Ходоркоский выступил в Мосгорсуде с жалобой на обвинительный приговор

Михаил Ходорковский выступил в Мосгорсуде, где рассматривается его кассационная жалоба на приговор, по которому он и Платон Лебедев получил 14 лет колонии. Экс-глава ЮКОСа в очередной раз назвал обвинения против него абсурдными и заведомо ложными и заявил, что не похищал 200 млн тонн нефти, поскольку с доходов от ее продажи были уплачены налоги. Бывший олигарх добавил, что не имеет личных претензий к судье Виктору Данилкину, и подчеркнул, что требует отмены приговора, а не смягчения наказания. Лебедев заявил, что доказательства по делу опровергают выводы в приговоре.

Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский и бывший руководитель МФО "Менатеп" Платон Лебедев, получившие по 14 лет колонии за хищение нефти, во вторник, 24 мая, выступили в Мосгорсуде с жалобой на обвинительный приговор.

Кассационные жалобы Ходорковского и Лебедева рассматривает коллегия из трех судей под председательством Владимира Усова. Защиту представляют четыре адвоката, остальные присутствуют в зале. На стороне обвинения выступают два прокурора: Валерий Лахтин и Гульчехра Ибрагимова. Зал заседания заполнен до отказа: родственники подсудимых, иностранные наблюдатели и журналисты расположились на местах, которые обычно отводятся для присяжных.

"Маразматичные" обвинения

Выступая перед судом, Ходорковский назвал абсурдными, "заведомо маразматичными" и "откровенно и заведомо ложными" выдвинутые против него обвинения в хищении 200 млн тонн нефти и отмывании выручки с ее продажи. Бывший олигарх заявил, что уголовное дело содержит такие непреодолимые противоречия, которые "для независимого суда были бы достаточны для прекращения дела о хищении за отсутствием состава преступления".

Ходорковский сказал, что хищение доходов компании, которое ему вменяется, невозможно, поскольку по этим доходам были уплачены налоги. "Вся нефть сдавалась государственной компании. Она не исчезала ни фактически, ни по документам",— пояснил он. По словам подсудимого, именно ЮКОС, а не организованная группа, как говорится в приговоре, получал доходы от продажи нефти. Эти деньги использовались для выплаты дивидендов акционерам и развития производственных мощностей. Компания и ее акционеры получали прибыль от продажи нефти, при хищении же такое было бы невозможно. "У потерпевшего не может быть прибыли от продажи похищенного, а выручка от похищенного образует преступный доход похитителя, а не облагаемый налогами доход потерпевших",— сказал Ходорковский.

Михаил Ходорковский в суде Источник Youtube

К судье претензий нет

Экс-глава ЮКОСА заявил, что приговор, вынесенный против него и Платона Лебедева, ставит под сомнение реализацию задач по модернизации страны и привлечению иностранных инвестиций. Вместе с тем Ходорковский заявил, что не имеет личных претензий к судье Виктору Данилкину, приговорившему его к 14 годам колонии. Адвокаты бывшего олигарха ранее отправили главе Следственного комитета России заявление с просьбой возбудить против Данилкина уголовное дело за вынесение заведомо неправосудного приговора. "Ничего личного я против него не имею. Он в меру порядочный человек, но не умеет держать удар системы",— сказал Ходорковский.

В кассационной жалобе защита Ходорковского и Лебедева просит кассационную коллегию Мосгорсуда отменить обвинительный приговор и прекратить дело за отсутствием состава и события преступления. Сам экс-глава ЮКОСа сказал суду, что просит отменить приговор, а не снизить назначенный ему срок заключения. "Мне милости не нужно",— отметил бывший олигарх.

"Правовое государство без честного суда не бывает, более того, именно с него оно начинается. За отсутствие правового государства наш народ уже заплатил миллионами жизней. Хватит! Крушение права— это уничтожение будущего страны. Это— предательство.

А предательству нет извинения",— заключил Ходорковский.

Выступление Ходорковского в Мосгорсуде Выступление Михаила Ходорковского в Мосгорсуде во время рассмотрения кассационной жалобы на приговор. Подробнее

"Доказательства опровергают выводы"

Платон Лебедев также назвал вынесенный обвинения и приговор "заведомо ложными", "основанными на подлоге". "Это не приговор. Мой 40-летний опыт изучения экономики и бизнеас-права дает мне законное право утверждать, что обвинение и приговор бездарно и примитивно сфальсифицированы. Фальсификация ведь имеет смысл если создается какая-то видимость правдоподобия, а в нашем деле никто из авторов приговора не имеет экономического образования. И это парадокс",— заявил он.

В своем выступлении Лебедев анализировал противоречия приговора, цитировал конкретные страницы. Он отметил отсутствие места, где якобы была похищена нефть ЮКОСа, отсутствие указаний на исполнителей хищения и время свершения преступления. В таких условиях, считает Лебедев, суд не мог приступать к рассмотрению дела и был обязан вернуть его в прокуратуру.

В конце своего выступления экс-глава "Менатепа" заявил, что в дело "подсовывают доказательства", которые опровергают выводы, содержащиеся в официальных документах делопроизводства. Обычно такие вещи, по его словам, называются преступлениями.

Сторонники Ходорковского требуют отменить приговор бывшему олигарху

Выступления адвокатов

Адвокат Ходорковского Константин Ривкин заявил о правовой безграмотности участвовавших в деле прокуроров. Кроме того, по его словам, суд незаконно не снизил объем якобы похищенной нефти, хотя прокуроры отказались от части обвинений. Защитник Лебедева Евгений Мирошниченко заявил, что решение Мосгорсуда по делу Ходорковского станет частью истории, а легализовать приговор Хамовнического суда "в приличной форме" невозможно. Судья Владимир Усов призвал сторону защиты быть корректными и аккуратнее выбирать слова. "Пафос нам не нужен, нужна истина",— отметил он.

Адвокат Вадим Клювгант назвал дело ЮКОСа "экспериментом" над правом, экономикой и здравым смыслом. Он заявил, что в деле есть огромное количество подлогов, в том числе— "бессмысленных с точки зрения эксперимента". Клювгант заявил, что суд не приобщил жалобы и замечания защиты, объявил некомпетентными ее свидетелей— в том числе экс-председателя совета директоров ЮКОСа Виктора Геращенко и ученых-экономистов. По словам адвоката, согласно приговору, обвиняемые похитили нефть не в виде нефти, а в виде "ценовой разницы". Однако до того, как они ее присвоили, её присвоило государство в виде экспортной и таможенной пошлин. Поскольку именно эти пошлины, вместе с затратами на транспортировку и логистику, составляют ценовую разницу на нефть на российских месторождениях и в Западной Европе. В заключении защитник сказал, что он и его клиенты "не питают иллюзий", но прямо говорят суду о том, что вынесенный приговор стал "расправой над невиновными людьми". Клювгант пожелала Мосгорсуду "совершить правосудие, руководствуясь исключительно законом и совестью".

Еще один защитник Юрий Шмидт в своем выступлении начал говорить о том, что дело ЮКОСа носило политический характер, а Ходорковский и Лебедев стали жертвами репрессий. Судья несколько раз прерывал его и просил говорить ближе к экономической стороне дела и по существу жалоб. А гособвинитель просил суд прервать выступление, поскольку защитник апеллирует не доводами, а материалами СМИ. Шмидт в ответил говорил, что Усов может либо лишить его слова, либо дослушать до конца и тогда поймет, что его речь имеет отношение к жалобам. Защитник настаивал, что противоречивый приговор свидетельствует о том, что его не мог вынести опытный судья Данилкин.