Оправдание ГУЛАГа как симптом либералозависимости

На модерации Отложенный

 Колонка на сайте РИА Новости, в которой оправдывался ГУЛАГ, вызвала бурное обсуждение в сети. Как либералы, так и сталинисты не упустили случая еще раз провозгласить свои убеждения, призывая нас выбирать между ними. Но этот выбор ложен с самого начала - хотя и обозначает одну важную проблему.

Ту, что государственническая повестка часто формируется «назло либералам», а не исходя из каких-то позитивных ценностей. Но процитируем само спорное высказывание: «Это была более или менее нормальная жизнь — по сравнению с тяжелейшими условиями, в которых выживала тогдашняя беднота. Важной ее частью была трудовая деятельность. На стройках века бывший уголовник получал высокооплачиваемую рабочую специальность, которая была ой как востребована во времена индустриализации. Да, для элитариев ГУЛАГ представлял неприятный контраст с “Асторией” и “Метрополем”, но для сотен тысяч простых людей он становился — как бы парадоксально это ни звучало — социальным лифтом. Главным средством успешной социализации после отбытия наказания становилась как раз рабочая специальность. Это была настоящая “путевка в жизнь”»

Самое минимальное знакомство с историей ГУЛАГа, конечно, делает это высказывание чрезвычайно циничным и издевательским; впрочем, видимо, это не намеренная насмешка над страданиями множества невинных людей, а нечто другое - сочетание нежелания знать и реакции на либералов, которые поминают ГУЛАГ по семь раз на дню.

«Это ГУЛАГ!» вопиют либералы по всякому поводу - и без повода - и встречают как бы «про-государственнический» троллинг «вы так говорите, будто ГУЛАГ это что-то плохое». Но троллинг - это негодная политика. Нельзя созидать государство «назло либералам». Его можно созидать только на основании каких-то позитивных ценностей. И если эти ценностей у вас нет - вам стоит этим озаботиться.

Как возникает тенденция к оправданию ГУЛАГа, в общем-то, понятно - люди склонны реагировать по простейшему принципу свой-чужой, есть две конфлитующих стороны, ты должен делать все, чтобы заявить верность своей. Это происходит автоматически, на до-сознательно уровне - примерно также, как у нас повышается давление, когда мы гневаемся. Когда-то это было нужно, чтобы драться или убегать, теперь, когда физическая активность от нас не требуется (а требуется интеллектуальная) это просто мешает. Ловушка, в которую не глядя валится множество наших сограждан - это ловушка ложного выбора между «либералами» (которые, в традиционном смысле слова, кто угодно, но не либералы) и «патриотами», весь патриотизм которых сводится к тому, что они - против «либералов». Увы, в нем больше ничего нет - обьяви либералы строгий пост недели на две, прекратив высказываться в сетях и медиа, «патриоты», лишившись врага, тоже умолкнут.

О «либералах» справедливо говорили как о носителях негативной идентичности. Они не связаны с классической либеральной традицией. Традиции социального либерализма им тоже вполне чужды. Что маркирует либерала - это острая и взволнованная неприязнь к России. Прежде всего, как к государству, но очень часто именно как к культуре. Симпатия к «западу» тут глубоко вторична - «запад» нужен только чтобы от его имени порицать Россию. Русский либерал есть инвертированный шовинист - если обычный шовинист с ненавистью и презрением смотрит на чужие страны и народы, то либерал - на собственный. Для либералов вся история России есть предмет ненависти и посмеяния - а большевисткая тирания видится как совершенно естественный и закономерный плод этой истории, который только еще раз доказывает врожденную злокачественность России и русских. Поэтому в либеральной картине мира очень важны сталинские репрессии, «бессмертный барак» и весь пафос разоблачения 1937 года.

Конечно, либералам стоит заметить, что террористическая диктатура воцарилась в России не в 1937, а в 1917 году, когда сбылась мечта либералов и, к их неудержимому восторгу, пало самодержавие. Тов.Сталина вынашивало чрево русской революционной интеллигенции - и, учитывая устойчивые качества этой субкультуры, ничего другого оно выносить и не могло. Никаких уроков из этого, впрочем, либералы не извлекли, а продолжают свою борьбу с самодержавием на новом витке истории.

Однако что тут интересно - и огорчительно - идентичность части наших государственников и патриотов тоже носит явно негативный характер, причем вторично негативный: назло либералам. «Патриоты», которые оглядываются в поисках точки опоры, эту точку находят - вот ненавистные либералы, будем ненавидеть все, что они любят ( то есть Запад) и прославлять все, что они ненавидят - а ненавидят они более всего Сталина.

Возникает ироничная ситуация, когда «патриотическая» повестка, в итоге, задается либералами. В итоге - либералам назло - «патриоты» принимаются прославлять ГУЛАГ. Это плохо само по себе - поскольку демонстрирует отсутствие как нравственных убеждений, так и интереса к реальной истории - но это и опасный симптом в целом. Кощунственные карикатуры вроде «православного сталинизма» возникают именно потому, что «либералы» являются точкой отсчета и центром координат; если они ненавидят как Сталина, так и Церковь, «патриот» должны быть одновременно за то и другое. Конечно, «православный сталинист» подобен морской свинке - он и не православный, и не сталинист. Но это очевидно, когда мы рассматриваем Православие и Марксизм-Ленинизм (в том числе, в том виде который он приобрел в годы правления «гениального продолжателя дела Ленина И.В.Сталина») как определенные системы представлений о мире.

