Марксизм в Европе после Маркса

На модерации Отложенный

После Маркса в социалистическом движении Западной Европы было три направления:

1. Правые - это европейские социал-демократы, реформисты, которых советские идеологи называли «ревизионистами». Они за социализм, но отказались от идеи революционного насилия и «диктатуры пролетариата», в чём и состоит их ревизия. Они выступали за рост благосостояния народа, за политические свободы, развивали марксизм в соответствии с переменами в экономике и в общественной жизни,  выступали за социально-экономические реформы.Это прежде всего немецкие социалисты Бернштейн и Каутский.

Э.Бернштейн (1850—1932) исходной формой социалистических отношений считал кооперацию. Классовая борьба при расширении демократии принимает мирные формы, государство благоприятствует продвижению к социализму, осуществляемому с помощью реформ.  Он выступал за распространение акций среди рабочих, что способствовало бы их заинтересованности в успехах своей фирмы, чувству соучастия во владении и управлении. Он считал, что гос.собственность целесообразна лишь для крупных предприятий, природные ресурсы регулируется государством в интересах народа при сохранении мелких и средних в частных руках.  (В России 90-х случилось наоборот, началось с передачи общенародной государственной собственности и сырьевых ресурсов в руки «олигархата»).  

Карл Каутский (1854—1938) также отрицал необходимость революций в Западной Европе, отдавая предпочтений социальным реформам и парламентским формам борьбы.

 

2 Ортодоксы стремились сохранить революционаризм Маркса, идею революции и диктатуры, но в соответствии со взглядами Маркса не решались на широкомасштабное социальное экспериментирование «пока не созреют для этого экономические предпосылки». К ортодоксам можно отнести и Г.В. Плеханова, который в 1917-м выступал против большевистского переворота в России, считая как и Маркс её не готовой к социалистическим преобразованиям

3. Леворадикальные революционеры выступали за мировую революцию, которую следует инициировать из единого центра, из Россию и отмежевались от первых двух направлений.  Их работы в СССР не публиковались. На Западе многообразие вариантов марксистской философии было обусловлено не только своеобразием задач, встающих перед социалистическим движением, но и тем, что в этих странах была возможность свободной научной дискуссии и свободный доступ к информации.

Марксисты Запада в дискуссиях с оппонентами, указывавшими на отрицательный опыт Советского Союза, обычно отвечали что это еще незрелый социализм, не развернувший своих преимуществ. И вдруг...  советские идеологи 70-х объявляют устройство своей страны «развитым социализмом» Марксисиы на Западе отмежевались от этой доктрины.

Гуманистический марксизм.

Антонио Грамши (1891—1937) — основатель Компартии Италии — с 1926 г. и до своей кончины был заключён фашистами в тюрьму, где и написал свои семь томов «Тюремных тетрадей». Он  понимал марксизм как гуманизм. Его постулаты:

Люди ответственно живут и действуют. Бессмысленно обещать светлое будущее грядущим поколениям.

 Если марксизм рассматривается как «предвосхищение истины» то он становится недоступным для критики, а значит и неспособным к развитию. Такой «триумфализм» довольствуется абстрактными теориями, коммунизм для таких марксистов – недостижимая утопия, а не основа поведения.

Грамши высмеял Бухарина за то что философские системы прошлого тот рассматривал как «уродства мысли», нечто «неразумное, антиисторическое».

Индивид требует свободы от «авангардной» роли партии навязывающей народу волю политических организаций. Марксисты по Грамши должны уметь предвосхищать ситуации, когда «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех», а когда наоборот, возрастает отчуждение человека и степень его эксплуатации самим государством.

Экстерриториальные и вне критики находящиеся претензии марксистских партий несостоятельны и отчуждают марксизм от народа. Претензии эти, проявляются в речевых оборотах «партия учит», «марксизм утверждает» и т.п.

Возвращение к Марксу невозможно, у него нет ответов на вопросы нашего времени. Глобальные планетарные проблемы, тревожная экологическая ситуация, отсутствие эффективной социально-экономической модели требуют новой системы идей. Социалистические идеалы не могут быть достигнуты вне завоеваний буржуазного общества.

Культура, по Грамши, означает «единую, распространенную в общенациональном масштабе концепцию „жизни человека“, „светскую религию“, философию, которая стала „культурой“и породила этику, образ жизни, определила поведение человека как гражданина и индивида».

Преодолевая противоположности материализма и идеализма, философия практики включает в себя все ценные, жизнеспособные творческие элементы этих направлений, чтобы из их органического синтеза породить новую, более универсальную и гуманистическую культуру.

Интеллигенцию Грамши высоко ценил: «эта названная Сталиным «прослойка» играет важнейшую роль, без которой невозможно общественное развитие. Её задача – преобразование мыслительных установок рабочего класса и других классов, преобразование корпоративной узости, выведение классового сознания на общегосударственный и общечеловеческий уровень. В этом состоит и задача общественных наук и всей системы образования, потому что индивиды, которые лишены целостного знания, не могут быть историческими субъектами, и становятся слепой жертвой партикулярных (частичных, групповых и искаженных) целей. Нужна демократизация знания, система подлинного образования, а не система «организованного невежества» и производство одномерного человека.

Герберт Маркузе (1898—1979) — представитель франкфуртской школы неомарксизма. Ему принадлежит интерпретация некоторых впервые в1932 году опубликованных рукописей Маркса. Маркузе развивал фрейдомарксистскую философию истории, согласно которой позднекапиталистическое общество обеспечивает лояльность людей, формируя у них соответствующие влечения и потребности. Поэтому социальная революция возможна как революция влечений, а поскольку основой всех влечений по Фрейду является сексуальность, то освобождение личности связывается с сексуальным раскрепощением и с бунтом против «репрессивной культуры».

В своей книге «Одномерный человек» Маркузе утверждает, что Маркс рассматривал только экономические аспекты отчуждения и не ставил вопрос об отчуждении сознания. Каким образом возникает отчужденное сознание? Как человек теряет разносторонность, как становится стандартизированным и «одномерным» в работе, подражателем в увлечениях, в потреблении? Маркузе считал, что Маркс не дал анализа социальных последствий НТР и не учитывал роли средств массовой коммуникации, которые закрепляют отчужденное сознание.

0кончание завтра.