Весьма противоречивая личность в истории древней Руси.
Документальные исторические письмена дают весьма противоречивое об этой личности: "Ненавидяху князя Андрея..."
"Умен был князь Андрей во всез делах..."
""Андрей исполнился высокоумия..."
"...Любил начинать битву впереди полков..."
"...Погубил смысл свой невоздержанием".
"Вельми бо бе князь силен..."
"Распалившись гневом, говорил дерзкие слова..."
Всё это сказано об одном человеке - о князе Андрее Боголюбском. Сын основателя Москвы Юрия Долгорукова и пленной половчанки, он стал выдающимся государственным деятелем и прожил бурную жизнь. Даже по скупым записям в древних летописях видно, какой у князя Андрея был своенравный характер.
В 1154 году Юрий Долгорукий после долгой борьбы с другими князьями занимает великокняжеский престол в Киеве. Андрей вопреки воле отца уходит на север, в глухие леса за Окой, выбирая себе захудалое по тем временам Ростово-Суздальское княжество. Но он не пожелал княжить ни из Ростова, ни из Суздаля, а делает столицей Владимир и за несколько лет превращает маленькую деревянную крепость с земляным валом на высоком берегу Клязьмы в большой, богатый город. По его воле в городе закладываются замечательные соборы, поныне поражающие своей красотой. Вокруг города встают неприступные крепостные стены с Золотыми, Серебряными, Медными воротами.
Однако в своей политической деятельности князь Андрей своенравен, неровен, враждует со многими князьями, ввязывается в многочисленные интриги. Как замечает летописец "Се же створи хотя самовластець быти всей Суждольской земли." Да, князь Андрей пытается стать "самовластцем", из разрозненных и враждующих между собой мелких княжеств сколотить единое государство.
Однако ему уже мало самовластия В Суздале, он идёт войной на приволжских болгар, а позже в 1169 году решается вести свои дружины на Киев.Князь Анрей берёт Киев,грабит его и сжигает дотла. После этого отзывы современников о князе Андрее Боголюбском (Он получил уже это прозвание после закладки им недалеко от Владимира города "Боголюбый") становятся особенно противоречивы.
Летописцы северных городов Руси восхваляют его, а летописцы юга неистово проклинают.
Князь Андрей Боголюбский вроде бы добился своего: Киев сожжен, центром Руси стало его возлюбленное Ростово-Суздальское княжество. Но государство, которое он с таким трудом сколачивал всю жизнь крайне неустойчиво, и у него угрозы со всех сторон. Против самого князя Андрея зреет заговор, причём во главе его ближайшие родственники.
Глухой ночью 29 июня 1174 года они крадутся по узким коридорчикам и скрипучим лестницам княжеского дворца в Боголюбове. Страх перед князем так силен, что с полдороги заговорщики возвращаются и спешат в погреб, чтобы выпить вина для храбрости. Наконец они подходят к запертой дубовой двери княжеской опочивальни. Заговорщики принимаются ломать дубовую дверь. Проснувшийся князь Андрей мечется по спальне в поисках своего боевого меча, с которым никогда не расставался Но предатель ключник выкрал его еще накануне вечером. И взломав дверь вооруженные копьями и мечами заговорщики бросаются на безоружного князя.
Но и безоружный он силен в свои 63 года, завязывается борьба. Гаснут опрокинутые светильники, схватка продолжается в темноте, и заговорщике в порыве ранят друг друга, однако и князь получает смертельные удары, и его рокочущий голос прерывается клокочущим хрипом, он падает. Убийцы, тесня друг друга в дверях, спешат покинуть место преступления. Они собираются в одной из комнат, чтобы осмотреть собственные раны и решить, что делать дальше. Но вдруг кому-то из них послышался стон. Схватив лампу, заговорщики бросаются в спальню, но та пуста, и тела нет. Их охватывает ужас: если князю удалось бежать - им смерть. Начинается судорожный осмотр помещения. Князя находят по кровавому следу и добивают. И теперь уж для верности отрубают ему правую руку. Так о конце князя Андрея Боголюбского сообщает летописец.
Использованы материалы статьи Г.Голубева "Раскрытая гробница. Альманах "Прометей", 1966 г.
Комментарии
вместо Южной Северная Россия с своими особенностями в природе страны, в характере народонаселения и в отношениях политических, отчего и русская история должна была с этих пор принять особенный характер.
(с) Сергей Соловьев. «Русская история»