ЛЕНИН И ОБРАЗОВАНИЕ

На модерации Отложенный

ЛЕНИН И ОБРАЗОВАНИЕ

 

10 февраля 2007 года президент Путин произнес свою знаменитую «Мюнхенскую» речь, которая перевернула историю России, начала новый отсчет времени, подняла страну с колен и так далее. Гвоздь программы – отказ Путина от либерализма.

Как же это происходило в сфере образования? А вот как.

 

Некий либерал, Владимир Бацын (с фото в газете «Вести образования» №8 (80) за 15 апреля 2007 г. глядит довольно упитанная лопата), пытается с уровня своего «просвещения» представить Ленина как интеллектуально ущербного. Он пишет: «… владеющий … шестью иностранными языками… Ленин отнюдь не был человеком, «который обогатил свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество» (Бацин цитирует самого Ленина, Б. И.). Он слишком многое сознательно выкинул «как ненужный хлам».»

Что же не является для Бацына хламом? Идеологемы, которые вбрасываются СМИ для манипулирования массовым сознанием. Бацын пишет: «… в наше время идет поиск такого содержания образования, которое делает которое делало бы человека компетентным не только профессионально, но и общечеловечески. Вот почему зазвучали такие (у нас очень многими нелюбимые и не понимаемые) слова, как толерантность, полиидентичность, поликультурность, мультикультурализм…»

 

Похожий случай - в сказке, в которой «волшебник» три года учил слово «престидижитатор» и один месяц обучался собственно волшебству. Можно дополнить список слов, которые, вероятно, выучил Бацын: плюрализм, подвижки, «педалировать», экстремизм, популизм, «успешный» и пр. Стоит только заговорить о деле, так запишут в популисты. Или в экстремисты, смотря по обстоятельствам. Скажешь «дважды два четыре», а в ответ: «У нас альтернативное мнение, ты должен с ним считаться. Ибо плюрализм». Физик Лев Ландау говорил: «Это отнюдь не плохо, когда все думают одинаково, но правильно. Плохо, когда все думают по-разному и неправильно». (Последнее, собственно, и происходит в телепередачах типа «К барьеру» Соловьева.)

Хороша поликультурность, когда музеи отдают под церкви и приняли закон, разрешающий вывозить за границу культурные ценности возрастом более 100 лет, когда культура производства на нуле; хороша общечеловеческая компетентность, когда нет компетентности профессиональной, когда урезаны школьные программы по физике, математике, русскому языку и литературе, а в вузах – тестовая система, приводящая к покупке рефератов, курсовых и дипломов (на каждом столбе объявление с телефоном). В Перми стандартная цена реферата – 3 тыс. р. Это и есть «поиск» по Бацыну.

 

Кинелёв, бывший наш министр образования, утверждал, что с образованием всё хорошо и с каждым годом становится лучше и лучше. Хотя затраты на высшее образование сократились в России более чем в 6 раз, число преподавателей увеличилось в вузах на 14 000, в том числе докторов наук стало на 6000 больше, а профессоров и доцентов - на 9000. Причина проста, как яйцо крокодила - резкое снижение требований к диссертантам. В России за 10 лет возникло целых 120 академий, 20-25 тысяч человек ежегодно становятся кандидатами и докторами наук, даже по TV показывают репортажи, что в Министерстве образования всего за 1000-1200 долл. можно купить диплом кандидата каких угодно наук (а заодно и звание доцента) и никаких юридических последствий для чиновников-мошенников показ этих репортажей не повлек.

В газетах (напр., в “Московском комсомольце” или “Из рук в руки”) каждый может прочесть объявления такого типа: “Кандидатские и докторские диссертации для занятых. Недорого. Быстро”. Дело дошло до того, что работодатели повсеместно отказываются признавать дипломы о высшем образовании и научных степенях и требуют обязательных рекомендаций с предыдущих мест работы. Но куда там – ведь других кандидатов и докторов просто нет. Раньше объявления «рефераты, курсовые, дипломы, диссертации» скромно видели на телеграфных столбах, теперь это официальная реклама солидной фирмы на «свечке» рядом с Центральным рынком.

