Нас с китайцами полтора миллиарда, или сон разума

На модерации Отложенный

В преддверии исторической встречи президентов России и США московская политологическая тусовка вдруг принялась обсуждать перспективы возникновения какой-то «мягкой биполярности», в рамках которой союз России и Китая станет противовесом США. Идея богатая, вполне в духе старой песни «Русский с китайцем братья навек» (музыка Мурадели, слова Вершинина). Нехитрый замысел идеологов этой самой «мягкой биполярности» состоит, по-видимому, в том, что объединение военного потенциала России с экономической мощью и людскими ресурсами Китая даст на выходе полноценный полюс мировой политики. Которого будут бояться, а значит уважать во всем мире.
Скажу прямо: большего бреда на рынке идей давно не появлялось. Любопытно, что думают по этому поводу сами китайцы? Готовы ли они из любви к России или из неприязни к коллективному Западу пересмотреть главный принцип своей внешней политики, исключающий жесткое и обременительное блокирование с любыми странами, даже с такими исступлённо «самобытными» как Россия. У которой, как известно, вечно семь пятниц на неделю, а горизонт планирования измеряется в лучшем случае десятком ближайших лет.

Экономическое преуспевание Китая в очень большой степени опирается на импорт передовых технологий и экспорт товаров и услуг.

В силу этого Китай не мыслит себя вне рамок тесного сотрудничества со всем миром и прежде всего с коллективным Западом, с которым так увлеченно собачится Россия.

В отличие от коллективного Запада, Китаю мало дела до того, что творит Россия со своим собственным народом. И с иными соседними странами, не входящими пока в сферу китайских интересов. Именно это, похоже, и побуждает Россию смотреть на Китай как на дружественную державу и потенциального союзника.

Как смотрит на Россию сам Китай, доподлинно неизвестно. Рискну, впрочем, предположить, что без особой симпатии. Как еще должны смотреть китайцы, народ с долгой памятью, на страну, которая забыла о том, как обижала и унижала их в прошлом? Китайцы – народ талантливый и трудолюбивый. Они уважают успех и презирают неудачи. С учетом этого, как они должны смотреть на не вполне успешную Россию, кажется, уже готовую добровольно превратиться в сырьевой придаток и младшего партнера Китая?

Одним словом, идея «мягкой биполярности» представляется мне совершенной химерой. Вброшенной в оборот в качестве страшилки для наших американских «партнеров» накануне российско-американской встречи в верхах.