Некрополь русских воинов павших в Гражданской войне на территории нынешней Латвии
14 мая на старом православном кладбище в Усть-Двинской крепости состоялось освящение памятного креста на месте массового захоронения русских воинов павших при обороне своего Отечества. Памятник установлен по инициативе и на средства Рижской Русской общины.
Усть-Двинская крепость многие столетия защищала вход в устье Двины и не допускала иноземных захватчиков к Риге. Памятный крест символизирует многовековую связь русского народа с землями расположенными на восточном побережье Балтийскго моря, их ответственность за судьбы всех проживавших здесь народов.

Усть-Двинская крепостная Преображенская церковь у развалин стен которой захоронены останки воинов Русской Западной добровольчекой армии
Рисунок И.Броце
23 февраля(8 марта) 1917 г. в России произошла революция в результате которой было свергнуто самодержавие, представлявшее социально-экономические интересы дворянства и к власти пришло буржуазное Временное правительство. 25 октября (7 ноября) 1917 г. разразилась новая революция и недееспособное Временное правительство пало под ударами большевиков, которые стояли на позициях рабочих и крестьян. Большевики стали отчуждать у старых правящих классов имущество, изгонять их из государственного аппарата, а выказывавших недовольство- репрессировать. Для вооруженной защиты своих интересов дворянство и буржуазия сформировали Белое движение. Большевики, с этими же целями, создали Рабоче-Крестьянскую Красную Армию – Красное движение. Между этими двумя силами на территории бывшей Росийской империи в 1918-1920-х годах развернулась открытая вооруженная борьба – Гражданская война.
Белое движение, помимо защиты социальных интересов своих основных инициаторов, выступало за сохранение русской нации и ее государственности – за «единую и неделимую Россию». Это предопределяло его достаточно широкую поддержку со стороны русских и прорусски настроенных рабочих и крестьян. Красное движение, напротив, поддерживали представители ряда национальных меньшинств на окраинах империи, которым большевики из тактических соображений обещали предоставить сначала автономию, а потом и государственную независимость.
Ход Гражданской войны осложнялся вовлеченностью России в Первую мировую войну: часть ее территории была оккупирована немецкими войсками, часть – войсками стран Антанты. Эти две внешние силы поддерживали как участвующие в социальном конфликте стороны в центре страны, так и сепаратистские движения на национальных окраинах. Их целью было взаимное ослабленние борющихся сторон и раздел крупного геополитического конкурента на малые, зависимые государства.
В этих сложных условиях на территории бывших Прибалтийских губерний русское население оказалось вовлеченным в Гражданскую войну сразу на стороне четырех основных участников конфликта: красных; белых, ориентирующихся на Германию; белых, ориентирующихся на Антанту; эстонцев, латышей и литовцев, борющихся за создание своих национальных государств.
В конце февраля 1918 г. немцы, воспользовавшись слабостью нового большевистского правительства, оккупировали всю территорию Прибалтики и создали на ней прогерманское Балтийское герцогство. Это герцогство для поддержания внутреннего порядка в Лифляндии и Курляндии создало из местного населения, прежде всего балтийских немцев, отряды самообороны, получившие название – Балтийский ландсвер. Командовал этим формированием первоначально русский генерал барон фон Фрейтаг-Лорингофен, затем немецкие офицеры.
В ноябре 1918 г. в самой Германии началась революция. Это вынудило германские военные власти искать более мягкие формы политического контроля над оккупироваными территориями. В частности, в Риге они позволили Народному совету во главе с Карлисом Ульманисом и Янисом Чаксте, представлявшему ряд латышских партий и общественных организаций, провозгласить 18 ноября независимую Латвийскую Республику.
Прогерманское правительство К.Ульманиса не пользовалось поддержкой народных масс и вынуждено было опираться на части Балтийского ландсвера, который признало вооруженными силами Латвии. В его составе в это время было четыре немецких отряда, тремя из которых командовали русские офицеры остзейского происхождения (полковники Борнгаупт, бар. Деллингсгаузен и Рар), сводный(русско-немецко-латышский) отряд капитана К.Дыдорова(1885-1938) и 3 чисто латышских роты; обучением всех частей руководил русский полковник фон Струве. Всем добровольцам было обещано за службу новой республике в течение одного месяца латвийское гражданство и большой участок земли.
В конце ноября Красная армия начала наступление в Прибалтике. В нем участвовали, воевавшие ранее в России, части красных латышских стрелков и несколько полков сформированных их русских красногвардейцев. В декабре они заняли Даугавпилс и Валку, в январе 1919 г. Ригу и всю Курляндию, за исключением Лиепаи. 13 января в Риге I съездом Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов была провозглашена Социалистическая Советская Республика Латвии. Съезд избрал Правительство во главе с П.Стучкой.
