Лев Гумилев, «антисистема», субпассионарная стихия и ползучая ресоветизация

На модерации Отложенный

 

Автор: Александр Гончаров

15 июня 1992 года отошел ко Господу замечательный русский историк и этнолог Лев Николаевич Гумилев. Сын поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой, он прожил бурную и тяжелую жизнь, несколько раз подвергался репрессиям, был заключенным лагеря, воевал, странствовал по стране, занимался наукой и выдвинул свою оригинальную «теорию пассионарного этногенеза», которую смело можно назвать историософской. Его имя следует поставить в один ряд с такими философами истории, как Арнольд Дж. Тойнби, Освальд Шпенглер, Карл Ясперс, Константин Леонтьев и Николай Данилевский.

Труды Гумилева долгое время являлись невостребованным и только к концу его земного бытия, заслуги ученого признали, а теория вошла в научный обиход, хотя и продолжает подвергаться сомнению и критике, часто весьма ангажированной.

Лев Гумилев неудобен, прежде всего, в политическом плане. Его теория оказалось работающей, что далеко не всегда бывает с теориями в гуманитарных науках. И с ее помощью можно не только описывать, но и понимать происходящее вокруг нас с вами. Оказалось, что в частностях Лев Николаевич мог ошибаться, но вот общие выводы, иногда казавшиеся чересчур смелыми, били прямо в точку. Не в бровь, а в глаз. Поэтому Гумилева стараются заболтать или же представить неким дилетантом от науки (человека, кстати, защитившего две докторские диссертации: по истории и географии), склонным к фантазерству и экзотике.

На мой взгляд, лучшим памятником ученому мужу является не статуя на громадном постаменте, а применение его наработок. Попробую так и сделать.

XXI век в нашей державе именуемой Российской Федерацией, в средствах массовой коммуникации (СМК), социальных сетях (т. е. виртуальной реальности), да и в обыденной реальности развернулся процесс ресоветизации, нахраписто и даже агрессивно продвигаемый целой группой лиц именуемой «интеллигенцией». Поклонение проекту «СССР 2. 0.» постепенно нарастает, особое распространение он получает у молодых поколений, знающих о советской действительности только понаслышке. Однако инициаторами этого процесса явояются люди старших возрастов, которые родились и выросли в Советском Союзе, при этом, однако, уже не имевшие никакого личного опыта жизни в досоветский период русской истории. В сущности, эти люди представляют собой некий гомункулус, незаконный и противоестественный плод советской пропаганды. Но они же и её жертвы, сами не осознающие того. Они читали фантастику Ивана Ефремова и братьев Стругацких чаще произведений из корпуса марксизма-ленинизма, а потому существуют в иллюзорном фантастическом пространстве, где коммунистическое общество – залог всечеловеческой гармонии и противостоит хаосу и безумию капитализма. Хилиастическое будущее в виде «Эпохи Великого Кольца» или «Мира Полудня» маячит сладким призраком перед их глазами. Переход к переформатированному «СССР 2. 0.» – это как раз шаг к воплощению грез, навеянных советской фантастикой.

А что же это за такие благие миры будущего? В книгах Ефремова и Стругацких есть характеристики, позволяющие выстроить вполне законченный образ.

Во-первых, господствует научное мировоззрение, а общество даже не антирелигиозно, но арелигиозно (Пламенный привет, «православным» неосталинистам!).

Во-вторых, прогресс и борьба – это удел немногих. Доны Руматы и Дары Ветры принадлежат к группе, которую Федор Михайлович Достоевский смело причислил бы к сторонникам Великого Инквизитора, страдающих за человечество (иногда и внеземное) и искренне закоснелых в своем праве распоряжаться чужими судьбами.

В-третьих, основная масса живет при всеобщем изобилии и, извините, в стандартном потребительском обществе. Процитируем: «Я предвидел это, – ответил Дар Ветер, – и предлагаю, если Совет Экономики найдет возможным, обратиться к населению планеты. Пусть каждый на год отложит увеселительные поездки и путешествия, пусть выключат телевизоры наших аквариумов в глубинах океана, перестанут доставлять драгоценные камни и редкие растения с Венеры и Марса, остановят заводы одежды и украшений. Совет Экономики определит лучше меня, что следует приостановить, чтобы бросить сэкономленную энергию на производство анамезона. Кто из нас откажется сократить потребности на один только год, чтобы принести нашим детям великий дар – две новые планеты в живительных лучах зеленого, приятного для наших земных глаз солнца!» (И. А. Ефремов. Туманность Андромеды).

Очень познавательный спич. Требуется клич, дабы люди решились отказаться от комфорта ради достижения высоких целей.

В-четвертых, люди «Полудня» и «Эры Великого Кольца» предпочитают не заниматься со своими детьми. Детей воспитывают за счет коммунистического государства. Но Ефремов милостив, он позволяет родителям заниматься своими чадами, правда, удалившись на остров Яву. Интересно, что и человек, посчитавший себя преступником, тоже отправляется на «часть суши, окруженную со всех сторон водой», только на Цейлон (Шри Ланку). Таким образом, желание любить своих детей и быть с ними по факту поставлено на одну доску с уголовщиной.

