СССР — страна узаконенного абсурда
На модерации
Отложенный
Так, друзья — сегодня будет очень необычный и интересный пост с фото-подборкой советской жизни. Как вы знаете — в своём блоге я часто публикую редкие фото реальной советской жизни (многие из которых были запрещены в СССР) — но сегодня будет настоящий эксклюзив! Во-первых — все эти снимки сделаны не в 70-80-е годы (как большинство моих фотоподборок), а гораздо раньше — в начале 1930-х. Во-вторых — сделали эти снимки не советские граждане — а американский фоторепортёр Джеймс Эббе.
Кто такой Джеймс Эббе? В тридцатые годы Джеймс был уже довольно известным американским фотографом — он работал в Голливуде, снимал Чарли Чаплина, Мориса Шевалье и Сергея Эйзенштейна. В 1932-м году Джеймсу удалось попасть в СССР — официальной причиной визита стала портретная фотосъёмка Сталина — по замыслу СССР, впустившего на свою территорию американского фотографа, такая фотосессия должна была убедить западные страны в том, что у Сталина всё в порядке со здоровьем.
Помимо 25-минутной фотосессии Сталина, Джеймсу также удалось снять много всего эксклюзивного и в самом СССР, по которому он успел прокатиться. Что интересно — цензура особенно не проверяла эти снимки, так как всё её внимание было уделено фотоснимкам Сталина и "правильным ракурсам вождя" — так что остальные плёнки Джеймса остались практически нетронутыми.
Итак, в сегодняшнем посте — мега-эксклюзивные фото СССР начала 1930-х годов, снятые американским фотографом. В общем, обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте. И да, на телеграм-канал тоже подписывайтесь.
Глядя на фотоподборку Эббе опытным глазом исследователя — можно заметить, что Джеймс был явно с сопровождением, и фотографировать ему разрешали далеко не всё. Так, к примеру, кадры с парадов и прочий официоз качественно скадрированы и проэкспонированы — тогда как кадры всякого "сопутствующего быта" (чаще всего неприглядного) сняты как бы набегу и нередко смазаны. Не исключаю, что у Джеймса была вторая, более миниатюрная камера, которой он старался как можно более незаметно снимать обычный советский быт.
02. Уже одно это хорошо говорит о реалиях той эпохи — в начале 1930-х годов как раз начал зарождаться культ личности Сталина, и на кадрах Джеймса есть всевозможные парады с портретами советских вождей — Сталин подписан на одном из плакатов как "наш бригадир".
03. Вообще надо сказать, что советская жизнь 1930-х сильно напоминала эпоху абсурда, в которой происходила тотальная борьба с прошлым. Люди изобретали новые слова и имена вроде "Баррикада, Бебелина, Ревансавр", лозунги были часто абсурдными и написанными без полного понимания используемых слов. Каким-то кафкианским абсурдом выглядят лозунги "XX лет большевистской правды" и "Печать должна служить орудием социалистчиеского строительства":
04. Что интересно — писатели тех лет отлично чувствовали этот внутренний абсурд новой власти и её лозунгов. В "Золотом телёнке" Ильф и Петров отлично спародировали стиль большевистских газет в главе "Потный вал вдохновения": "Пусть клевещут. Пусть скрежещут. Пусть выявляется злобный зубовный враг", а антиутописты Платонов и Замятин даже посвятили ему целые романы.
На фото ниже — мастера преебивают надпись "Романовы", заменяя её на "Новый отель Москва" на старинных сервизах тонкой работы:
05. При этом реальная советская жизнь была далека от парадных лозунгов и плакатов — таких снимков в подборке Джеймса Эббе немало, и сняты они, чаще всего, в той самой "размытой" технике — вероятнее всего, на бегу. К примеру, вот эта сцена на железнодорожном вокзале — тут и там валяются голодающие врестьяне, которые неделями ждут поездов, чтобы уехать куда-то, где ещё осталась еда:
06. Или вот такая слегка пересвеченная, но тем не менее очень выразительная фотография тяжёлого женского труда — именно в привлечении женщин к тяжёлому, невыносимому труду и было основной "равноправия полов" в его советском понимании:
07. А как вам такое "жильё" рабочих Днепростроя? Советские газеты тех лет рассказывали сказки о "просторных и светлых квартирах в новых домах", в которых якобы живут все рабочие "страны трудящихся" — но на деле многие люди жили вот в таких страшных курятниках. Посмотрите — не думаю, что во времена "тёмного царизма" рабочие жили вот так:
08. Зато советская власть не жалела денег на масштабные парады и шествия, пыжась что-то кому-то "доказать". На первомайский парад, по словам Джеймса, в центр Москвы сгоняли одо миллиона солдат Красной армии и рабочих — для того, чтобы те маршировали по Красной площади.
09. Великолепны крупные планы этих парадов, снятые Джеймсом — мы не видим на них светлых улыбающихся девушек, как на советских постановочных фото, а видим какие-то мрачные измождённые лица рабочих и хмурые лица пионеров. Люди идут строем и несут огромные абсурдистские плакаты с надписями вроде "все братья — сёстры!":
10. Просто великолепное фото — пионеры, которых заставили продавать облигации Госзайма.