В январе 1919 г. в Балтийский ландсвер поступило много немецких офицеров добровольцев специально прибывших для этого из Германии и он был реорганизован по германскому образцу. Вследствие этого все русские офицеры оставили свои посты и большинство, за исключением молодых, служивших рядовыми, вышли из его рядов. Из офицеров русской Северной армии, отступивших в Либаву, 15 января 1919 г. был сформирован Либавский добровольческий отряд под командованием князя А.Ливена(1873-1937) численностью первоначально 65 человек. Помощником кн. А.Ливена был полковник В.Ф.Рар. В марте в этот отряд влилась рота К.Дыдырова.
В начале марта объединенные силы ландсвера, германских и русских добровольцев, а также одного латышского батальона, под командованием фон дер Гольца начали от Либавы(Лиепаи) наступление на силы красных. Ливенцы, численность которых к этому времени уже достигла 250 человек, отличились в боях под Виндау(Вентспилс) и Митава(Елгава). 22 мая они, вместе с другими частями фон дер Гольца, освободили от большевиков Ригу.
Незадолго до этого, 16 апреля, немцы свергли правительство К.Ульманиса, которое переориентировалось на Антанту и к тому же не желало включать в свой состав представителей балтийских немцев и русских. На его место было поставлено пронемецкое правительство пастора А.Ниедры.
В начале июня 1919 года Балтийский ландесвер и германские добровольные части повели наступление против Красной армии на северо-восток, стремясь занять всю территорию Латвии(отряды ливенцев при этом остались в Риге и Либаве). Однако с севера, фактически спасая от разгрома красные части, по ним ударили эстонские войска, поддержанные сформированой на территории Эстонии Северолатвийской бригадой, командование которой признавало правительство Ульманиса. В районе Вендена (Цесис) между ними произошло сражение в котором победа досталась эстонцам. 3 июля между сторонами было заключено перемирие в соответствии с которым правительство Ульманиса вернулось к власти в Риге, а германские войска отошли в Курляндию.
С мая 1919 г. белогвардейкие войска в Курляндии стали интенсивно пополняться добровольцами из числа русских, находившихся ранее в немецком плену. Численность ливенцев достигла 3.5 тыс. человек и они образовали Добровольческий корпус. В составе корпуса были и отряды полковников П. М. Бермондта-Авалова(1897-1973) в Митаве(Елгава) и Выголича в Шавли(Шяуляй).
18 июля князь А.Ливен получил приказ командующего Северо-Западным фронтом генерала Юденича об отправке корпуса в Нарву.
Князь подчинился приказу и его отряд стал воевать на Северо-Западном фронте под именем 5-ой Ливенской дивизии, состоявшей из 17-го Либавского, 18-го Рижского и 19-го Полтавского полка. По ранению кн. Ливена дивизию возглавил полковник К.Дыдоров.
Бермондт приказу Юденича подчиняться отказался и переформировал свой отряд в самотоятельный Западный Добровольческий корпус. Вскоре корпус включил в себя отряд полковника Вырголича и стал именоваться Западный Добровольческий им. гр. Келлера корпус. В середине августа 1919 он насчитывал около 6 тыс. чел., среди которых было 2 тыс. офицеров. Личный состав корпуса снабжался с немецких складов, был вооружен немецким оружием и носил немецкую форму, но имел собственные знаки отличия.
В конце июня 1919 г. Германия подписала Версальский мирный договор, который обязывал ее, помимо всего прочего, вывести войска из Прибалтики. В связи с этим германское руководство было вынуждено включить свои воинские подразделения в состав корпуса П. Бермондта-Авалова. Немецкие добровольцы оставались под командой своих офицеров, сохранили немецкую военную форму и подсудность органам германской военной юстиции. Однако они обязались бороться с большевизмом вплоть до прихода к власти в России нового русского правительства и признания такового по меньшей мере тремя великими державами.
Все эти в перемены позволило развернуть корпус Бермондта-Авалова в Русскую Западную (или Западную Добровольческую) армию, насчитывавшую до 50 тыс. человек. Командующий новой армии действовал на основании полномочий от эмигрантского Военно-политического совета в Берлине (председатель барон Л. К. Кнорринг). Финансирование обеспечивали германские промышленники (в частности, Густав Крупп), создавшие «Русско-немецкий Финансовый синдикат». Позднее военно-политический комитет был преобразован в Центральный Совет Западной России и, наконец, в Западнорусское правительство (премьер-министр — генерал Бискупский, военный министр — полковник П. Дурново).
Русская Западная Добровольческая Армия включила в себя 1-й Западный Добровольческий им. гр. Келлера, 2-й Западный Добровольческий корпус и немецкие формирования: Железную дивизию майора Бишофа и Германский легион капитана фон Зиверта. 5 сентября 1919 глава армии Бермондт-Авалов был назначен Юденичем командующим всеми русскими частями, сформированными в Курляндии и Литве.
