К 80-летию начала Львовского погрома вспоминаем одно из самых страшных преступлений украинского радикального национализма.Сегодня Львов является кублом украинского нацизма, однако до Второй мировой войны украинцы были в городе этническим меньшинством, составляя приблизительно 15% от численности всего населения. Около половины жителей были поляками, а вторыми по численности — евреи. Последних было около трети.
Кардинальное изменение этнического состава Львова стало возможно вследствие событий Второй мировой войны — 30 июня 1941 года в город вошли немецкие военные части вместе с батальоном «Нахтигаль»
(запрещен в России — прим.Rед.), сформированным из украинских националистов. Именно они, захватив 30 июня радиостанцию Львова, стали распространять призывы к истреблению евреев.
Однако и без бойцов «Нахтигаля» среди жителей западной Украины было более чемдостаточно людей, готовых вместе с Гитлером навсегда решить «еврейский вопрос». Акция по уничтожению евреев готовилась заранее. Представители местного отделения Организации украинских националистов
(ОУН, запрещена в России — прим.Rед.) расклеивали по городу плакаты и раздавали листовки с призывами повсеместного уничтожения евреев, русских, поляков и венгров. Начала активно формироваться «украинская народная милиция», которая вместе с немцами стала главной движущей силой Львовского погрома.
Немцы также не теряли времени даром. Они использовали тот факт, что сотрудники НКВД, понимая, что Львов в ближайшее время будет потерян в результате немецкого наступления, произвели расстрелы активистов антисоветского движения в трех тюрьмах города. Это решение стоило жизни тысячам заключенным, преимущественно украинским националистам.
Возникшие ненависть и желание отомстить за убитых немцы сумели обратить против еврейского населения. Специально для этого евреев заставили выносить трупы заключенных во двор, куда родственники убитых приходили на опознание. С помощью подобных приемов немцам удалось создать в общественном сознание образ евреев как приспешников репрессий СССР против украинских националистов.
В свою очередь, и сами украинские антисемиты упорно желали верить в существование связи коммунистов с евреями. Доходило до страшного абсурда, когда евреев, чтобы оправдать их уничтожение, заставляли маршировать по улицам города и выкрикивать лозунги, возвеличивающие Иосифа Сталина.
Евреев заставили разгребать мусор, возникший в результате прошедших боевых действий, и очищать улицы. Украинским жителям Львова было в радость наблюдать, как евреи, среди которых было достаточно много представителей интеллигенции — врачей, юристов, учителей, музыкантов и ученых, копаются в грязи. Это было своего рода развлечением для местных украинцев, что подробно подтверждают сохранившиеся с того времени фотографии.
Однако простым наблюдением все не закончилось. Украинские жители Львова начали при поддержке немцев чудовищный погром, воспоминания очевидцев которого и по сей день будоражат сознание человека своей невероятной жестокостью.
Так, львовянин Курт Левин вспоминал, как
одетый в вышиванку представитель «украинской милиции» бил евреев железной палкой: «С каждым ударом в воздух взлетали куски кожи, иногда — ухо или глаз. Когда палка сломалась, он нашел огромную обугленную дубину и проломил ею череп первого еврея, который попал под руку». Мозги невинных людей разлетелись в разные стороны и попали на лицо Курта Левина и его одежду.
Особенно жестоки были погромщики в отношении еврейских женщин, причем никто не обращал внимания на возраст жертв. Поляк, проживавший во Львове и спасавший евреев, впоследствии вспоминал о двенадцатилетней еврейской девочке, которую бил цепью «холоп, здоровый как Геркулес». Беременных безжалостно били ногами в живот.
Другую двадцатилетнюю еврейскую девушку погромщики раздели, вонзили ей во влагалище палку и заставили после этого маршировать. К вечеру 1 июля немцы прекратили погром. Счет евреев, погибших в ходе него и организованных немцами казней, идет на тысячи. До сих неизвестно точное количество жертв.
И сколько бы сегодня ни говорили некоторые «историки» Незалежной, что украинцы не поддались на провокацию немцев, фотографии, сделанные последними, заявляют об ином.
На них обезумевшая от ненависти и чувства полной безнаказанности толпа зачастую с нескрываемой радостью унижает, насилует и убивает невинных еврейских сограждан.
Будет ошибкой полагать, что преступления совершали исключительно деклассированные элементы (бандиты, хулиганы и прочие). Среди погромщиков были священники, крестьяне из окрестных деревень, представители свободных профессий и другие.
Показать / Скрыть текст
Неправильным будет и свалить всю вину исключительно на немцев и украинцев. Среди погромщиков были также поляки, которые составляли тогда большинство жителей Львова.
Михаил Кришталь
Комментарии
А что не так?