В Челябинске вынесен приговор сотрудникам ФСИН за бесчинства в Копейской колонии

За гибель четверых осужденных в Копейской колонии руководство учреждения и сотрудники управления Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) по Челябинской области получили тюремные сроки от 4 до 12 лет. Некоторые из них отправятся в колонию строгого режима, другие отделались условными сроками. Кроме того, суд вынес частные определения в адрес Генпрокуратуры и главы ФСИН Минюста РФ Александра Реймера.

Челябинский облсуд 27 мая огласил обвинительный приговор по делу о смерти четверых и избиении еще восьмерых осужденных в колонии №1 Копейска в мае 2008 года. Все подсудимые— бывшие работники исправительного учреждения и центрального аппарата областного главного управления ФСИН— признаны виновными в инкриминируемых им деяниях: превышении должностных полномочий с применением насилия и спецсредств, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть, организация и пособничество ложному доносу.

Начальник ГУФСИН по Челябинской области Владимир Жидков, начальник ИК №1 Вадим Валеев и начальник управления безопасности и оперативного управления ГУФСИН Евгений Афанасьев (слева направо) на скамье подсудимых

Источник (c) РИА Новости

Суд приговорил их к различным срокам лишения свободы— от 4 лет условно до 12 лет с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Об этом из зала суда сообщил GZT.RU юрист Межрегиональной правозащитной Ассоциации "АГОРА" Игорь Шолохов, представляющий интересы четверых потерпевших. Кроме того, суд вынес два частных определения в адрес Генеральной прокуратуры России и главы ФСИН Минюста России Александра Реймера о необходимости изменения системы рейтинговых показателей во ФСИН России.

Попытка сокрытия

О трагедии, произошедшей в ИК-1 Копейска 31 мая 2008 года, стало известно 2 июня 2008 года . Как рассказали тогда в прокуратуре региона, четверо осужденных на прогулке напали на пятерых сотрудников колонии с заточками, причинив им различные травмы: переломы, сотрясение головного мозга и резаные раны. Против нападавших были применены резиновые дубинки, затем их рассадили в разные камеры. Несмотря на то, что, как сообщала прокуратура, бунтарей осмотрели медработники, к вечеру состояние их здоровья ухудшилось, и все четверо скончались.

По факту смерти осужденных местное управления СКП возбудило уголовное дело по пунктам "а, б, в" части 3 статьи 286 (превышение должностных полномочий, совершенное с применением насилия, специальных средств, с причинением тяжких последствий), части 4 статьи 111 (причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего) УК РФ. Также было возбуждено дело по факту нападения на сотрудников колонии— по части 2 статьи 321 (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, совершенная в отношении сотрудника в связи с осуществлением им служебной деятельности) УК РФ.

Расположение Копейск

Позже правозащитники сообщили, что количество жертв усмирения бунта значительно больше , чем было объявлено официально: еще пятеро находились в тяжелом состоянии. Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) эту информацию категорически опровергло, а выехавший на место происшествия тогдашний глава ФСИН Юрий Калинин назвал применение спецсредств оправданной мерой.

6 июня Генеральная прокуратура сообщила об увольнении 11 сотрудников колонии . От занимаемых должностей были освобождены начальник колонии и его заместитель по оперативной работе, а также два начальника отделов и семь других сотрудников. Согласно сообщению, прокурорская проверка выявила грубейшие нарушения требований Конституции и Уголовно-процессуального кодекса РФ, отсутствие надлежащей воспитательной работы с осужденными, а профессиональный уровень сотрудников колонии оценили как "низкий". "Кроме того, в данном конкретном случае избитым осужденным не была оказана квалифицированная медицинская помощь и не обеспечен контроль за состоянием их здоровья",— сообщали в Генпрокуратуре.

Сюжет 5 канала о гибели четверых заключенных Копейской колонии Источник 5 канал

В июле десять сотрудников колонии были арестованы , им вменили в вину превышение должностных полномочий и нанесение тяжких телесных повреждений заключенным "при усмирении бунта осужденных".

