Судьбу мира задает судьба Израиля

На модерации Отложенный

Судьбу мира задает судьба Израиля, и не нужно быть евреем, не нужно быть иудеем, чтобы это понимать. Всякий вменяемый человек, не отягощенный какой-либо ядовитой идеологией, сопрягается с этой судьбой, сочувствует ей, болеет за нее. Болеет за нее именно как за основу общечеловеческого дела.
В известном аспекте, израильтянин – это гражданин Израиля, который совершенно независимо от своей национальной принадлежности и вероисповедания является патриотом своей страны, патриотом Божественного замысла возвращения еврейского народа в Сион. Именно в таком смысле следует трактовать расхожее выражение «государство всех граждан» — всех в этническом отношении, но лишь лояльных сионизму — в отношении политическом.
Классический сионизм зародился как национально-освободительное движение среди прочих национально-освободительных движений. При всем том, что силы национальной идеи еще полностью не иссякли, и продолжение деятельности на этой идейной основе все еще имеет место, последнее время породило также и другие идейные задачи и потребности.

В умах современных людей преобладает с одной стороны осознание единства человеческой судьбы, а с другой – сознание человеческого равноправия. Между тем, именно это сознание выглядит источником антисемитизма и антисионизма. Однако это следствие ложной трактовки. В том-то и дело, что сионизм – это общечеловеческий проект, тесно сопряженный с традиционным иудаизмом, универсальный характер которого на протяжении веков искусственно затушевывался. И евреям, и народом было удобно выдавать иудаизм за «этническую религию».
Но вечно так продолжаться не может. Будущее сионизма зависит от его способности представить национальные интересы Израиля, как интересы общечеловеческие. Возвращение евреев в Сион должно быть понято не только как узконациональная задача «еврейской самообороны», но и как задача всего человечества, как «начало искупления для всего человечества».


Восстановление Иерусалима – это общечеловеческая задача, в которой неевреям может быть отведено достойное место, как сказано: «Дом Мой наречется домом молитвы для всех народов» (Иешаягу 56.7).
Если даже живущий в рассеянии еврей обычно является патриотом страны проживания, то тем более проживающий в Израиле инородец призван быть патриотом Сиона.
Через осознание причастности к своей миссии государство Израиль открывает перспективу каждому нееврею, гражданину этой страны, чувствовать себя не меньшим израильтянином, чем изральтяне — евреи. Израильское гражданство — это то социально-культурное пространство, в котором каждый человек доброй воли может найти свое место.
Но, увы, в настоящее время этого места не находят себе даже и многие природные евреи, борющиеся против национального характера своего государства и превращающие его в эталонный образец «государства всех граждан». Учитывая, что люди эти составляют костяк израильской бюрократии, что они возглавляют судебную систему, прокуратуру и СМИ, ситуация в настоящий момент сложилась критическая.
Осознание универсальной миссии Израиля в той ее первичной трактовке, которая дается ТАНАХом («в тебе благословятся все народы», «благославляющий тебя благословен») – является главным условием выхода из того кризиса, в котором пребывает сионизм.
Универсальное предназначение иудаизма и еврейского государства – должно стать предметом общеобразовательной учебной программы, а лояльность государству Израиль должна служить условием подтверждения его гражданства.
И это то, что среди прочего подразумевают слова Торы: «Закон один и право одно да будет для вас и для пришельца, проживающего у вас».