Аналитики объяснили, что происходит между властями и металлургами ,чей бизнес пострадает
На модерации
Отложенный
«Правительству интереснее дополнительные средства в бюджет»
Аналитики объяснили, что происходит между властями и металлургами и чей бизнес пострадает
Правительство РФ через вице-премьера Андрея Белоусова сегодня предъявило металлургическим компаниям претензии на 100 млрд рублей. Власти настроены решительно — сегодняшнему резкому заявлению чиновника о «нахлобучивании» государства предшествовали слова председателя правительства РФ Михаила Мишустина о том, что металлурги выводят капитал из России, поэтому для них не исключены дополнительные налоги на бизнес. Аналитики считают, что вряд ли государство будет точечно решать вопросы с получателями «сверхприбыли». А это значит, что если налоги повысят, то для всех.
В чем претензия государства
«Претензии правительства касаются прежде всего сталелитейных компаний. Стальная продукция для внутреннего рынка сильно подорожала вслед за мировыми ценами. Соответственно, выросла цена на металл для госконтрактов и нацпроектов. Как можно понять из интервью, в этом главная претензия [правительства РФ к металлургам], — прокомментировал для Znak.com происходящее на рынке аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев.
Речь идет об интервью вице-премьера Андрея Белоусова РБК. «Я вам сейчас не буду называть компании и сколько они заработали, но, я вам могу сказать, что в ковидный год — сейчас отчетность пришла — мы видим: доходы металлургов возросли в разы на фоне того, что происходило. Это неплохо. И даже неплохо, что они выплачивают дивиденды. А плохо то, что все они подняли цены на внутреннем рынке в соответствии с ростом мировых цен. Мы посчитали, что, извините за это слово, металлурги нахлобучили нас — государство, бюджет — в части госкапвложений и гособоронзаказа примерно на 100 млрд рублей по году. Эти деньги, я считаю, они должны нам вернуть в виде налога», — сказал Белоусов.
Компании говорят, что у них нет сверхприбылей
Свердловская область — один из регионов, где сосредоточено значительное количество предприятий металлургической отрасли.
Между тем Свердловскстат в прошлом году не зафиксировал роста доходов металлургов.
По данным ведомства, в 2020 году общая прибыль металлургических производств составила около 118 млрд рублей, у производителей готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования) — чуть больше 8 млрд рублей. Для сравнения в 2019 году прибыль метпроизводств в Свердловской области была 192,2 млрд рублей (на 74,2 млрд рублей больше, чем в ковидный год), а у производителей метизделий прибыль была примерно на одном уровне — около 7,8 млрд рублей.
«По результатам 2020 года корпорация «ВСМПО-Ависма» не получила сверхприбылей, прибыль корпорации была ниже, чем в 2019 году», — отметили в компании, акции которой, как и других предприятий сектора, сегодня подешевели после заявления Белоусова.
Надо отметить, что, в силу специфики производства «ВСМПО-Ависма» (корпорация делает в основном изделия для авиаотрасли), ситуация, о которой говорил Белоусов, малоприменима к корпорации.
Но аналитики не увидели «сверхприбыли» и у других меткомпаний в прошлом году.
«Прошлый год был далеко не самым успешным для металлургов, с учетом провала по объемам и ценам в первой половине года», — отметил Алексей Калачев. По его словам, речь идет о ситуации этого года.
«Сверхприбыль, на которую нацелилось правительство, — это прибыль, которую компании получат уже в этом году, поскольку благодаря быстрому росту цен на продукцию в I квартале все отчитались о росте прибыли в разы по сравнению с I кварталом 2020 года», — пояснил аналитик.
Второе предупреждение
За последнее время это была уже вторая публичная претензия властей в адрес предприятий отрасли. Так, 12 мая премьер РФ Михаил Мишустин назвал металлургов, компании ТЭК и банки среди лидеров по выводу капитала из России и не исключил рост налоговой нагрузки для такого бизнеса.
Металлурги попытались оправдаться, и незадолго до интервью Белоусова ассоциация предприятий черной металлургии (туда входят «ЕвразХолдинг», НЛМК, ММК, ОЭМК, «Мечел», ТМК, «Северсталь») сообщила, что по итогам первого полугодия налоговые платежи отрасли составят более 200 млрд рублей, это почти вдвое превышает показатели 2020 года.
«Прогноз 2021 года позволяет говорить о росте налоговых поступлений в бюджетную систему страны — [по итогам года] на 250 млрд рублей больше по сравнению с прошлым годом», — говорилось в публичном сообщении ассоциации. То есть в любом случае компании говорили, что заплатят больше налогов в этом году. Но претензии властей сняты не были.
Что делать металлургам
«Заказчики могли бы заключать долгосрочные контракты по твердым ценам. Сталелитейщики недавно предлагали скидки в 30% для нацпроектов. Но правительству интереснее получить дополнительные средства в бюджет. А про скидки договариваться отдельно», — считает Алексей Калачев. Он назвал и другие механизмы «защиты» от роста цен.
«Можно было бы для балансировки внутреннего рынка увеличить экспортные пошлины. Но [властям] не хочется снижать объемы экспорта и валютных поступлений, — считает аналитик. — Поэтому Белоусов предлагает повысить ставки НДПИ. Цены это не снизит, цены на сталь снизятся скоро сами, поскольку в мире сохраняются избыточные сталелитейные мощности, которые ликвидируют возможный дефицит. Но через НДПИ как раз удобнее изымать средства у производителей, причем вне зависимости от их финансового результата», — полагает аналитик «Финам».
По мнению эксперта, увеличение ставок НДПИ — это не инструмент точечного воздействия только на компании, получающие сверхприбыль. «Если ставки будут снова повышены, то для всей отрасли в целом. При этом как бы за скобками остается циклический характер отрасли, где прибыль то растет, то падает. И игнорируется тот факт, что в скором будущем отрасли придется пройти через новый большой модернизационный цикл для радикального снижения выбросов СО2, который потребует больших инвестиций», — подытожил он.
Комментарии