Фейербах

На модерации Отложенный

Людвиг Фейербах (1804—1872) окончил Берлинский университет, где слушал лекции Гегеля, защитил диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме» вполне в гегелевском духе, стал приват-доцентом, но в 1830 году анонимно опубликовал «Мысли о смерти и бессмертии», где отрицал идею бессмертия души.

Авторство было разоблачено, книга конфискована. Говорят, можно сесть и написать, а можно написать и сесть.Но автор вего лишь был лишен права преподавания. Он продолжал научную работу в области истории философии. Разобравшись в философии Гегеля подверг ее критике.

В 1836 году Фейербах женился и уехал в деревню, где и жил безвыездно 25 лет. В конце жизни изучал Маркса,вступил в социал-демократическую партию. Он пришел к выводу что идеалистическая философия и религия возникает из-за принижения человека,человек дитя природы, и именно человек в центре его внимания.

Мой метод, пишет Фейербах, опираясь на факты и «посредством человека свести все сверхъестественное к природе и посредством природы к человеку». В 1841 г. был опубликован главный его труд «Сущность христианства», в котором Фейербах хотел «Осветить тёмную сущность религии факелом разума, дабы человек мог перестать быть добычей, игрушкой всех тех человеконенавистнических сил, которые испокон века, ещё и до сих пор пользуются тьмой религии для угнетения людей». (Избр. филос. произв. Том 2. М., 1955 С. 516).

Сущность человека – чувственность, а не дух. Не Бог создал человека, а люди создали себе Бога, приписав ему те качества, которыми сами мечтали обладать, и поклоняются ему. Но это, неправильно, это противоречит разуму и нравственности, с помощью поклонения Богу человека не осчастливить. «Бог не ничто, а не то, чем его сделали. Бог – это человек», поэтому надо заменить веру в Бога верой и любовью к Человеку. Мир познается чувствами, и первый объект для человека – это другой человек. И зачинается человек не «во грехе», а в любви.

Философию Фейербаха называют антропологическим материализмом. Фейербах убежден, что религия является орудием политической борьбы и господства: Ошибочно мнение о том, что религия не вмешивается в жизнь и «можно равнодушно предоставить каждому быть дураком на свой манер».

Фейербах согласен с французскими просветителями в том, что религия рождается «во тьме невежества и страха», но главное – это чувство зависимости и нужды. Бессилие удовлетворить свои желания находит утешение в иллюзии.

При этом фантазия тем необузданнее, чем невежественнее человек. «Вера освобождает желания человека от уз естественного разума». Вера в чудо тождественна с сущностью веры, «сверхъестественность есть сущность веры».

Но «Ни в чем человек так не чувствует свое бессилие, как в сознании неизбежности смерти. Ему труднее всего примириться с этой неизбежностью. Вот почему самая властная религиозная иллюзия – это обещание загробной жизни».

Использование кнута (угроза ада) и пряника (обещание вечной жизни и блаженства в раю) довершает картину. «Вера ограничивает, сужает горизонты человека; она отнимает у него свободу и способность подвергать оценке то, что от него отличается. Вера замыкается в себе. … Вера сообщает человеку особое чувство тщеславия и эгоизма. Верующий мнит себя лицом привилегированным. …Вера нетерпима, она неизбежно переходит в ненависть; вера противоположна любви. …Религии разъединяют людей».

Поэтому «Посредничество между христианской догматикой и философией следует отвергнуть в интересах как философии, так и религии, всякая философия необходимо иррелигиозна». То есть просто вне любой религии

Фейербах считает что  «Иудейство есть мирское христианство, а христианство – духовное иудейство». (Сущность христианства. М., 1965, С. 151). То есть человеком признаются все христиане. Но цель иудаизма – мирская, желание земного благополучия, «но будучи превращенной в христианскую религию – это духовное стремление к небесному блаженству». т.е надежда на спасение души в Царствии Небесном. Кнут и пряник - идеология послушания. А Фейербах хотел, чтобы для всех людей и всех народов Бог был бы любовью. Дуализм разделения души и тела Фейербах объявляет противоестественным: «Тело есть фундамент разума». Он пишет: «Если вы хотите улучшить людей, то сделайте их счастливыми; если же вы хотите сделать их счастливыми, то ступайте к источникам всякого счастья, всех радостей – к чувствам... Лишения, «самоотрицание», ханжество делают человека мрачным, угрюмым, грязным, похотливым, трусливым, скупым, завистливым, коварным, злобным, а удовлетворенность чувств – веселым, отважным, благородным, открытым, сострадательным, свободным, добрым. Все люди добры в радости, злы в горе, но источник горя есть именно отвлечение от чувств... Разумное наслаждение настоящим составляет единственно разумную заботу о будущем».

Фейербах призывает к, любви, счастью, путешествиям. Он отбрасывает Гегеля вместе с его системой и методом. Однако, ни социального анализа исторического процесса, ни теории познания, ни анализа глубинных истоков религиозности, соотношения церкви, власти и собственности Фейербах не даёт.

Его антропологический материализм упрекают в ограниченности. Хотя, мне думается, просто он занимался тем, что его интересовало. Философию Фейербаха называют антропологическим материализмом и упрекают в ограниченности.

В критике религии как отчуждения человеческих качеств от человека, оставаясь в основном на просветительских позициях он тем не менее оказал значительное влияние на многих мыслителей, и на Маркса и на Энгельса, которые прошли, по их словам, через огненный поток его философии. Ведь Фейер-бах по-немецки и означает «огненный поток».

По сути Фейербахом и заканчивается немецкая классическая философия, которая оказала существенное влияние на всю мировую культуру, .