Удивительно, но «светлое коммунистическое будущее» великолепно пересекается с западным, вроде как капиталистическим, настоящим с его ювенальной юстицией, потребительством, дестабилизацией и фиктивностью семьи, а также с милостью к падшим, но черствостью к невинным.

Да и еще. В «прекрасном далеко» нет наций, – их растворило «всечеловечество». Советский Союз (пусть и под иным наименованием) распростер свои руки на всю Землю и другие планеты, где обосновался род людской.

И здесь, как-то сами собой всплывают слова одной из последних гумилевских статей, где прямо говорилось, что «…русские с октября 1917 г. точно так же были лишены возможности проводить свою национальную политику, как и все другие народы. Но даже в теоретическом смысле отождествление русских с коммунистами неправомочно. Коммунисты изначально представляли собой специфический маргинальный субэтнос, комплектуемый выходцами из самых разных этносов. Роднило их всех не происхождение, а негативное, жизнеотрицающее мироощущение людей, сознательно порвавших всякие связи со своим народом. (Такие структуры известны в этнической истории со времен античности, их принято называть антисистемами.) Вспомним знаменитое определение Л. Д. Троцкого – «кочевники революции» и вполне искреннее высказывание идейного доносчика и человекоубийцы Л. З. Мехлиса: «Я не еврей, я коммунист». Вряд ли найдутся эмоциональные, а уж тем более научные основания считать русским В. И. Ленина, поляком – Ф. Э. Дзержинского, а тофаларом – К. У. Черненко…» (Гумилёв Л. Н., Ермолаев В. Ю. Горе от иллюзий).

Верь – не верь, но за современным неосталинизмом с любым лицом: коммунистическим, псевдо-православным, квази-монархическим или ново-либеральным скрывается старая «антисистема», нацеленная на построение своего иллюзорного мира и разрушение существующих связей в быту, культуре и традиции. Членами этой общности могут являться только те индивиды, которые обладают футуристическим ощущением времени, отрицающие настоящее и подлинное прошлое. То, что сейчас есть – для них отвратительно, а то, что было до воцарения «антисистемы» в России – еще более мерзостно.

Дабы семимильными прыжками устремиться к «Миру Полудня» «антисистеме» придется преодолевать сопротивление тех «косных» сил, которые ради «светлого завтра» не готовы отказаться от семьи, нации, государства, построенного предками, детей, да и элементарного наслаждения родной природой.

Коммунистическая «антисистема» поработала в нашей стране «на славу»: храмы разрушались, духовные скрепы общества демонтировались, привычные стереотипы поведения размазывались, даже ландшафт подвергался насилию (достаточно вспомнить затопление русских лугов при строительстве Беломорканала и водохранилищ, а так же, не состоявшийся, слава Богу, проект поворота рек Сибири в Среднюю Азию).

Для приведения всех непокорных к смирению перед «СССР 2.0.» – предтечей хилиастического «Полудня» насилие будет неизбежным, причем и над самим здравым смыслом. Отдай жену дяде, а сам иди к бляди. Так что ли? Шиш, тебе господин-товарищ! – говаривали молодым большевикам малограмотные крестьяне в 20-е годы прошлого века. Подобный ответ вполне возможен и в отношении призывов неосталинистов. Отдать Россию вам ради иллюзий? А вот шиш вам товарищи!

И вот здесь раскрывается кладовая тайн «антисистемщиков». Потому-то им нужен Сталин, не реальный, но идеальный, жестокий, но справедливый, т. е. тот которого никогда не было! С помощью этого идеала можно развернуть новые репрессии и всех несогласных и колеблющихся прижать к ногтю.

Внимать неосталинистам может только субпассионарий, готовый ради личных выгод на любой поступок против «ближнего своего», лишь бы не нести ответственности ни перед совестью, ни перед судом. Субпассионарий, выживший по принципам беспринципности и приспособленчества, и вылезший наверх, благодаря гигантским народным потерям после 1917 года в результате гражданской войны, голодовок, репрессий, Великой Отечественной войны, эмиграции и т. д., когда гибли пассионарный (самый активный) и «гармоничный» (самый большой) слои этноса, готов принять призыв неосталинистов. Именно он отождествляет «русского» с «коммунистом» и никак иначе. Он придумал фразку: «Антисоветчик – русофоб!» Он не примет аргументов, противоречащих его опасным галлюцинациям.

Собственно, субпассионарию безразличен идеал и идеология, лишь бы получить сертификат на собственное обогащение и произвол. На той же Украине роль Сталина сыграл Бандера. Мотив то один: «Сталин придет, порядок наведет! Бандера придет, порядок наведет!»

Автор совсем не причисляет себя к пассионарным людям, он – типичный обыватель, старающийся руководствоваться исключительно здравым смыслом. Он не верит в утопии. И он слишком хорошо понимает, к чему неизбежно приведет торжество субпассионарной стихии, которую так жаждут разбудить неосталинисты ускоренной ресоветизацией: распадом Российской Федерации, семьи и общества.

И снова коммунисты зовут к своим мечтам.

Мол, будет вам порядок, хорош он или гадок, 

Но как бы тем порядком не поперхнуться нам…