Танки с крыльями в СССР
На модерации
Отложенный
Танки с крыльями в СССР
Практически сразу же после появления нового рода оружия — танков — встал вопрос повышения их «оперативной подвижности». Сначала его пытались решать с помощью автотранспорта — специальных трейлеров. Потом боевые гусеничные машины стали оснащать дополнительным движителем — колесом, так появились колёсно-гусеничные танки. Однако для всего этого нужны дороги. А если дорог, как правило, нет, а до противника надо поскорее дотянуться? И тогда военные ряда стран обратили свой взор в небо. И танки… полетели!
Быстроходное чудо
К концу 1920-х годов ведущие державы мира уже располагали самолётами грузоподъёмностью до нескольких тонн, позволявшими перевозить по воздуху достаточно габаритные грузы. Правда, в основном на внешней подвеске. Одним из первых концепцию «летающего» танка предложил корифей мирового танкостроения американец Джон Кристи. Его машина М-1932 представляла собой колёсно-гусеничный танк, выполненный из стали и дюралюминия и весивший всего 4 тонны. В начале 1930-х годов эта машина на колёсном ходу достигала фантастической скорости 190 км/ч, да и на гусеницах передвигалась достаточно резво — 90 км/ч.
Кристи рассчитывал, что если снабдить такой танк крыльями, то такая скорость позволит ему отрываться от земли и перелетать такие препятствия, как рвы, валы, надолбы. Кроме того, можно будет сбрасывать танк с самолёта на бреющем полёте. Однако ни для этого танка, ни для следующей модели авиационная часть так и не была разработана. Военное ведомство США к этим машинам не проявило интереса. Один образец танка был закуплен Советским Союзом, но советских специалистов интересовала тогда главным образом работоспособность колёсно-гусеничного движителя — мечтали с ветерком прокатиться по дорогам Европы. К ходовым испытаниям всё и свелось.
Танк как оружие десанта
Особой нужды в заимствовании зарубежного опыта не было, поскольку в СССР в те годы шло активное развёртывание воздушно-десантных войск, сопровождавшееся отработкой различных способов доставки боевой техники по воздуху. При этом рассматривались два варианта транспортировки. В первом случае танк служил грузом для самолёта, располагаясь на подвеске под его брюхом. На земле он мог оказаться либо после приземления самолёта, либо будучи сброшенным с небольшой высоты (с парашютом или без оного). Были созданы подвески ПГ-12 (для посадочного варианта) и ПГ-12П (для сбрасывания с парашютом). Они годилась для перевозки малого плавающего танка Т-37А и лёгкого бронеавтомобиля Д-12.
Впервые доставка танков Т-37А по воздуху бомбардировщиками ТБ-3 была продемонстрирована в сентябре 1935 года в ходе знаменитых Киевских манёвров. Во время полёта экипаж танка находился в самолёте. После посадки с помощью специального рычага танк отделялся от самолёта, танкисты занимали свои места, и машина была готова к бою.
В октябре 1936 года на Медвежьих озёрах под Москвой испытывалась система сброса танков на воду. Проектирование подвески ТВД-2 и механизма сброса велось под руководством Жозефа Котина, будущего создателя тяжёлых танков серий KB и ИС. Плавающий танк Т-37А сбрасывали на озеро с высоты 5-6 метров при скорости 160 км/ч. После касания воды машина прыгала по поверхности 25-30 метров «блинчиком», как камешек по водной глади.
Для предохранения танка при ударе о воду под его днищем крепились специальные амортизирующие приспособления. Были они предельно просты: окованный железом деревянный брус под днищем танка да стальной лист, отделённый от днища еловым лапником. В первом опыте приводнения у танка промяло днище и вырвало часть заклёпок. Продержавшись на плаву минут 20, он затонул. Во втором и третьем эксперименте танки тонули так же быстро из-за трещин в корпусе.
Поставленные на крыло
Предпринимались в Союзе и попытки снабдить танк собственными крыльями. Вспомнили идею «летающего» танка Кристи. В январе 1933 года одному из КБ было выдано задание на проект летающего танка. Не прошло и месяца, как он был готов. Проект заключался в подвеске колёсно-гусеничного танка БТ к безмоторному самолёту. Воздушный винт приводился во вращение от двигателя танка. После посадки отсоединение машины от самолёта происходило без выхода экипажа из неё. Деревянный макет продули в аэродинамической трубе ЦАГИ.