Только в Перми возникло минимум шесть академий, особо – сельхоз. академия. Преподавал там и знаю, что уровень студентов (да и преподавателей) тянет разве на гимназию с уклоном. И академики – как на подбор. Скажем, «эколог» Яков Вайсман приобрел лицензию на звание эколога вместе со званием академика где-то в Италии. Ранее числился ветеринаром, в одном из областных сел занимался разведением кроликов, неудачно, перебрался в Пермь и непостижимым образом стал доктором медицинских наук. Ныне с успехом способствует защите в качестве макрошефа кандидатских диссертаций молодых больничных светил.

Работодатели отказывают не только липовым званиям, но целым высшим учебным заведениям. Так, в Перми в объявлениях о найме значится: «Требуются специалисты, просьба к выпускникам Высшей школы экономики не беспокоиться.» В мэтрах ВШЭ числятся Гайдар, Чубайс, а выпускники не знают разницы между потребительной и меновой формами стоимости, которую каждый рабочий чувствует на своей шкуре дважды в месяц. Преподают в пермском отделении Высшей школе экономики, например, юриспруденцию - мошенники, защитившие диссертацию по научному коммунизму. А философию (курс 60 часов) – дамы без вредных самоограничений, едва с тройками закончившие заочное отделение истфака ПГУ. Что же касается специалистов естественно-научной и технической сфер, заводы стонут от армады безграмотных дипломированных бездельников, нахлынувшей в предприятия по блату. Так, на оборонное предприятие «Машиностроитель» устроили выпускника сельхоз академии и поставили начальником смены, на этом посту выпускник едва не завалил план.

А сколько новых наук появилось! Космическая орнитология, палеожурналистика, философия пограничных постов и прочее, прочее. Потому что желающие получить степень размножаются как тараканы. Не бледные очкарики – звери. Рельс перегрызут.

Теперь скажите, что может преподавать в ПГУ мадам Новикова, которая ранее читала политэкономию социализма, вчера преклонялась перед Ельциным, а ныне считает самым выдающимся экономистом эпохи Егора Гайдара?

________

 

Объясняю еще раз: абстрактная форма - общечеловеческие ценности – наполняется содержанием наиболее организованной силой. Эта сила – США. Т.е. под общечеловеческими ценностями мир должен понимать ценности США. Точка. Плюрализм – когда в хаосе мнений выигрывает наиболее организованная сила. Сегодня это явно не рабочие. Т.е. это буржуа, и, по большей части – американские буржуа.

Бацын отмечает: империализм, по ленинскому определению, последняя стадия капитализма, настолько затянулся, что «класс-гегемон успел исчезнуть». Если номинально – нет, учитывая рост пролетариата в развивающихся странах Азии и Африки. Если в смысле гегемона – он еще показал себя во всем мире в 60-е, а во Франции показывает себя регулярно.

Не затянулась вовсе империалистическая стадия, просто она подходит к своему логическому завершению – попытке ультраимпериализма. Экспорт капитала приобретает всеобщий масштаб. В том числе экспорт капитала в форме масскультуры. Этот капитал атомизирует (по выражению Маркса) пролетариат в импортируемых его странах не только посредством рыночной стихии, но и идеологически. И верным средством этого служат идеологемы «плюрализм», «толерантность» и пр.

 

Толерантность в переводе – терпимость. В Большом энциклопедическом словаре два значения термина «толерантность»:

1) иммунологическое состояние организма, при котором он неспособен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема толерантности имеет значение при пересадке органов и тканей;

2) Способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.

В том числе - способность желудка переваривать недоброкачественную пищу.

 

В современном значении толерантность воспринимается исключительно с латинского, tolerantia – терпение, как сообщает «Словарь иностранных слов» - терпимость к чужим мнениям и верованиям. По идее, это терпение должно распространяться и на коммунистов, и на фашистов, и на антисемитов, и на всевозможных радикалов. Однако в обществе ныне принято под толерантностью понимать спокойное, без раздражения отношение исключительно к евреям, неграм, педерастам, даунам, американцам, ВИЧ-инфецированным, лицам «кавказской национальности» и пр. В частности, толерантность призвана не терпеть, а противостоять антисемитизму и расизму. А также в том, чтобы в каждом вокально-инструментальном ансамбле, в каждом спектакле, даже китайском, даже по произведениям Чехова, обязательно должен играть негр. Помните, Галина Волчек, приехав в США со своими спектаклями, сначала удивилась такому условию, а потом согласилась с янки: «Я поняла, что негр в спектакле «Чайка» как раз к месту!» В каждом фильме, даже если это экранизация мифов древней Греции, тоже должен быть негр. А в каждом фильме про войну непременно должен быть слабый, забитый, но героический еврей (еврейка). Иначе могут обвинить в нетолерантности.

