Битва за Британию и крылатое проклятие люфтваффе

На модерации Отложенный

 

 

Взято из свободных источников.

 

Взято из свободных источников.

Многочисленные воздушные столкновения и дуэли были сгруппированы историками под общим названием Битва за Британию. После успеха операции "Блицкриг", эвакуации Дюнкерка и сдачи Франции, Британия оказалась почти одна перед немецкой военной машиной. Таким образом, битва за Британию, несомненно стала одной из решающих моментов Второй мировой войны.

Причины и противоречия

После неожиданно быстрого падения Польши, а затем и Франции, Британия оказалась одна перед огромной немецкой военной машиной, до тех пор непобежденной. Фактически, Гитлер уже одобрил план вторжения на Британские острова, известный как операция "Морской лев". Но чтобы обеспечить наземное вторжение британцев, нацистская Германия должна была установить свое господство в воздухе не только над Великобританией, но и над Ла-Маншем.

Очевидно, эта задача выпала на долю Германа Геринга, командующего немецкой военной авиацией, грозной и знаменитой Люфтваффе. Результат материализовался не только в первой в истории кампании стратегических бомбардировок, но и в первом сражении, решаемом исходом воздушных дуэлей. Цифры были максимально несбалансированными.

Люфтваффе принадлежало более 2000 истребителей, объединенных в авиабазы, простирающиеся от Франции до Норвегии. Британские Королевские ВВС на тот момент владели всего 675 истребителями. Однако, в то время немецкие самолеты в основном предназначались для бомбардировок на ближних дистанциях, перехвата и охоты. Берлину не хватало больших стратегических бомбардировщиков, способных выполнить полный полет над Англией за один полет.

 

 

Истребители Харрикейн Британских ВВС. Взято из свободных источников.

 

Истребители Харрикейн Британских ВВС. Взято из свободных источников.

В то же время немцам не хватало высокоточных и надежных истребителей. Долгожданный Мессершми́тт Me.262, первый реактивный истребитель, еще не был изобретен.

С другой стороны, британцы не рассчитывали на один козырь в рукаве. Это правда, что пилоты британских ВВС были лучше подготовлены и более опытны, но у англичан также была очень продвинутая и эффективная радиолокационная система для того времени, радар, который заранее предупреждал их о появлении вражеских воздушных флотилий.

Кроме того, их боевой дух был превосходным, потому что они воевали дома. Наконец, что не менее важно, к ним присоединились более 140 хорошо обученных польских летчиков-истребителей.

Эти малоизвестные польские пилоты внесли значительный вклад в исход сражения, сбив более 200 немецких самолетов из 1100 самолетов, потерянных в конце боя Люфтваффе.

День орла

Немцы хотели в кратчайшие сроки обеспечить себе господство в воздухе. В частности, один день, который они с подозрением назвали: "День орла". Точная дата этого "Адлертага", как его называли по-немецки, должна была быть установлена ​​и выбрана самим Гитлером. До тех пор немецкий диктатор решил, что авиация Геринга будет атаковать лишь британские транспортные суда, пересекающих Ла-Манш, в надежде остановить снабжение товарами и припасами, в которых Лондон нуждался во время войны.

Поэтому в период с 10 июля по начало августа 1940 года немцы сильно бомбили морские конвои. Но британцы не сидели сложа руки. В противостояние вмешались лучшие британские летчики-истребители. В воздушных боях над Ла-Маншем люфтваффе потеряли 248 бомбардировщиков и истребителей, в то время как Британские ВВС зафиксировали только 148 потерянных самолетов.

Это была своего рода кровавая прелюдия к воздушным поединкам над Лондоном. Однако соотношение сил сторон серьезно обеспокоил англичан. Потери самолетов ощущались не так сильно, потому что английские заводы работали без остановки, а человеческие потери были достойными сожаления. Эффективного летчика-истребителя готовят давно, и время, казалось, сыграло против Лондона.

 

 

Heinkel He 111 над доками Лондона, 1941 год. Взято из свободных источников.

 

Heinkel He 111 над доками Лондона, 1941 год. Взято из свободных источников.

17-я директива фюрера была окончательно издана 1 августа 1940 года. Приказы Гитлера были ясны:

Люфтваффе должно как можно скорее ликвидировать RAF. Обострение воздушной войны должно начаться 5 августа. После завершения подготовки и установления погоды будет назначена точная дата.

 План военной стратегии Люфтваффе состоял в том, чтобы бомбить британские радарные установки. Этот этап должен был подготовить решающий день, "День орла" . Таким образом, "День орла" 10 августа был объявлен решающим.

Из-за непогоды, уничтожение радаров не было завершено до 12 августа. Хоть немцы и потеряли больше самолетов, чем британцы, люфтваффе удалось уничтожить большую часть радиолокационной сети. Однако, Вашингтон помог британцам собрать свои радары в рекордно короткие сроки, а пилоты британских ВВС работали стабильно. Немцы снова потеряли 84 истребителя, а англичане - только 8.

Орёл был методично сбит.