Православие есть правая вера в Бога, Христа и Церковь, Марксизм-Ленинизм есть ожесточенное отрицание всякого богопочитания, которое проявилось в свирепых гонениях на Церковь. Но беда в том, что наши «патриоты-назло-либералам» нимало не интересуются ни содержанием того или другого учения, ни историей их взаимоотношений. Точно также, как «либерал» не знаком - и не собирается знакомиться - с трудами Джона Стюарта Милля, наш «сталинист» не собирается читать «краткий курс ВКПБ (б)», и - если он причисляет себя еще и православным - узнавать хоть что-нибудь о православном вероучении.

Конечно, строить свое государственное сознание на отталкивании от либералов просто и не требует никаких мыслительных усилий. Но это приводит к ряду парадоксальных эффектов. Поступать все время «назло врагу» (и не имея собственных продуманных представлений о мире) - значить просто напрашиваться на манипуляцию. Ваши враги легко заставят вас делать то, что они хотят, и верить в то, что они хотят - им достаточно просто выбрать что-то в качестве главной страшилки - и вы немедленно поднимете эту страшилку на знамя, ни минуты не думая.

Прием универсальный и применяемый по всему миру. Например, в американском Шарлотсвилле, где противники сноcа памятников героям Конфедерации явились под камеры мировых агентств с большущим нацистким флагом. Причина этого понятна - «леваки обзывают нас нацистами, так мы им покажем, что мы и впрям нацисты, пусть боятся». Естественно это произвело как раз желаемый леваками эффект - «Посмотрите на наших противников! Мы были совершенно правы, они - нацисты и сами этого не скрывают! Да только дай им волю - они тут же возродят плантационное рабство и устроят Холокост!» Тот же прием употребляется и у нас - если люди, которые вас сильно и открыто ненавидят, ненавидят заодно Сталина и ГУЛАГ, рефлекторная реакция - подхватить это навязываемое вам врагами знамя.

Другой эффект, который при этом возникает - «патриоты-назло-либералам» быстро приходят к вполне либеральной ненависти к России. Собственно, ненависть к исторической России - это то, что выдает коренное родство сталинистов и либералов, которые совершенно совпадают в своем отношении к нашей тысячелетней цивилизации.
Такая ненависть, для тех и для других, составляет идеологическую необходимость - чтобы оправдывать революцию (февральскую, как либералы, или октябрьскую, как большевики) нужно верить в то, что Россия была отвратительным государством, достойным уничтожения. Необольшевики не могут говорить о «тысячелетней Россиюшке» без скрежета зубовного - их ненависть даже больше, чем у либералов, потому что, чтобы как-то оправдывать деяния большевиков, им нужна уверенность в исключительно низком качестве доставшегося им «человеческого материала».

 Чтобы избежать такой беды, необходимо определиться с нашей идентичностью и нашими позитивными ценностями. Мы - наследники великой христианcкой православной цивилизации. Как говорит святой Апостол Павел, «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф.2:19) Именно правая вера дает нам, наследникам Владимирова Крещения, сознание того, что наше историческое бытие имеет свою цель и смысл в замысле Божием, что мы призваны к великой миссии. Именно она делает нас народом - тем народом, который столетиями воздвигал храмы Божии на своей земле. И именно она дает нам точку отсчета для того, чтобы оценивать те или иные события нашей истории - в том числе, ее страшные и трагические падения.

Ветхий Завет говорит о страшных падениях в истории народа Божиего, когда остаток, те, кто сохраняли верность истинному Богу, оказывались гонимым меньшинством. Но именно они были носителями исторической миссии народа, именно благодаря им народ продолжался в истории, именно возвращение к истинной вере означало, что у него есть будущее. Писание говорит и о том, что народ может раскаяться и вернуться к Богу - и именно к этому призывают пророки: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим». (Иер.6:16) Когда точкой отсчета становится наша истинная, православная идентичность, мы обретаем ясное понимание того, зачем мы в этом мире, понятные критерии добра и зла.

Да, мы неизбежно осознаем, что в нашей истории мы пережили тяжелый период отпадения от веры, когда страна была захвачена адептами экстремисткой богоборческой идеологии. Такое бывает - напомним, это уже в Ветхом Завете происходило. Отпадение от Бога закономерно привело к тяжким и масштабным преступлениям против русского народа и других народов России.

ГУЛАГ был вопиющим злодеянием, которое можно обелять только по нежеланию знать историю страны - потому что знать и оправдывать такое можно только при условии полной нравственной невменяемости. Тут даже пост-сталинские коммунисты сквозь зубы признавали «нарушения социалистической законности». А что ГУЛАГ порицают также либералы, или какие-то другие неприятные нам люди - восточноевропейские националисты, западная пресса, госдеп, нам и дела быть не должно. Наши оценки и наши решения не должны зависеть от них вообще никак. Это не те люди, на которых нам стоит оглядываться в принятии решений. Нам стоит оглядываться на Бога и Его святых. На ту тысячелетнюю православную Россию, к которой мы принадлежим по праву рождения и Крещения - если только не продаем это право за миску сталинской баланды.