 

«Можно себе представить, - пишет, похваляясь общечеловеческой компетентностью, поликультурный Бацын, - реакцию Ленина на тезис о толерантности, - если бы он был предложен ему в качестве мировоззренческого принципа!» Что ж, легко представить реакцию – саркастический хохот круглосуточно занятого председателя Совнаркома, в крови которого течет чувашская, шведская, немецкая, еврейская, татарская, русская крови, и которому предлагают возвести в мировоззренческий принцип отрицание расизма.

Отметим, что термин «толерантность» призван не только подменить значительно более конкретный и действенный пролетарский интернационализм. Его главное назначение – исключить классовую ненависть, предложить бедным быть толерантными по отношению к богатым.

Мы видим последствия плодов просвещения по Бацыну - мультикультурализм на экране телевизора: это мультфильмы для дефективных детей, боевики и порно для умственно ограниченных, комедии для олигофренов привели к росту преступности, к духовной деградации. Абстрактная форма наполнилась содержанием наиболее организованной силой!

Нет сомнений, уж Бацын-то не постеснялся бы припасть на колено и облобызать ботинок афроамериканца, именно так следует сегодня называть негров.

 

Чей же образ рассмотреть в качестве примера толерантности? Конечно же, покойную Политковскую. Всегда к услугам попираемых и ущемляемых тоталитарной Россией чеченских бандитов. Они тоже попадают в список подлежащих толерантному обращению. Для сравнения: после Октября 1917 г. подразделения ГПУ за ДВА дня с согласия чеченских тейпов арестовали и разоружили ВСЕ чеченские вооруженные формирования. Почувствуйте разницу.

Малограмотный Бацын патологически ненавидит Ленина и Ленину же эту же черту и приписывает. По его мнению, ненависть к классовому врагу, в том числе, к интеллигенции, доводила Ленина «буквально до физического изнеможения, до полного нервного истощения». Сам наблюдал! Можно себе представить, как Ленин, ненавидя часами, изрыгая проклятия в адрес интеллигентов, падает от истощения на диван… Интересно, понимает Бацын, что сам пишет? «Люди, не занимающиеся «революционной деятельностью», - пишет автор, - для него просто не существовали, а если существовали, то лишь постольку поскольку, с его точки зрения имели отношение к социальным проблемам. Именно поэтому в круг зрения (охо-хо, Б. И.) Ленина попало «зеркало русской революции» и – мимоходом – гнуснейший Достоевский (этот автор… был сразу после захвата власти большевиками изъят из библиотек, а роман «Бесы» строжайше запрещен).»

 

Бацин всё путает. Достоевский в «Бесах» описывает террориста; это «отрицательный персонаж». Отношение к террору у большевиков, в отличие от эсеров, тоже отрицательное, их позиция в этом плане подробно изложена в документах. «Гнуснейшим» Достоевский был для церкви, поскольку в романе «Братья Карамазовы» провозгласил «бунт против бога». Для Ленина Достоевский был не «гнуснейшим», а «архискверным», потому что в конце концов встал на ту точку зрения, что жертвовать собой нельзя, что лучше жить, как угодно, хоть на коленях. Не потому, что ужасался в «Бесах» приходу террора, а потому, что после кружка Петрашевского отказался от борьбы, потому, что искаженно представил забастовку на Невской бумагопрядильной фабрике (у Плеханова ее описание – полная противоположность Достоевскому). И, приговаривая «архискверный», Ленин подписал проект памятника Достоевскому. Какие, к черту, могут быть запреты. Почитайте «Известия» 20-х годов – никакая «эпоха гласности» с ними не сравнится. В статье «Партийная организация, партийная литература» Ленин заявил лишь две вещи: 1) партия не собирается оплачивать оппозиционные издания; 2) литература, помогающая воспитанию коммунистических взглядов, будет поощряться. И только. Таким образом поступает ЛЮБАЯ власть.

 

Не Ленин, а Чехов плохо относился к Достоевскому, ну, не любил он его. А к Толстому плохо относилась Марина Цветаева. «Только в «Крейцеровой сонате, - говорила она, - Толстой был до конца искренним».

 

По Бацыну Ленин часто цитировал Салтыкова-Щедрина только потому, что «сам острил очень грубо и тяжеловесно».