Дни 14 и 15 августа имели почти одинаковый исход: было уничтожено 75 немецких самолетов и только 35 британских.

Столкнувшись с суровой реальностью, Геринг отчаянно изменил свою стратегию люфтваффе. Сначала он запретил любые операции по ликвидации британских радаров. Во-вторых, было решено, что самолеты "Штука" (Юнкерс Ю-87) должны быть сняты с полетов, поскольку они оказались чрезвычайно уязвимыми в воздушных дуэлях.

Наконец, Геринг решил, что самолеты Мессершми́тт Бф109 больше не будут выполнять боевые задачи, а будут строго бомбить. Недовольный Геринг также решил, что истребитель Мессершми́тт Бф109, переоборудованный в бомбардировщики, получит преимущество от истребителей того же типа, которые будут сопровождать их во время бомбардировок Великобритании.

 

 

Мессершми́тт Бф109. Взято из свободных источников.

 

Мессершми́тт Бф109. Взято из свободных источников.

Таким образом, большинство самолетов Бф109 было переброшено на авиабазу в Па-де-Кале, ближайшую географическую точку к Старому Альбиону. С этой же целью были отправлены небольшие группы бомбардировщиков в сопровождении массированного числа истребителей. Все, чтобы заманить RAF в один решающий бой. Это была немецкая стратегия, которая должна была выиграть битву.

Контратака злого бульдога

Немецкий план работал. И даже если британцы сбили больше вражеских самолетов, чем потеряли, Люфтваффе медленно, но верно продвигалось вперед. Тогда немцы позволили себе потерять пилотов и самолеты, а британцы - нет.

Но судьба внезапно решила встать на сторону британцев благодаря инциденту, который вызвал типичную боевую ярость легендарного английского бульдога!

Рано утром 25 августа 1940 года, немецкий пилот бомбардировщика Хейнкель He 111 случайно разбомбил центр Лондона, несмотря на приказ Гитлера запретить любые действия в британской столице. Очевидно, даже немецкий летчик никогда бы не предположил, как повлияет его жест на судьбу боя.

В ярости и ужасе от такой смертоносной атаки, Уинстон Черчилль приказал в ту же ночь нанести воздушный налет на Берлин.

Геринг, который высмеивал и неоднократно заявлял, что Британские ВВС, не смогут бомбить Германию, был неприятно удивлен.

К удивлению берлинцев, в ночь на 25 августа, 81 британский бомбардировщик типа «Хэмпден» появился в небе над их столицей, чтобы нанести решительный удар в самое сердце Третьего рейха. Британские бомбардировки оказались неэффективными, но на следующее утро все берлинцы уже прозвали Геринга "Мейером" - более чем оскорбительное прозвище для одного из ближайших антисемитов Гитлера.

 

 

Хэндли Пейдж HP.52 «Хэмпден», британский двухмоторный бомбардировщик, состоявший на вооружении Королевских ВВС во время Второй мировой войны. Участвовал в первом налёте на Берлин. Взято из свободных источников.

 

Хэндли Пейдж HP.52 «Хэмпден», британский двухмоторный бомбардировщик, состоявший на вооружении Королевских ВВС во время Второй мировой войны. Участвовал в первом налёте на Берлин. Взято из свободных источников.

В гневе и стыде он предстал перед немецким народом, где торжественно пообещал, что такие взрывы больше никогда не повторяться. История серьезно противоречит ему по этому поводу.

 Гитлер, с другой стороны, был сильно тронут своим маниакальным эго. Он не мог представить себе, что такой дерзкий поступок британцев не будет строго наказан.

На следующее утро фюрер появился на национальной радиостанции, где в своем характерном для него стиле дал воинственно-невротическое сообщение .

Если британцы осмелятся бомбить наши города, мы закопаем их 

Тогда, вопреки советам своих генералов, Гитлер приказал Герингу начать массовую кампанию, и без каких-либо правил разрушить Лондон.

Хотя яростные бомбардировки немцев оказались невыносимыми для лондонцев, поспешный шаг Гитлера позволил британским ВВС восстановить свои силы. Отремонтировали базы и заводы, в срочном порядке модернизировали самолеты.

 

 

Наблюдатель на крыше в Лондоне. Взято из свободных источников.

 

Наблюдатель на крыше в Лондоне. Взято из свободных источников.

Новые самолеты "Харрикейн" и "Спитфайр" начали наносить все больший урон немецким врагам. Фактически, самолет Спитфайр Mkl стал единственным британским самолетом, способным противостоять грозному Мессершми́тт Bf 109.

В конце концов, пилоты Королевских ВВС нанесли немцам такой урон, что Люфтваффе больше не могло позволить себе терять пилотов и самолеты.

В конце концов, бомбардировки сократились, а операцию "Морской лев" отложили на неопределенный срок. Еще несколько ночных бомбардировок продолжались, но Битва за Британию закончилась. Англичане явно выиграли.

Вот так вот, благодаря немецкому бомбардировщику, потерянному в воздушном пространстве Лондона, а также больному эго Гитлера, последний бастион свободы в Европе Второй мировой войны был спасен.