К 150-летию романа Федора Достоевского Бесы

Если бы Федор Михайлович Достоевский никогда не беседовал с безбожниками и коммунистами, если бы он сам не верил когда-то в возможную на земле гармонию, то у него не накопилось бы в душе столько ненависти к легиону социалистических «бесов». Его перо как тяжелое копье, которое он направляет не только против безбожного социализма, но и против царизма, легкомысленно относившегося к социалистической заразе и едва способного на политические реформы.

«Они и не подозревают, что скоро конец всему... Всем ихним «прогрессам» и болтовне! Им и не чудится, что ведь Антихрист-то уж родился... и идёт!» Достоевский 1873 год (Ленин родился в 1870 г.)

Но проницательность Достоевского соседствовала и с некоторой наивностью:

«Не в коммунизме, не в механических формах заключается социализм народа русского: он верит, что спасётся лишь в конце концов всесветным единением во имя Христово. Вот наш русский социализм!» Когда вооруженная солдатня в 1918 под руководством большевиков хлынула с фронтов внутрь России, про единение во имя Христа мало кто вспомнил.

«Мы соединимся с лихим разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России. Сплотить этот мир в одну непобедимую, всесокрушающую силу — вот вся наша организация, конспирация, задача». Шилов А. «Катехизис революционера» 1924. Что ж – спустя сто лет эта задача в России почти выполнена. Только вот со всесокрушающей силой не очень – Кремль силен только против слабых соседей, а против Запада способен лишь мелко пакостить.

Демократическая оппозиция в стране растоптана, половина населения продолжает верить в лживую пропаганду, второе столетие льющуюся из Красного Кремля. А два антихриста продолжают лежать у кремлевской стены.

Достоевский кисти Перова 1872 год.