То есть, по Бацыну изумительный юмор Салтыкова-щедрина – грубый и тяжеловесный. Любопытно, как острит сам Бацын в сравнении с получившим дворянское воспитание Лениным. По поводу творчества Маяковского Ленин, как пишет Бацын, заявил, мол, «ничего в этом не понимает». Бацын снова путает - трудно представить блестяще закончившего гимназию и экстерном университет, при этом слабо знакомого с русской литературой. В частности, Ленин прекрасно знал и любил Тургенева. То, что он «ничего в этом не понимает», Ленин высказал – когда его попросили высказаться - в отношении не поэзии Маяковского, а творчества художников-авангардистов 20-х годов.

 

«К классовой ненависти, - вещает Бацын, - тесно примыкает самая обычная бытовая нетерпимость. Человек, хотя бы по мелочи возразивший в полемике… сразу становился личным врагом, которого нужно было публично растоптать, показав его идейное ничтожество.»

Во-первых, у личного врага показывают его душевное, а не идейное ничтожество. Во-вторых, например, Троцкий лично Ленину напакостил крайне мало (см., напр., его «К истории русской революции»). Политической проституткой и Иудушкой Ленин крестил Троцкого за политические действия. В-третьих, такой, например, человек, как меньшевик Мартов, был идейным противником большевиков. Однако именно Ленин спас его от ареста – помог эмигрировать. Наконец, в-четвертых, разве у вас, читатели, не возникает раздражения, когда вы беседуете с тупым, зашоренным, не желающим слушать что-либо вразумительное, человеком? Когда по телевидению вы слышите, как «жизнь налаживается», запустить кирпичом в телеэкран не хочется? Разве не хочется приставить дуло АКМ к виску наглого буржуя, у которого со щек жир капает?! Разве это не естественное желание каждого нормального человека?

Действительно, Ленин в выражениях не стеснялся (чего стоит «а сами вы – гробы повапленные» в работе «Материализм и эмпириокритицизм» и пр.). Сестра Елизарова ругала его за это, он ее слушался и даже заменил в этой же работе слово «поповщина» на «фидеизм». Но он сам объясняет неразборчивость в выражениях: к этому его толкнула многолетняя практика общения с буржуазными идеологами; его грубость – лишь ответная реакция.

 

Что до интеллигенции, разве сегодня мы не видим своими глазами, чего она стоит? Верная служанка буржуазии, еще вчера клялась в верности социализму, ныне выстроилась в очередь лягнуть мертвого льва. Старый защитник социализма Гавриил Попов делает это регулярно. А как брызжут слюной в телепередачах в адрес Ленина Сванидзе, представитель элиты КПСС Егор Яковлев, записной болтолог Кара-Мурза и прочие интеллигенты! Ленин, который писал, что «интеллигенция первой чувствует классовое унижение рабочих», слишком хорошо думал о ней. Нет ничего продажнее, грязнее и тупее современной российской интеллигенции, которая думает только о котлете. Как-то Федора Тютчева спросили: «Вы интеллигент?» - Избави боже», - ответил поэт.

 

Врет Бацын обстоятельно. Оказывается, целью воспитания должен быть человек, «свободный от государства». Такого добра нет ни в одной стране мира, видимо, о противоречии общего общественного и особого индивидуального Бацын у Маркса не читал. Ленин у него вдруг стал себя считать первым учеником Маркса. Откуда Бацын это выкопал?? Что, Ленин писал об этом? Или, расхаживая перед соратниками, твердил: «А я первый ученик Маркса, первый, первый!» Или на ушко кому: «Товарищ Бухарин, и не думайте, первый – я.» Так?

Бацын утверждает, что один из основных тезисов Ленина – мировая революция, и тут же уверяет, что философия Ленина и то, что он делал, не имеет никакого отношения к Марксу. Хотя именно Маркс писал об экспроприации экспроприаторов («Капитал») и вместе с Энгельсом в книге «Немецкая идеология» подробно разжевывал, что пролетарская революция может осуществиться только во всемирном масштабе (о «перевернутой» марксовой «формуле» революции см. мои «Наброски о революции» в брошюре «Кто и почему повторяет ложь о революции»).