Сам танк несколько отличался от серийного формой корпуса и составом вооружения, ослабленная ради снижения веса броня защищала его только от пуль. В конструкции корпуса предусматривалось использование лёгких сплавов. В кормовой части машины устанавливался 650-сильный двигатель, который обеспечивал в воздухе скорость до 160 км/ч. Но после анализа проекта, проведённого НИИ ВВС, стало ясно, что мощности двигателя будет недостаточно для того, чтобы танк реально летал. Кроме того, проблемой стала бы и подготовка танкистов-лётчиков. В итоге дальнейшие работы по проекту прекратили. Однако в начале Великой Отечественной войны к идее летающего танка вернулись. Осенью 1941 года авиаконструктор Олег Антонов предложил построить упрощённый буксируемый планер разового применения, используя в качестве фюзеляжа корпус танка Т-60, а его ходовую часть — в качестве шасси. Планер предназначался для переброски лёгких танков в тыл врага для поддержки крупных партизанских соединений. Планер должен был буксироваться бомбардировщиком ТБ-3, а после сброса буксирного троса самостоятельно садиться на площадку ограниченных размеров.
Машину спроектировали всего за две недели и построили к лету 1942 года. Она получила название КТ («Крылья танка»), а также обозначалась как планер А-40. Полётная масса танка-планера составила около 8 тонн. Единственный испытательный полёт КТ состоялся осенью 1942 года. Аэропоезд в составе буксировщика ТБ-3 и планера успешно взлетел. В роли пилота и одновременно механика-водителя выступал лётчик — испытатель Сергей Анохин. Однако из-за большого аэродинамического сопротивления планера скорость полёта, несмотря на выход двигателей буксировщика на полную мощность, не превышала 130 км/ч. С трудом удалось подняться лишь на 40 м. Затем начался опасный перегрев двигателей. Планер был отцеплен в аварийном порядке. Он на удивление удачно приземлился на кочковатом поле в районе Раменского аэродрома, подняв по тревоге не оповещённый заранее батальон охраны, едва не открывший огонь по странному объекту. Сбросив крылья, Т-60 своим ходом благополучно вернулся на базу в Монино.
Из-за отсутствия других подходящих для буксировки самолётов работа была свёрнута. Тем не менее испытательный полёт показал, что идея летающего лёгкого танка вполне осуществима.
По обе стороны фронта
Попытки научить танки летать предпринимали и наши противники. В 1945 году японцы построили макет танка-планера «Куро». Он представлял собой очень узкую машину. Экипаж располагался тандемом: механик-водитель (он же пилот) в рубке, командир — позади в башне. По бортам к корпусу танка крепились крылья, а сзади — ферма с оперением. Дальше макета дело не пошло.
Немцы же сосредоточились на создании классических планеров и транспортных самолётов, способных перевозить танки. На базе тяжёлого планера был создан 6-моторный самолёт Ме-323 «Гигант». Эти машины доставляли в Тунис наряду с другими грузами и бронетехнику. В Англии были созданы лёгкий авиадесантный танк «Тетрарх» и предназначенный для его транспортировки планер «Гамилькар». Планер имел откидную носовую часть и аппарель. Экипажи находились внутри танков, после посадки немедленно покидавших планеры. В качестве буксировщика использовался бомбардировщик «Галифакс».
В феврале 1941 года США приступили к развёртыванию воздушно-десантных войск, для нужд которых было решено разработать лёгкий танк, который можно было бы транспортировать по воздуху. Параллельно велась разработка самолёта, способного принять на борт боевую машину. Первый прототип Т-9, имея вес 8 тонн, мог быть подвешен к транспортному самолёту С-54. Правда, при этом было необходимо снимать с танка башню и загружать её в грузовой отсек самолёта. Были изготовлены только 830 машин, после чего производство было прекращено. Испытания показали, что танк недостаточно надёжен, слаб и оружием, и бронёй. Но всё же в августе 1944 года он был принят на вооружение под названием «Локуст» («Саранча»).
После Второй мировой войны попытки научить танки летать самостоятельно ни в одной стране больше не предпринимались. И военные, и инженеры пришли к заключению, что, действительно, «рождённый ползать летать не может» — каждому своё.
К.Ришес
Комментарии
Переписала Светлана Сергиенко.
И кино даже на эту тему есть)))