Госзайм — это добровольно-принудительная советская афера, когда часть зарплаты вам выдавали бумажками, суть которых была в том, что государство как бы взяло у вас взаймы денег и может быть когда-нибудь их вернёт. В толпе пионеров я насчитал ровно два улыбающихся лица:
11. Большинство церквей в крупных городах большевики уже закрыли — но в провинции, по словам Джеймса, около 60% церквей ещё работают. Правда, у них забрали колокола — чтобы те не звонили. На фото справа — нищая советская жизнь 1930-х. Ноги у людей часто босые или обуты в какие-то невероятные, самодельные башмаки или санадалии.
12. В самой Москве большинство церквей тоже уже закрыто. Алтари некоторых храмов большевики сохранили как "бесценные произведения искусства" — но чтобы люди, чего доброго, не поверили в иного бога, кроме Маркса и Ленина — на стене справа повесили пропагандистский плакат:
13. Снимки слева — антирелигиозный музей с плакатами на советском новоязе а также, почему-то, с надписями по-немецки — видимо, выставка делалась для иностранных туристов и делегаций. На фото справа — разрушение двора Зимнего дворца в Ленинграде.
14. Одно из "запрещённых" фото, после съёмки которого у Джеймса Эббе были проблемы — на нём снята железнодорожная станция, фотографировать которую было строжайше запрещено.
15. Учреждение вроде "дома ветеранов", не знаю его точного названия. Джеймс пишет, что все люди на фото — бывшие заключённые царских времён, что боролись с царским режимом, метавшие бомбы в кареты и прочее подобное. Интересный факт — в сталинские годы их собрали для жизни в "ветеранском доме", обозвав таким благородным названием по сути учреждение закрытого типа (вроде тюрьмы) — скорее всего для того, чтобы эти люди не наболтали лишнего.
16. Ещё один смазанный снимок — снятый джеймсом скорее всего на бегу. Он пишет, что вопросы сопровождения вызвало фотографирование железнодорожной станции со стоящим на путях паровозом — а лично мне намного интереснее передний план кадра. Вот эти оборванные дети в обносках со взрослого плеча — и есть то самое "счастливое советское детство" на пятнадцатом году революции.
17. Донбасс. Джеймс пишет, что этот снимок также вызвал вопросы у сопровождения — по его версии, из-за того, что на нём заснята едва пыхтящая электростанция, которая работает совсем не на тех мощностях, о которых врёт газета "правда".
18. А это — небольшой магазин с гигантской очередью за одеждой. Покажите это фото всем, кто утверждает, что очереди в СССР "появились только при Горбачёве". Совок — это вечные очереди и нехватка самых простых вещей все советские годы.
19. А вот таким ломящимся столом встречали Джеймса и всю иностранную делегацию. По словам Джеймса — так кормили всех иностранных журналистов, особенно если те подписывали заявление о том, что не видели голода на Донбассе.
20. Ещё одно запрещённое фото — на нём вроде бы нет ничего "секретного" (за исключением разрушения большевиками исторического Китай-города) — но в кадр, оказывается, попал офицер ГПУ, снимать которых было строго запещено.
21. Траурная процессия на похоронах жены Сталина — солдатам раздали винтовки и отдали приказ стрелять по окнам, если их откроют. Джеймс рисковал жизнью 15 раз, сделав 15 кадров из окна Гранд Отеля — вот один из них:
22. Невероятно сильное фото Харкова — на заднем плане советское правительственное здание в стиле конструктивизм (все проекты в этом стиле напоминали заводские корпуса), а на переднем плане — конные экипажи и телеги, словно на фото изображён не 1932 год (время массовой автомобилизации в США), а XIX век.
23. И последняя серия фото. Слева — студенческий городок в Москве и студенческая столовая. Три снимка справа — официантки учатся работе в "образцово-показательном комбинате", молодая комсомолка обучает детей театральному искусству, а на последнем снимке справа внизу — группа сельских жителей, свезённых в город на празднование первомая.
Такие дела. Не знаю, как вам — а лично мне эти снимки напоминают жизнь в какой-то абсурдной антиутопии, в которой людям запрещено всё, что не связано с советской властью и всё делается напоказ, для некого внешнего наблюдателя — не важно, как люди живут на самом деле, важно "что об этом подумают".
Ну а в комментариях напишите, что вы обо всём этом думаете, интересно.
Комментарии
Семейная пара озабочена выбором свежего белья перед принятием ванны на личной вилле
Бригадир строительных рабочих осуждающе смотрит на опоздавшего на работу сотрудника....
Счастливые улыбки американских детей не покидают их лица.....
И ты уж сам себе не противоречь. То он у тебя под таким наблюдением,что даже вокзал безобидный сфотографировать не может, а то ему вдруг показывают,как около миллиона людей насильно сгоняют на парад.
На Госдеп работаешь?
одно из двух: либо шкура продажная,либо дурачок безграмотный настолько,что таких найти-потрудится надо.