 

«Был ли Ленин культурным человеком?» - спрашивает Бацын. И отвечает: нет, он не интересовался ничем, кроме классовой борьбы, даже занимаясь много месяцев в Британской библиотеке, ни разу не посетил Британского музея. По Бацыну и конструктор Королев тоже не был культурным. Помните, в фильме «Укрощение огня» Королев говорит своему коллеге, что он не может что-либо смотреть в театре, ему скучно. Бацын настолько мультикультурен, что не в состоянии вообразить, как работают гении.

Или он не в курсе, что Ленин разбирался в музыке и любил ее, а в шахматы играл на уровне перворазрядника? Что Ленин мог прочитывать свыше 1000 страниц в час, внимательно, делая пометки по полях? Читатель, попробуй. Как прочтешь, попытайся рассказать, что прочитал! Причем Ленин не обучался специально скорочтению.

Даже противники Ленина признавали, что он превосходно разбирался в аграрном вопросе. Именно «ничем не интересующийся» Ленин подписал Постановление Совнаркома о размещении на территории Пермской губернии (под Березниками) хранилища урана. Вообще-то большевики, если кто не в курсе, под руководством Ленина одержали убедительнейшую победу в революции, Гражданской войне, разбили войска Германии и Антанты и под его же руководством создали СССР. Полиидентичный Бацын, на кухне интересующийся всеми сплетнями в мире, оценивает личность Ленина меркой «ничем не интересовался».

 

Методологически Бацын прост и наивен, как гимназист. По натуре диктатор, обзывает он Ленина, к тому же догматик. Это, разумеется, ничем не доказывается. Хотя уж если Ленин считал себя марксистом, но его метод (экспроприация) к Марксу не имеет отношения, так стало быть, даже не догматик? И потому он так себя плохо вел, считает Бацын, что усиленно читал «Катехизис революционера» Нечаева, посему, как пить дать, ему следовал. Это, разумеется, неверно, т.к. уж кто-кто, а Ленин понимал ограниченность и вредность нечаевщины. Не было случая, чтобы большевики, как, скажем, эсеры, казнили своих отступников. Суть не в том.

Тот, кто объясняет те или иные действия политика чертами его характера, утверждал Ленин, есть мошенник. Ленин здесь абсолютно (т.е. считая излишним рассматривать некоторые действия, объяснимые чертами характера) следует Марксу. Т.е. объясняет историю, не разыскивая «в каждой эпохе ту или иную категорию… объясняет не практику из идей, а идейные образования из материальной практики…» (Маркс, Энгельс, «Немецкая идеология»). Бацын делает всё наоборот, хотя и признается в почтении к Марксу.

_________

 

Апофеоз чепухи, которую напечатали на двух с лишним газетных полосах – сравнение школ, создаваемых большевиками, и школ, которые устраивали Колчак и Врангель. При сходности школьного строительства Колчак и Врангель старались обеспечить как можно большую независимость учителя. Ленин, же, напротив, был убежден, что школа, пишет Бацын, «вне политики – ложь и лицемерие». Между тем своей собственной политической публикацией в газете «Вести образования», предназначенной для школ (полная версия с еще большим числом глупостей опубликована в ж-ле «Перемены», №3, 2007), Бацын доказывает справедливость ленинской позиции.

Посмотрим, как на деле осуществляется воспитание «свободного от государства человека» преподавателями с «как можно большей независимостью».

Повторим: по Бацыну Ленин «ничем, кроме классовой борьбы не интересовался». Что ж.

 

Бывший вице-премьер Олег Сысуев, отвечавший за образование и высшую школу, как-то заявил: “Образование… может подтолкнуть Россию к окончательному развалу”.

Под руководством О. Сысуева и по заказу Б. Немцова была разработана “концепция реформы образования”. Среди разработчиков этой концепции были зам. министра образования Александр Асмолов, зам. Сысуева Михаил Дмитриев и Александр Тихонов, тогда - зам. министра образования, затем министр.

«Концепция» была опубликована в «Учительской газете», сводится к следующему:

1) сократить число вузов, студентов и преподавателей - чем их меньше, тем меньше средств на них уйдет из государственного бюджета. Число студентов, обучающихся за счет государства, планировалось сократить для начала на 15 процентов, число преподавателей — еще больше (поскольку коэффициент 1:8 предписано было сменить на 1:12). Сократить число вузов за счет слияния “однопрофильных” или тех, что будут объявлены «близкими по профилю»;

2) отменить стипендии - за исключением стипендий самым бедным: сиротам или студентам из семей с доходами ниже прожиточного минимума. Таким образом, предлагалось репрессировать умных и успевающих студентов и нанести удар по университетской науке: те студенты, которые могут и хотят заниматься наукой, будут вынуждены подрабатывать.

