МУЗЕЙ РУССКАЯ ГОЛГОФА
На модерации
Отложенный
Национальный музейно-просветительский комплекс «Русская Голгофа» должен завершить создание мемориального комплекса на Бутовском полигоне. Его миссия интегрировать память о гонениях и о духовном противостоянии православных верующих тоталитарному обществу в общенародную память. Такую задачу невозможно решить без адекватной трансляции внутрицерковного «сокровенного» опыта на язык современного cветского общества средствами современной музейной культуры».
Основы концепции Общероссийского мемориального музея подвига и исповедничества в XX веке «Русская Голгофа» прот. Кирилл Каледа, Гарькавый И. В., и др.
ПРЕДЛОЖЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Музей планируется расположить в комплексе бывших зданий конного двора НКВД 1930-х годов постройки, представляющем собой прямоугольное здание с открытым внутренним двором и воротами, располагающимися по центральной оси сооружения, украшенного cложным двойным лучковым фронтоном. Музейная экспозиция будет находиться во фронтальном корпусе, в левом крыле, а также в тыловом корпусе здания, занимая приспособленные помещения первого – основного – этажа, а также, частично, располагаясь в подвальных залах цоколя.
Типологически сценарий, предложенный музейной группой проекта, представляет собой последовательность личных историй/ житийных сюжетов/тематических залов, нанизанных на хронологическую ось/временную линию/таймлайн, прочерчивающую в пространстве траекторию истории России в ХХ веке. Картину дополняют атмосферные «тематические реконструкции», описывающие отдельные драматичные сюжеты этой истории.
Значимой идеей, звучащей в концепции, оказывается противостояние церкви и советского государства. Причем церковь в данном случае не только и не столько институция, а совокупность верующих, каждый из которых выбирал собственный путь – подвижничества, мученичества или исповедничества. Соответственно, главной темой, которую должна овеществить архитектура музейной экспозиции, оказывается столкновение государства и личности, занимающей активную позицию противостояния злу.
АРХИТЕКТУРА
В пространстве существующего здания экспозиция, противопоставляющая личность и тоталитарное государство может быть представлена в виде анфилады зальных пространств. Левая сторона их будет, предположительно, занята «монументально-декоративным» рассказом об истории советской России и СССР, выполненным в виде бесконечной скульптурной фризовой ленты, развивающейся от прошлого к настоящему. Правая же сторона будет представлять собой небольшие компартименты или капеллы с личными историями святости, мученичества и гражданского противостояния тоталитаризму. В этих залах, приспособленных для показа личных историй, новомученники будут соседствовать с обычными людьми, невинно пострадавшими за свою веру, свободомыслие или стремление к правде. Ведь перед кровавым молохом тоталитаризма все были одинаково неважными щепками.
Экспозиция в капеллах может со временем меняться, дополняясь материалами исследований, вновь открывшимися предметами и «гостящими» в Бутово персональными комплексами из других музеев – в формате временных выставок, вписывающихся в общий контекст музейного повествования. Соответственно, навигационные надписи проектируются как сменяемые. «Музеефицированные» истории праведников могут уходить в формат виртуальных экспозиций, дополняющих и расширяющих физическое тело музея-монумента.
Нет сомнения в том, что со временем музей должен превратиться в основный центр исследования, популяризации и светского поминовения православного подвига и исповедничества в России.
Иллюстрация: Термы Стабиана, Помпеи.
Источник: Classicult: Casa dell'Ancora Archivi
МЕТАФОРА
В целом же контраст левого и правого, общего и частного, государственного и личного, атеистического и церковного будет сопровождать посетителя в путешествии по музею, открывая ему все новые грани драматичного противостояния человека и государства.
В экспозиции это противостояние будет выявлять разница масштабов почти интимных личных капелл и громады общего, зального «общественно-исторического пространства». Разная высота потолков в капеллах, архитектура, вырастающая из свойств и состава индивидуальных экспозиционных комплексов («локусы»), также подчеркнут и усилят коллизию.
Внутренний двор здания, превращенного в музей, можно уподобить монастырскому саду, который в средние века ассоциировался с райским садом, уготованным праведникам в будущем, или небесным Иерусалимом.
Сад планируется разбить во внутреннем дворе музея. Он будет разделен на количество участков, соответствующих количеству капелл в экспозиции. Растения на каждом участке – суть новомученники, стоящие за тем, кто уже представлен в экспозиции. Это метафора растущего и развивающегося музейного исследования, укореняющегося в памяти народной поминовения о духовном противостоянии православных верующих тоталитарному обществу.
Если рассмотреть план здания, получается, что сплотившись, буквально «встав стеной», сонм подвижников – новомученников, страстотерпцев и исповедников, и простых граждан защищает собой райский сад от репрессивного советского режима. Распространяя эту метафору в настоящее, можно говорить, что они вместе спасают от тоталитаризма наше общее будущее.
Иллюстрация: Небесный Иерусалим, Франция, XII в.
Источник: The Morgan Library & Museum
ПЛАН ЦОКОЛЬНОГО ЭТАЖА
1. Зал №1.Погружение в тему (рассказ о самом понятии мученичества и исповедничества в раннем христианстве и в различных христианских конфессиях)
2. Переход - «катакомбы», вдоль его стен – символы христианского мученичества разных времен и стран
3. Зал №2. Причины и предыстория гонений XX века
4. Тематические реконструкции
5. Галерея
6. Зал временных выставок
7. Подземный переход
ПЛАН ПЕРВОГО ЭТАЖА
1.Входная группа с гардеробом, кассой и сувенирным магазином
2. Кафе
3. Зал №3. Первый этап гонений времен революции и гражданской войны 1917-1921гг
4. Зал №4. 1922-1928 гг
5. Зал №5.1929-1936 гг
6. Зал №6. 1937-1938 гг
7. Зал №7. 1939-1953 гг
8. Зал №8. 1953-1991 гг
9. Зал №9. Тематический эпилог экспозиции
10. Конференц-зал
ФОЙЕ МУЗЕЯ
Проект предполагает расширение фойе музея с зоной гардероба в центре. Слева и справа разместятся кафе и касса с музейным магазином, соответственно.
ЭКСПОЗИЦИЯ В ЦОКОЛЬНОМ ЭТАЖЕ
Вводные залы экспозиции расположены в подвале здания: спускающегося на лифте или по лестнице посетителя встречает темный зал с рассказом о христианских мучениках, потом он переходит через катакомбы в пространство с предысторией гонений на православную церковь в ХХ веке.
ЗАЛ №4 И ЗАЛ №5
Поднимаясь из подвала, зритель попадает в зал, посвященный гонениям против церкви 1920-х и начала 1930-х годов.
ЗАЛ №8
Залы тылового корпуса расположены в бывших конюшнях. Ворота остекляются полупрозрачным стеклопрофилитом, дающим ровное, спокойное освещение.
Комментарии