Налёт на «Гришу Акопяна»
10 мая 1972 года во вьетнамском порту Камфа стоял лишь один корабль – советский теплоход «Гриша Акопян». Судно было построено в 1969 году на верфях ГДР, название ему дали в честь «закавказского Павлика Морозова» – мальчика-пионера из Гянджи, убитого спекулянтами в 1930 году. «Гриша Акопян» доставил муку в Хайфон, а теперь в Камфе должен был загрузиться углём, предназначенным для японского порта Хахата. Несмотря на периодические авианалёты американцев, погрузка шла в намеченном темпе. В 17:00 в небе над портом в очередной раз появились истребители-бомбардировщики F-105. Четыре десятка советских моряков поспешили укрыться в герметическом блоке. Спустя пять минут на палубу «Гриши Акопяна» упала фугасная бомба. По другим данным, американские лётчики запустили в корабль три ракеты. По версии писателя Людмилы Крыловой-Лопаченко, бывшей во Вьетнаме в момент происшествия, одна из ракет «прицельно попала в каюту четвёртого механика».
На теплоходе начался пожар, но пока пламя не добралось до радиорубки, радист успел послать сигнал SOS. Для советских моряков в порту Хайфона новость о нападении не стала неожиданностью – днём ранее, 9 мая, бомбардировке подвергся теплоход «Певек». Но на сей раз ситуация осложнялась тем, что рядом с «Гришей Акопяном» не было других советских судов. На выручку был послан теплоход «Зея». Его экипаж рисковал жизнью, так как американцы с воздуха минировали фарватер в районе Камфы. Когда утром 11 мая «Зея» пришвартовалась к палубе «Гриши Акопяна», на пострадавшем теплоходе уже не было людей.
«На «Зее» развернули шланги для тушения пожара, – вспоминала Крылова-Лопаченко, – но пришлось сначала остудить палубу: она была раскалённой, потому что в трюме горел уголь. Тушили огонь сразу с нескольких точек – с берега и на самом теплоходе».
Эта работа не была завершена. До того момента, когда американцы активировали мины, «Зея» успела вернуться в Хайфон.
Позже советские моряки узнали трагические подробности бомбардировки «Гриши Акопяна». Во время атаки были ранены капитан Николай Пухов и ещё шесть человек. 38-летний боцман Юрий Зотов погиб от осколочного ранения в голову. Он задержался у входа в гермоблок, пропустив перед собой семерых вьетнамцев.
Выжившие члены экипажа пытались собственными силами потушить пожар, но насосы на судне не работали, и через два с половиной часа матросы эвакуировались. В дальнейшем их вывез на родину теплоход «Переславль-Залесский». По сообщениям зарубежных СМИ, вечером 12 мая горящее судно было полностью уничтожено взрывом – сдетонировало 500 тонн горючего в баках.
Комментарии