Игорь Ливанов: “Горжусь, что я “ватник”

На модерации Отложенный

Игорь Ливанов: “Горжусь, что я “ватник”

Среди гостей кинофестиваля “Сталинградская сирень” был заслуженный артист России Игорь Ливанов. В интервью он рассказал об отношении к военному кино и как его семья связана со Сталинградом - пишет Роман Апрелев.
 

Роман Апрелев: - Игорь Евгеньевич, есть ли работа в кино, за которую вам стыдно?


Игорь Ливанов: - Есть, но я не скажу какая. В самом конце 90-х годов. Самое удивительное, что ко мне подошла какая-то женщина, назвала именно этот фильм и сказала: “Какой вы там замечательный!” Все-таки восприятие у каждого свое.


 

- Вы приехали на фестиваль военного кино. К этому жанру у вас особое отношение?


- Фильмы о войне бывают хорошие и плохие. В советское время было проще. Память была жива. Специалисты по форме могли подсказать, где какие ордена висели. А сейчас смотришь и видишь полную неразбериху. Так нельзя. По масштабу никто не переплюнет великие фильмы Озерова. Но есть куда двигаться, можно снимать психологическое кино: два актера в кадре выясняют отношения. Мой родственник ушел в армию в 16 лет, стал разведчиком, получил три ордена Славы. Он вернулся в 18 лет - мальчишка, пацан. А как жить, когда ты каждый день убивал людей? Этот вопрос проявился после Вьетнама, но он ведь был после каждой войны. Я знаю ветеранов “Альфы”, у которых афганский синдром никуда не делся. Человек идет на рынок и... воюет. Ведь только на войне он счастлив.

В идеале военное кино - это еще и исследование. Режиссер должен понять, что он хочет сказать. Пока же все сводится к компьютерным эффектам. Скоро живые актеры исчезнут, будут цифровые лица. И на экране в новом фильме появится персонаж с лицом Вячеслава Тихонова. Продюсер будет счастлив: никто с ним не конфликтует, не просит повышения гонорара.

Я счастливый актер, потому что играю в антрепризах классику: Булгакова, Островского. Когда я открываю современную пьесу, мне хочется плюнуть в лицо автору. Если тема трогает, то начинаешь переписывать текст. И в полнометражном кино, и в сериалах идет искажение русского языка. Произошло общее падение уровня сценаристики, режиссуры, актерского мастерства. Считается, что можно играть в КВН, а потом сниматься в кино. Нет, ребятки. Актерство - это профессия.
 

- Ваши родители как раз из военного поколения...


- Мои мама с папой встретились при освобождении Киева. Мама была лейтенантом медицинской службы. С первого дня войны она пошла на фронт, себе приписав два года.

Она училась в Ленинградском институте физкультуры Лесгафта. А папа окончил школу партизанского движения - он “спецназовец”.

А дедушку Аристарха Павловича расстреляли 18 февраля 1937 года в Сталинграде. Он был протоиереем в Саратове, его оттуда забрали, отвезли сюда - тут состоялся суд “тройки”. Известно, что он был замечательным отцом для моего папы, его брата Валентина и еще трех сестер. При детях его били, тащили за волосы через двор. Мой отец умер в 94 года, но этот ужас пронес с собой на протяжении всей жизни. Ведь все происходило на его глазах. Приговор деду вынесли в связи с его священническим саном и воззрениями. Он искренне верил, что вернется старая власть, и говорил это своим прихожанам. Был приказ не кормить священнослужителей с момента ареста: пусть питаются Духом святым.

Бабушке не сказали, что его расстреляли. Она ездила искать мужа на Соловки. Только годы спустя из архивов узнали о его гибели. Где его могила, неизвестно.

Несмотря на весь страх, отец в 1953 году, когда я родился, крестил меня. Думаю, органы знали об этом. Отец шел на риск. У меня сохранились детские воспоминания о Киево-Печерской лавре и Владимирском соборе, где я бывал лет в пять. Для меня память о деде святая. И до своих детей я старался донести мысль, что православие для нас не просто вера в Бога, а еще и семейная история. Наш крест. Если бы я не пошел в актеры, я вполне мог продолжить дело деда. Кстати, он не единственный священник в роду. Сан носил и прадед, и прапрадед.


 

- Вашему брату, тоже замечательному артисту, Аристарху Ливанову досталось имя деда?


- Да, а мое имя связано с Киевом. Если бы родилась девочка, то назвали бы Ольгой - в честь древнерусской княгини. А мальчика нарекли Игорем, тоже в честь князя. К сожалению, в родной Киев я ближайшие годы не попаду. Я стал невъездным прямо на границе. Первый вопрос украинского офицера был: “Чей Крым?” Я ответил честно. Ему очень не понравился мой ответ. Нас называют “ватниками”. Ну что ж, если Пушкин, Кутузов, Чайковский, Чехов “ватники”, то я горжусь тем, что и я “ватник”.

Справка

Игорь Ливанов родился 15 ноября 1953 года, младший брат народного артиста РФ Аристарха Ливанова. Кинодебют состоялся в 1979 году в фильме “Безответная любовь” по мотивам рассказов Горького. Много снимался в полнометражных лентах и сериалах: “Мерседес” уходит от погони”, “Тридцатого уничтожить!”, “Графиня де Монсоро”, “Империя под ударом”, “72 метра” и другие.