Какими были выборы в СССР до 1988 года? Что изменил Горбачёв?
На модерации
Отложенный
Первый кто скажет, что в Советском Союзе не было выборов, пусть бросит в монитор камень. Вопреки расхожему мнению, выборы в Советском Союзе проходили с завидной регулярностью (и почти со 100% явкой). Однако до 1988 года избирателю даже галочку в бюллетени ставить не надо было. Он получал избирательный бланк, иногда с одним единственным кандидатом и с подписью: «вычеркните всех кроме одного». Это была такая лотерея, где ещё не подойдя к кассе ты заранее видел надпись «проиграл». Ну или «выиграл», если ты был тот самый не вычёркиваемый кандидат. Позволить себе вычеркнуть единственного кандидата могли только диссиденты.
Но прежде, чем говорить о советских выборах и политической реформе 1988 года, следует сказать несколько слов об устройстве государственной власти в СССР до 1988 года.
Если вы спросите немного осведомленного человека о том, кто был главой государства в Советском Союзе (какой государственный пост был главным), то вам скорее всего ответят: Генеральный Секретарь. Только вот этот пост даже не был прописан в Конституции СССР. И не случайно: генсек КПСС считался (хотя тоже неформально) главой партии, но не главой государства. Но стоит отметить, что в советской конституции 1977 года вообще не был прописан пост главы государства, был только коллективный глава: Президиум Верховного Совета СССР, и вот его председатель и считался формальным главой СССР.
Партия не управляла Советским Союзом напрямую через свои органы. В «стране советов» вся власть де-юре принадлежала Советам, и чтобы КПСС правила, необходимо было, чтобы представители партии занимали большинство мест в Верховном Совете СССР (ну и в Верховных Советах республик, конечно). Что и обеспечивалось безальтернативными выборами.
И вот 1988 год, разгар перестройки. Решением XIX партконференции советскому избирателю было предоставлено право вычеркивать столько сколько влезет. Отныне и на веки веков в бюллетене должно быть больше одной фамилии.
Но главная особенность реформы даже не в обязательном наличии двух кандидатов в бюллетени. Согласитесь, если бы всевозможных кандидатов по-прежнему выдвигала только КПСС, ситуация с выборами не сильно бы поменялась. Реальная альтернативность в выборах возможна лишь при альтернативности в праве выдвижения кандидатов.
До реформы 1988 года статья 100 Конституции СССР начиналась так: «Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит организациям Коммунистической партии Советского Союза…», а после реформы начало статьи 100 поменялось на «Право выдвижения кандидатов в народные депутаты по избирательным округам принадлежит трудовым коллективам, общественным организациям, собраниям избирателей по месту жительства…»
Авторы реформы закрепили в конституции переход от принципа «сверху – вниз», к принципу «снизу – вверх» (это не значит, что эта перемена на бумаге привела к моментальным переменам в реальной политике, и конечно КПСС по-прежнему выдвигала как минимум по одному кандидату от каждого округа). Отдельно в статье 100 прописали ещё и следующее: «Число кандидатов в народные депутаты не ограничивается. Каждый участник предвыборного собрания может предлагать для обсуждения любые кандидатуры, в том числе и свою. В избирательные бюллетени может быть включено любое число кандидатов.» Это тоже не случайная вставка, до этого в конституции не было прописано, что выдвигать можно только одного кандидата, но на протяжении почти 70 лет этот принцип действовал в реальной жизни, и отказ от него, для реализации реформы, было необходимо прописать в Конституции СССР.
После проведения реформы, в 1989 – 1990 гг. в Советском Союзе пройдет ряд избирательных компаний по выборам высших органов власти на альтернативной основе, но это уже совсем другая история.
Комментарии