3) отменить все «социальные выплаты» - доплаты на питание студентов, на детские пособия студентам, имеющим детей, льготы на проезд в общественном транспорте, льготы на оплату проживания в общежитии (плату за проживание в общежитии планировалось подтянуть до «экономически оправданной», т.е. до стоимости проживания в сравнимых по типу гостиницах);

4) обязать все вузы сдавать в аренду коммерческим структурам площади в среднем в 10 тысяч квадратных метров по 100 долларов за квадратный метр в год (по расчетам Асмолова — Тихонова, это должно было дать 500 миллионов долларов, на которые можно было смело сократить государственное финансирование вузов);

5) ввести плату за пользование библиотеками и лингафонными кабинетами, компьютерными залами, лабораториями, спортзалами, бассейнами и т. п. Таким образом, из вузов будут вытесняться бедные;

6) отменить ограничения на прием студентов на коммерческие отделения. Поскольку общее число студентов остается, то отмена квот на прием «коммерческих» студентов приведет к ликвидации «некоммерческих».

Реформы по либеральной «концепции» Асмолова-Тихонова происходят перманентно. Суть их одинакова и заключается в сокращении финансирования. Так, в 2008-2009 гг. в пермском классическом университете на 20% сократили фонд оплаты труда, практически прикрыли Естественно-научный институт при ПГУ, оставили по два человека в лаборатории.

Действительно, а зачем? Ведь поступать в вуз всё равно, кроме богатых детей, некому. Ибо очередная реформа по заветам Асмолова-Тихонова привела уже к преобразованию содержания обучения. Как отрапортовал на брифинге пермской областной администрации в 2005-м году тогдашний вице-губернатор Зимин, «нужно давать не знания, а понятия о знаниях», Конечно, конечно, скажем мы, у нас уже есть не мультфильмы, а понятия о них, не литература, а примерное ее представление, не художественные фильмы, а их светлый образ. Так, из учебников физики исчезла напрочь специальная теория относительности Лоренца-Энштейна.

 

Не только Жозеф Деместр, Греф тоже хочет прославиться мракобесием и убеждает во вреде образования для власти. Отказ от либерализма достиг апогея, когда Дмитрий Медведев объявил, что царская Россия кормила хлебом полмира, а Путин брякнул, что большевики отняли у России победу в 1-й мировой, и Ленин своим правом нации на самоопределение заложил бомбу под СССР. А ведь казалось бы, Путин с Медведевым не подверглись либеральным реформам образования, ни ЕГЭ, ни тестовая система их не коснулись.

 

В дополнение к насаждению либерализма - насаждение религии вместо науки. Точнее, против науки.

Согласно ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности. Никто не вправе препятствовать распространению религиозных взглядов, мешать их пропаганде, совершению религиозных ритуалов, так же как и распространению атеистических взглядов.

В США запрещают преподавать в школах теорию эволюции, того же требуют и в РФ. В то же время в ряде школ десяти российских регионов был введен предмет «Основы православной культуры». В 2012-м в РФ был введен новый школьный предмет - «Основы религиозных культур и светской этики». Его преподавали в 4 классе. С 2019 года в школе новый предмет – «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Инициатор введения новой школьной дисциплины - РПЦ. В татарских семьях ислам – обязателен для детей, в еврейских – иудаизм.

Нарушается Федеральный закон о свободе совести и о религиозных объединениях, ст. 3, п. 5. – «...Запрещается... обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

По просьбе РПЦ на много лет из школ убрали астрономию, черчение так в школьную программу и не вернули.

 

Напомню: именно большевики, а не царь и не Бацын, ввели ликбез, он проходил даже во время гражданской, красноармейцы по время переходов цепляли на спины впереди идущих товарищей листки с правилами русского языка и арифметики. Именно Ленин, а не Бацын, учредил ряд ведущих университетов страны, что подготовило почву для перехода на всеобщее бесплатное среднее образование, которому и в 90-е завидовал весь мир, я во многих странах побывал и знаю, что пишу. Это всеобщее среднее дало зеленую улицу детям из бедноты, дети рабочих и крестьян стали советской и мировой научной элитой.

 

Борис Ихлов, из книги «Уроки революции»