А 21 октября 2009 года следственный отдел СКП РФ по Уральскому федеральному округу сделал громкое заявление: надзиратели сами покалечили друг друга , заметая следы расправы с осужденными. Начальнику областного ГУФСИН Владимиру Жидкову тогда было предъявлено обвинение в попытке скрыть убийство четверых осужденных, злоупотреблении должностными полномочиями, служебном подлоге и организации заведомо ложного доноса. Как установило следствие, после инцидента он прибыл на место происшествия и приказал подчиненным уничтожить следы преступления и составить ложный донос о бунте.

Из потерпевших в обвиняемые и наоборот

7 июня 2010 заместитель генерального прокурора РФ Юрий Золотов утвердил обвинительное заключение по уголовному делу, и оно было передано в суд. Согласно ему, 31 мая 2008 года в помещении транзитно-пересылочного пункта заместители начальника колонии Евгений Городов и Раис Мухаметов, начальники отделов Денис Симаков и Александр Зырянов, оперуполномоченный Пахрула Антуев и еще 9 сотрудников колонии избили 12 осужденных, прибывших для отбывания наказания.

Так выглядел один из погибших арестантов, "напавших" на сотрудников ИК- Источник фото предоставлено Межрегиональной правозащитной Ассоциацией "АГОРА"

В результате потерпевшие получили телесные повреждения различной степени тяжести, от которых четверо из них скончались. Погибли 24-летний Сергей Поляев, 37-летний Анатолий Айваседа, 20-летний Вячеслав Сахабаев и 26-летний Евгений Мамуков.

Владимир Жидков, узнав о произошедшем в колонии, вместе с начальниками управления безопасности и оперативного управления ведомства Евгением Афанасьевым и Андреем Шилиным, а также с начальником ИК-1 Вадимом Валеевым попытался скрыть преступление.

Сюжет 5 канала об аресте сотрудников Копейской колонии Источник 5 канал

5 августа 2010 года Челябинский облсуд приступил к рассмотрению дела по существу. Уголовное дело содержит 176 томов, из них 21 638 страниц— только обвинительное заключение. Интересы 18 обвиняемых защищали 20 адвокатов, интересы потерпевших— лишь один.

Приговор

После анализа исследованных доказательств судья Игорь Зубенко посчитал полностью доказанной вину 14 подсудимых в превышении должностных полномочий с применением насилия и специальных средств (часть 3 статьи 286 Уголовного кодекса России). Из них 8 признаны виновными в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем по неосторожности смерть. Замначальника колонии Евгений Городов получил 10 лет строгого режима. Еще семеро сотрудников учреждения от 9 до 12 лет так же строгого режима. В отношении шести сотрудников суд не нашел доказательств, подтвердивших их вину непосредственно в гибели осужденных, и они получили по 4–5 лет условно.

Родители и младшая сестра одного из погибших арестантов, 24-летнего Сергея Поляев Источник фото предоставлено Межрегиональной правозащитной Ассоциацией "АГОРА"

По словам Шолохова, на суде исполнители не признавали вину и утверждали, что на предварительном следствии к ним применялись недозволенные методы. Однако судья Игорь Зубенко отнесся к их доводам критически. Отмечая, что действия подсудимых являются бесчеловечными и унижающими достоинство, он признал при этом, что умысла именно на убийство осужденных у них не было.

Экс-начальник ГУФСИН РФ по Челябинской области Владимир Жидков, начальник управления безопасности ГУФСИН Евгений Афанасьев, начальник оперативного управления ведомства Андрей Шилин, а также начальник исправительной колонии № 1 Вадим Валеев признаны виновными в организации ложного доноса и злоупотреблении должностными полномочиями. Каждый из них приговорен к 5 годам лишения свободы условно. При этом суд оправдал Жидкова и Валеева по статье 292 УК РФ "служебный подлог", поскольку спецсообщение о нападении осужденных, которое они направили в Москву после инцидента, не было признано официальным документом. Еще пятеро сотрудников ГУФСИН получили условные сроки за заведомо ложный донос (часть 3 статьи 306 УК РФ), и четверо— за пособничество к нему.