позиции жабы перед ужом, не пытаясь критически анализировать даже те данные, которые лежат в открытом доступе. А между тем, если поискать в интернете — может выясниться, например, что средний возраст самолетов ВВС США выше, чем аналогичный показатель для ВВС РФ.
Да, в США был разработан истребитель F-22 и даже сошёл с конвейера в количестве... 183 штук. А основу парка составляют 739 самолетов F-15 (первый полёт — 1972 г.). Для сравнения — на вооружении ВВС России сегодня находятся 310 истребителей МИГ-29 (первый полет — 1976), из них эксплуатируются не более 30% и идет речь о грядущем полном снятии этой машины с вооружения. В то же время F-15 на вооружении ВВС США планируется оставить до 2040 года.
Поставив себе задачу по созданию «армии глобального превосходства», способной вести «бесконтактную высокотехнологичную войну» Соединенные Штаты сами загнали себя в своеобразную ловушку.
С одной стороны темпы технического прогресса непрерывно снижаются, и каждый новый виток приносит всё меньший результат, но при этом требует всё больших вложений; с другой стороны — чем более «высокотехнологичной» становилась американская армия, тем дороже стоило её содержание и подготовка для неё специалистов необходимого уровня.
Ко всем этим факторам стоит добавить сокращение (не столь обвальное как в России, но все же) военно-промышленных мощностей и средств выделяемых на фундаментальные и прикладные исследования, наступившее после окончания Холодной войны.
Сегодня военный бюджет США составляет приблизительно 800 млрд долларов и львиная доля из них тратится не на локальные конфликты в Ираке и Афганистане и не на технологические «шаги вперед», а на содержание того что уже есть.
Теперь представим себе, что завтра волевыми политическими телодвижениями лидеров РФ и США будет дан старт новой гонке вооружений, в ходе которой всю материальную часть войск (такие процессы ведь не идут только в одной области, современные вооруженные силы это взаимосвязанный комплекс и его неравномерное развитие способно нарушить баланс щита и меча) придется обновлять раз в 10 лет. При этом Россия может сокращать свою армию до «европейского» размера, а США, в соответствии с взятой на себя ролью в глобальной политике, на такое пойти не могут.
На каждом новом «десятилетнем» витке содержание армии США будет стоить всё дороже, а перевооружение приведёт к астрономическим расходам, цифры которых даже представить сложно.
Такого груза не выдержит даже американская экономика, так что никакая «гонка вооружений» в современных условиях невозможна по определению, да и никому не нужна.
Комментарии