К этому времени правительство Г.Ульманиса, отказалось предоставлять защищавшим его немецким и русским добровольцам граждантво и землю. Кроме того, германское политическое руководство под давлением стран Антанты стало принудительно выводить свои воинские части из Прибалтики. Учитывая эти ухудшившиеся внешнеполитические обстоятельства, 5 октября Бермондт-Авалов объявил латвийскую территорию операционной базой своей армии и призвал латышей и литовцев к борьбе с большевизмом. Правительство Ульманиса, под давлением Антанты, категорически отказалось от участия Латвии в войне с Советской Россией. Оно начало мирные переговоры с большевиками, одновременно стянув с восточных границ под Ригу 15 000 штыков и сабель. Руководителем обороны Риги был назначен французский генерал Ниссель, её гарнизон был усилен эстонской дивизией.
Для прохода армии на Северо-Западный фронт Авалов отдал приказ 8 октября наступать на Ригу. Были сформированы три боевые группы: Германский легион под командованием капитана 1-го ранга Зиверта должен был наступать через Кеккау(Кекаву) на Торенсберг(Торнякалнс); Железная дивизия должна была через Янсон пробиваться прямо на Ригу; корпус имени графа Келлера под командованием самого Авалова должен был атаковать Ригу через Шлок (Слоку). Бригада полковника Вырголича, усиленная мелкими германскими отрядами, прикрывала правый фланг армии. Прикрытие левого фланга обеспечивал русский отряд Билинского, усиленный бронепоездом. В резерве оставались кавалерийский полк и егерский батальон.
Войска Русской Западной Добровольческой Армии вскоре захватили левобережную часть Риги и Усть-Двинскую крепость, однако дальше не наступали, опасаясь оставить в тылу подходящий английский флот. Корабли этого флота, действительно, вошли в Западную Даугаву и стали наносить сильные артиллерийские удары по наступающим белогвардейским войскам, вынудили их отступить из города. При этом от огня английских кораблей погибло много белогвардейцев в районе Болдераи, Усть-Двинской крепости и Торнякалнса.
Потерпев неудачу в боях под Ригой, Русская Западная Добровольческая Армия в начале декабря 1919 стала с боями, через Литву, уходить в Германию. При этом из её состава в Северо-Западную армию отправился только Конный полк. В Германии оба корпуса армии были сведены в «Русский отряд на территории Германии», размещенный в лагере Альтенграбен, а затем в Магдебурге. К июню 1920 в отряде находилось уже только около 5 тыс. человек.
Захоронения русские воинов павших в боях Гражданской войны разбросаны по всей территории Латвии. Судьба их печальна. Как русские белогвардейцы, так и русские красногвардейцы рассматривались ульманисовскими властями, как враги и их останки погребались на местах сражений в общих могилах, без всякого обозначения. В советское время могилы части русских красногвардейцев были идентифицированы и на них установлены памятные плиты. Белогвардейцев же советские власти считали своими классовыми врагами и ликвидировали даже немногие имевшиеся захоронения. В настоящее время имеются сведения о захоронениях русских красноармейцев на кладбище в г.Апе(ул.Вайдавас), п.Рогулева Балвского района, г.Валка(ул.Миера), г.Стренчи (ул. Пулквежа Земитана), г.Валмиера (гора Луцас), г.Даугавпилс на Православном кладбище(ул.Клуса), г.Добеле(ул.Кестера), г.Лудза (ул.А.Юрдза), в г.Риге на Братском кладбище (уд.Айзсаулес). В Валмиере и Елгаве, на кладбищах(на одноименных улицах Миера), находятся братские захоронения и отдельные могилы красноармейцев и белогвардейцев, в г.Цесис на Немецком кладбище(ул.Ригас) обнаружена одна могила белогвардейца.
Могилы ливенцев павших в боях с частями Красной армии в Первой Латвийской републике были обустроены, так как о них заботились родственники и ветераны сражений, в число которых входил сам князь А.Ливен, депутаты Сейма М.Каллистратов, Г.Елисеев и ряд других авторитетных лиц. По ряду свидетельств, часть павших ливенцев была захоронена на Покровском кладбище в Риге, под памятником павшим в Первой мировой войне.
В середине 2008г в Усть-Двинской крепости проводились археологические раскопки и у стен развалин гарнизонного православного храма были обнаружены массовое беспорядочное захоронение останков людей. С большой долей уверенностью можно утверждать, что это захоронения бермондцев павших под огнем английских корабельных орудий в ноябре 1919г. Такого же рода захоронения должны находиться и в районе Торнякалнса, Болдераи, местах боев в Кекаве, Юрмале, Салдусе, Кулдиге, Сабиле, Талсы, Лиепаи, Гробини, Айзпуте. Идентифицировать и отметить все русские захоронения времен Гражданской воины еще только предстоит русским общественным организациям Латвии.
Источники:
1.Волков С.В. Трагедия русского офицерства. М., 2001.
2. Смирин Г. Основные факты истории Латвии.Р.1999.
3.Дерябин А. Белые армии в Гражданской войне в России. М.,1994
4. Дерябин А. Белые армии северо-запада России 1918–1920 гг. М.,2002
4. L. Šupstika. Arheologi Daugavgrīvas cietoksnī atrod apbedījumus
Diena. 25. jūlijs 2008.
А.Гапоненко
Г. Куклис-Рошманис
Комментарии