Андрей Сафонов: Над Молдовой - не безоблачное небо, США могут пойти на авантюры

На модерации Отложенный

Политолог Андрей Сафонов известен всем, кто интересуется тем, что происходит в Молдове, ПМР и в Юго-Восточной Европе. Экс-министр просвещения ПМР и депутат VI и VII созывjd Верховного Совета Приднестровской Молдавской республики по нашей просьбе ответил на вопросы, касающиеся предстоящих парламентских выборов в Европе. Добавим, что в парламенте ПМР Андрей Сафонов входит в состав Комиссии по внешней политике и международным связям.


– Какова ваша оценка общественно-политической ситуации в Молдове?

– На сегодня нельзя не видеть главного: Молдова занимает своё место во внешнеполитических расчётах Америки и Евросоюза на постсоветском пространстве.

Для Запада это поле битвы с Россией. Но ЕС слишком морально разжирел, если можно так выразиться, и боится военной опасности. Как сказал недавно один из европейских политиков, «в Европе солдат нет». То есть на случай военной тревоги по-настоящему воевать там некому. Либерализм разлагает не только тех, кого разлагают, но и тех, кто сам стремится разложить других…

Я это вот к чему. Брюссель хочет отрывать от российского влияния страны и регионы через т.н. «мягкую силу» - через НКО, денежные вливания в ряд секторов. А вот американцы нередко склонны к военным авантюрам, но желательно чужими руками. В районе юго-запада бывшего СССР такие руки у американцев есть – это румынские руки.

Если отношения США и РФ обретут опасную остроту, нельзя исключать желания американских «ястребов» «воскресить» призраки сражений 1992 года на Днестре. А Румыния сейчас расценивает себя ближайшим военно-политическим союзником Америки, её эдаким «душеприказчиком» в наших краях. Румыния может влезть в одобренную «империей добра» авантюру.

Пока же ставка Вашингтоном и Брюсселем делается на победу в Молдове своих «выдвиженцев» на парламентских выборах, намеченных на 11 июля. Причём задумка кроется в необходимости взять твёрдое большинство. Чтобы президент Майя Санду, новый парламент и правительство, которое прозападные и прорумынские силы надеются сформировать, действовали заодно, с общей тактикой и стратегией.

Правда, народ Молдовы расколот, поэтому взять твёрдое большинство правым или их оппонентам будет трудно. Зыбкое равновесие политических сил может сохраниться.

– И всё же, каковы шансы, что президент и законодательная власть примут единый курс?

– Есть такой шанс, ежели западники, что называется, пойдут по беспределу в ходе выборной кампании. Что это значит? Что правые получат негласный карт-бланш на любые нарушения, травлю и запугивание своих противников, а сторонники независимой Молдовы, не желающие портить отношения с Россией, не смогут достучаться до нужных инстанций даже при самых мощных беззакониях.

Мы ведь видим, как в последнее время западники перешли от лицемерного вялого и формального осуждения таких действий своих сателлитов, как закрытие неугодных СМИ, арест пророссийских политиков, запрет партий и движений к прямому одобрению таких шагов. Значит, нужно приготовиться к экстремальному сценарию молдовских выборов. Такой сценарий не стопроцентный, но он возможен.

При жёстком прессинге на противников диктата США, ЕС и Румынии возможна победа правых, при которой они сформируют «триединую» власть, о которой мы говорим. Но, учитывая, что люди устали от постоянных стрессов, процент психопатов, любящих побузить на улицах, может оказаться недостаточным для «майданного» сценария. Тогда, опять-таки, обстановка в Молдове останется рыхлой, зыбкой, неопределённой. Хотя и чреватой новыми конфликтными вариантами в будущем.

Но смотрите, сколько противоречий на Украине, как атакуют Белоруссию, насколько остры противоречия между Америкой и Китаем; как американцы и их союзники попытались взорвать обстановку в Москве через сторонников Навального! На этом фоне надо понимать, что американцы начали дестабилизировать обстановку в глобальном масштабе. Поэтому у маленькой Молдовы может оказаться в этом глобальном замысле своя ниша. А замысел этот – окружение России сплошным кольцом враждебных ей режимов и даже войн.

Так что, как говорил некогда Юлиус Фучик, «люди, будьте бдительны!».

– Деятельность М. Санду направлена на разрыв отношений с Россией и обострение приднестровского конфликта. Каков ваш прогноз развития обстановки после выборов?

– Я бы скорректировал эту формулировку: Майя Санду – это полностью лояльный Америке политик, от которого американцы ждут однозначно прозападного курса Молдовы. Не думаю, что в её задачу входит разрыв отношений с Россией в полном смысле слова. Скорее, в её задачу, по замыслу Вашингтона, входит полная ликвидация всякого российского влияния в Молдове. А также, чтобы Кишинёв начал массированное давление на Приднестровье, добился бы вывода из ПМР всех российских войск – от остатков 14-й армии до миротворцев. А после этого можно было бы попытаться принудить приднестровцев к капитуляции, мирно или немирно.

Тут, конечно, многое будет зависеть уже от самой Майи Санду. Захочет ли она втягиваться в явные авантюры, или всё же попробует убедить западников в том, что события должны развиваться умеренно, без стрельбы, экономических блокад, арестов противников, запрета неугодных СМИ и прочего?

Мы должны отслеживать, как пойдёт встреча президентов США и России, на которой наверняка американцы попытаются внести раскол между Россией и Китаем, а также оторвать Россию от поддержки Белоруссии. Если Вашингтон увидит, что его примитивные заготовки не работают (а я надеюсь на это), тогда от злобы шаги американцев могут стать авантюрнее. Вот в такой обстановке можно ждать чего угодно.

