Дерипаска как индикатор

На модерации Отложенный

   С самого утра в СМИ разных стран, хоть короткой заметкой, но упоминалось то, что суд округа Колумбия, в лице судьи Амита Мехты, принял решение отклонить иск миллиардера Олега Дерипаски к Министерству финансов о снятии персональных санкций, введенных против него в 2018 году. В результате решения Минфина США включить его в санкционный список, Дерипаска лишен возможности получить американскую визу, а все его активы на территории США были заморожены.

   По процедуре, он может обжаловать это решение в вышестоящие судебные инстанции, но похоже на то, что никаких перспектив теперь у него нет абсолютно, поскольку он попал в христоматийную историю того, как вообще РФ ведет себя в подобных случаях. То есть, линия поведения Дерипаски настолько шаблонна, что ее можно использовать как шаблон в любой ситуации, где РФ или отдельных ее важных персонажей привлекают к ответственности.

   Как обычно, на первой стадии в такой ситуации поднимается невыносимая вонь в подконтрольных СМИ, которые обязательно вещают с территории РФ и с территории страны, в которой все случилось. Тактика отработана уже давно и действует в той же шаблонной предсказуемости, как и все остальное. Подконтрольное СМИ в тех же США публикует мнение «эксперта» или подобного персонажа, которому отваливают приличный гонорар, где тот излагает неправомерность действий местных властей. И потом это мнение запускается на большой пропагандистский круг, где оно обрастает комментариями публики, прямо или косвенно находящейся на подсосе у Кремля.

   Когда пропаганда отстрелялась, в дело вступают юристы и сам обиженный, который играет известную сцену из фильма с Арни в главной роли: «Какие ваши доказательства?» При этом, ситуация подается таким образом, что бедный и всячески обиженный пациент наказан безо всяких на то оснований. И в данном случае иск был составлен именно в таком ключе.

   «В ходе процесса миллиардер утверждал, что решение включить его в санкционные списки является произвольным, не подкрепленным доказательствами и превышающим полномочия американского Минфина. Он настаивал, что не является «олигархом», в список которых был включен администрацией Трампа три года назад. Бизнесмен также утверждал, что были нарушены его права, гарантированные пятой поправкой к конституции США, которая запрещает судить дважды за одно и то же преступление и изымать собственность без справедливого возмещения».

   Но вот в ходе рассмотрения исковых требований произошло именно то, чего требовал Дерипаска и чего требовала РФ в деле о сбитом малазийском аэроплане, а именно – были представлены те самые доказательства, но отсутствие которых только что напирал возмущенный Дерипаска. Суд не просто отклонил доводы адвокатов Дерипаски, но сослался на доказательства, представленные министерством финансов, а Минфин США взял, да и рассекретил часть данных, на основании которых российский бизнесмен был включен в санкционные списки.

   Причем, из публично доступных данных становится понятным, что формат документов, которыми оперировал Минфин, является конфиденциальным и не предназначен для широкого обозрения. Оно и понятно, ведь стирка грязного белья крупного бизнеса не очень приятное мероприятие хотя бы потому, что в любом обществе всегда имеет напряжение по поводу большого бизнеса, находящего различные лазейки для того, чтобы уйти от уплаты налогов или сделать деньги «из воздуха».

   Кроме того, если санкции предполагали не только запрет Дерипаске на визы, но и арест его активов в США, то это значит, что кто-то из резидентов Штатов как минимум, работает с этими активами и это бросит тень на их репутацию. То есть, санкции, вводимые в таком формате, как бы говорят субъекту: «Мы все знаем, мы все видим, мы терпели это до поры-до времени, но теперь терпение лопнуло». И лишний шум по этому поводу не был нужен самому Дерипаске, поскольку таковы правила игры.

   Но он надел броню и полез в разборки. Более того, точно зная, насколько его рыло в пуху, он обосновал свои претензии тем, что Минфин не имел никаких оснований и потребовал доказательств. Когда иск зашел в суд, тот был обязан спросить Минфин о том, что стало причиной санкций, а тот ответил: «Вы хотите доказательств? Их есть у меня!», и вывалил пачку, достаточную для суда, но вряд ли всю из того, чем по факту располагает. И кроме того, раз уже суд сделал официальный запрос, то не отвечать на него нельзя. В конце концов, финансовое ведомство привело шесть случаев действий Дерипаски, которые, по американским данным, свидетельствуют о его связях с Кремлем и стали базой для введения санкций. По его мнению, их достаточно для того, чтобы положительно ответить на запрос суда и самого истца. Выглядит это примерно так.

   «Во-первых, как считает американский Минфин, президент РФ Владимир Путин склонил Дерипаску к инвестированию 800 млн долларов в проект Олимпиады в Сочи 2014 года.

   Во-вторых, Дерипаска, по мнению Вашингтона, финансировал проекты Кремля в 2018 году по запросу Путина и высших чиновников.

   В третьих, он, как полагают американские чиновники, отменил IPO группы ГАЗ, чтобы «скрыть отмывание денег Путина через свою компанию».

   В-четвертых, Дерипаска в декабре 2016 года был идентифицирован как «лицо, которое владеет активами и отмывает средства в интересах Путина».

   В 2011 году его бизнес-деятельность, по сообщениям, была использована для перевода средств в личных интересах Путина.

   Наконец, Дерипаска, согласно материалам дела, действовал по личным инструкциям Путина на переговорах с представителями Киргизии».               Именно этот пакет сведений и решил исход дела и решение было однозначным, а Дерипаска перешел к следующему стандартному ходу, принятому в современной РФ. Как только на крики об отсутствии доказательств их таки выкладывают, начинается крик «Вы все врете!», «Это – фальшивка! Фотошоп! Меня там не стояло!» И далее – как они любят. И Дерипаска уже исполнил арию Терпилы из оперы «На берегах Потомака». Более того, когда пройдут все инстанции обжалования и все проиграют, будут рассказывать о том, что суды не были объективным и в их Басманном суде он бы все выиграл.

   Все это говорит о том, что Москва везде и всегда действует шаблонно. Ее шаги предсказуемы до банальности. А раз так, то все, кто ей противостоит, должны пользоваться этой особенностью. Зная их следующий шаг, всегда можно сыграть на упреждение. Пора побеждать!

Анти Колорадос