Российская модель экономики настолько разрушена, что никакие дополнительные ресурсы ей не помогут

На модерации Отложенный

Цены на нефть демонстрируют рост. Вчера цена перевалила за 75 долларов за баррель. Строго говоря, это не тенденция, это неизбежная в период хаоса турбуленция. Восстановление мировой экономики - величина, скорее, ожидаемая и прогнозируемая, чем реальный тренд, но биржи всегда продают именно ожидания, а не товар.



Для России с ее проблемами, кажется, это хороший знак. Но, думаю, только кажется.

Дело здесь не в неком злопыхательстве, а в понимании закономерностей той стадии, в которой мы сегодня находимся. А она известна - в силу полного и бесповоротного банкротства экономической модели (причем оно произошло не вчера и даже не позавчера) Россия прошла полный цикл кризиса - от структурного, начавшегося в 2009, к системному (который можно маркировать примерно с конца 2011 и уж точно с 2012) к состоянию катастрофы, в которую мы начали входить перед ковидной историей в 2019 году. Мы в нее всё ещё входим, так как недобитые Путиным остатки сложной экономики проходят стадию перехода неравномерно. Но раз это именно катастрофа, то команды "откат" у нее нет. Катастрофа - это когда ты шагнул в пропасть, и даже если одна нога еще на скале, но центр тяжести уже перевалил за черту, и любые твои движения не изменят происходящего.

Что это означает для модели, которая обанкротилась до состояния перехода в катастрофу? Попробую привести относительно наглядный пример. Наверное, многие замечали, что пожилой человек перед смертью вдруг резко "высыхает" (или наоборот - такие как я, тощие эктоморфы внезапно начинают набирать вес). Затем появляется специфический "старческий" запах, особенно заметный, когда заходишь в помещение, в котором живет такой человек. С точки зрения эволюции системы это означает, что она, система, исчерпала внутренний ресурс устойчивости и начинает буквально "пожирать" себя напоследок. Ломается и окончательно выходит из строя обмен веществ - практически последняя работающая система организма. Организм перестает нормально усваивать внешний ресурс - пищу. Обычно это ведет к "высыханию", но может в силу каких-то индивидуальных особенностей привести и к резкому "раздутию" человека. Суть одна и та же - человек может есть сколько угодно и что угодно, но пища перестает нормально усваиваться.

Организм окончательно разбалансируется и наступает смерть. Всё это, конечно, не очень аппетитно, у этого процесса есть много разных видов протекания, но в целом механизм примерно таков.

Вошедшая в фазу катастрофы российская модель - тот же старик при смерти. Она уже настолько разрушена, что никакие дополнительные ресурсы ей не поможут - она просто не в состоянии их "усвоить". Наглядно это можно продемонстрировать на вполне доступной информации - в 2005, когда эта модель буквально расцветала, при среднегодовой цене на нефть в 43 доллара рост ВВП страны составлял 6,4%. В 2019 году среднегодовая цена на нефть была 64 доллара, рост ВВП - 1,9%, в 20 году цена на нефть упала до 42 долларов (уровень 2005 года), а вот ВВП составил минус 3,1%.

Для моноэкономики это классический диагноз - крах экономической модели. Коллапс. Это не значит, что всё лежит. Это значит, что у модели нет никаких шансов ни при каких, даже самых благоприятных внешних (а сырьевая модель всегда зависима от внешних факторов) обстоятельствах.

В этом смысле 40, 60, 75 или 100 долларов за баррель, уже значения не имеет. Эта модель - продажа природных ресурсов за рубеж - себя исчерпала. Особенно в свете взятого развитыми странами курса на переход к возобновляемым источникам. Презрительно кривящих губы "экспертов" - да куда они денутся от нашего газа, я бы отослал в 2013 год, когда наш выдающийся газовый менеджер так же кривил губы, рассказывая, что сланцевый газ - это пирамида, а СПГ - небольшой и неинтересный сегмент торговли газом. Уровень стратегического прогнозирования в России за время путинского правления ушел в отрицательную зону. Так что его можно смело игнорировать.

Это всё к тому, что на фоне абсолютно хтонических новостей, отягощенных карантинными и вакцинными террорами наша пропаганда будет просто обязана сообщить о великой и радостной новости - росте цен на нефть. Вот сейчас-то мы заживём!

Увы. Это не про нас. Хотя печалиться здесь особо нечему - все бензоколонки и сырьевые монстры заканчивали одинаково. Почему мы должны быть какими-то особыми - неизвестно.