Будем надеяться, что заокеанские «ястребы» на военный сценарий на Днестре не пойдут, так как понимают, что Россия будет защищать ПМР всеми средствами в случае чего.

Но то, что они могут толкать кишинёвское руководство (в случае успеха молдовских правых 11 июля) на экономическое и иное давление на Приднестровье – это весьма вероятно.

– В чем заключается деструктивная деятельность Румынии против молдавского народа, в том числе по историческим последствиям пребывания Молдовы в составе Румынии?

– Румыния дважды в ХХ веке оккупировала молдавские земли. В 1918-1940 годах Бухарест оккупировал Правобережье Днестра – нынешнюю Республику Молдова (правда, сегодня город Бендеры и несколько правобережных сёл входят в состав Приднестровской Молдавской Республики). А в 1941-1944 годах румынские оккупанты в союзе с гитлеровской Германией захватили всю Советскую Молдавию, включая левобережье Днестра. Но не только! Под Румынией оказались и украинские земли – Южная Бессарабия, Северная Буковина и даже Одесса!

Судя по тому, что в Румынии воспевается время т.н. «воссоединения разделённого румынского народа», Бухарест рассчитывает при благоприятном геополитическом раскладе получить от США согласие за верную службу на присоединение всех вышеперечисленных земель или части их. И Молдова вкупе с Приднестровьем – на первом месте в этих замыслах!

Но что Румыния может дать ранее оккупированным ею землям? В 1918-1940 и 1941-1944 годах Молдавия была безжалостно ограблена. В царской России и в СССР народ Молдавии жил сытно, безопасно и стабильно. А против Румынии только в 1919-1924 годах вспыхнуло три мощных восстания – в Бендерах, Хотине, Татарбунарах. При подавлении этих восстаний применялись, в частности, химические снаряды; были случаи, когда даже маленькие дети сажались на кол озверевшей румынской солдатнёй. Из Молдавии вывозились промышленное оборудование, скот, зерно. Так, вывезли всё оборудование Бендерского депо! В городе Рыбница, что сейчас находится в Приднестровье, накануне освобождения от румыно-фашистской оккупации в марте 1944 года, заключённых подпольщиков просто заживо сожгли в местной тюрьме.

Так что для ПМР «румынский» вариант напрочь исключён. А для Молдовы он тоже проблематичен, ибо большинство жителей Молдовы – за независимость своей страны. Но разве это волновало Запад, когда он делает ставку всегда на «подавляющее меньшинство»? А именно такое меньшинство устраивает обычно майданы…

– Какова ваша оценка перспектив сближения Молдовы с Западом и НАТО и последствий вывода миротворцев из ПМР, на котором настаивает Санду?

– Я считаю, что США могут настоять на принятии Молдовы в НАТО, несмотря на формальные НАТОвские правила, которые гласят: страны с неурегулированными территориальными конфликтами не могут быть принятыми в данный альянс. Очевидно, что правила и законы для Запада в современном мире ничего не значат. Западники считаются только с силой. И ни с чем больше.

Если представить себе, что Приднестровье оказалось без союзных российских войск на своей территории, то нападение на ПМР окажется более чем вероятным. Оно в таком случае практически неизбежно. Как неизбежным оказалось нападение даже на более сильную Югославию в 1999 году и на Ливию в 2011 году, когда стало ясно, что этим странам никто не поможет. Куда более могучий Ирак в 2003 году тоже не избежал фактически фашистской агрессии и оккупации.

Российские войска – это единственная гарантия физической безопасности приднестровцев и мира на Днестре. Всё прочее – слова, которые легче воздуха.

– Что можно сказать о возможных действиях Ренато Усатого и Андрея Нэстасэ? Идут ли они вразрез с интересами Майи Санду? Каковы причины и последствия такого курса?

– Как эксперт, я могу предположить, что у данных политиков – свои интересы. И это естественно. При этом позиции лидера «Нашей партии» Ренато Усатого выглядят крепче, а он сам – популярнее. Думаю, у него есть реальные шансы пройти в будущий парламент. Во всяком случае, они кажутся сильнее, чем у Андрея Нэстасе.

Тут важно вот что отметить. В 2018-2019 годах А.Нэстасе и М.Санду были политическими партнёрами, двумя составными частями одной политической силы. Но с самого начала западники сделали ставку на Майю Санду, которая работала ранее в офисе Всемирного Банка в Вашингтоне. Именно на неё начала работать западная пропагандистская машина. Возможно, поэтому тандем Санду-Нэстасе распался, а в одиночку бывший министр внутренних дел стал внешне не так заметен. Ему на выборах в плане получения голосов придётся трудно…

Вопрос в том, что у Ренато Усатого – свой электорат. Он уже несколько лет привержен своему кандидату. А Андрей Нэстасе будет вынужден часть своих избирателей «отбивать» у Майи Санду. Они оба – правые. Их обоих ряд экспертов считает сторонниками присоединения Молдовы к Румынии. Майю Санду такое «совпадение» вряд ли радует.

Но самое важное не это. Посмотрим, как поведут себя попавшие в парламент политики после 11 июля. А тут, как показывает мировой опыт, возможны всякие сюрпризы, самые разные блоки. Амбиции политиков порой опрокидывают самые хитрые комбинации зарубежных «кукловодов».

– Вы внимательно анализируете обстановку в мире – это видно по вашим публикациям. На ваш взгляд, куда движется сегодня мир?


– После чудовищных катаклизмов рубежа 80-90-х годов прошлого века многим людям казалось, что худшее позади, что всё как-то устаканится, и жить будет можно тише и спокойнее на развалинах прежнего мира. Но теперь очевидно, что это была лишь прелюдия перед генеральной битвой за новый мир! Нужно смотреть правде в глаза: главные потрясения – впереди!