Маленькие приключения в большом плавании

                
                                   ч.1. Стапель в комнате
  
      Решение построить моторную лодку прямо в городской квартире мой брат – близнец Саша принял за три недели до летнего отпуска.
     Романтика будущего путешествия по Десне так убедительно отражалась на его лице, что жена и даже мама – пенсионерка уже видели себя плывущими по водным просторам вдали от городской суеты и добровольно (!) дали согласие на временное ущемление своих жилищных прав. А точнее ,  разъехались по родственникам. Ради этого проекта все лишнее (в конечном счете, все таким и оказалось) было вынесено в одну из трех комнат. На освободившемся пространстве «судостроитель» соорудил стапель , и работа закипела.
    Трудился братишка , в основном , один (!). т.к я жил и работал в воинской части и помочь мог только в выходные дни.   
    Технология  была беззвучная, скрупулезная ,увлекающая и вонючая.
    Смазанные эпоксидным клеем полотна стеклоткани не хотели ложиться на нужные места  , источали специфический запахи стремились приклеится к брюкам. Поэтому  первые рабочие брюки брат в прямом смысле поставил в угол.
    Дверь на балкон была постоянно открыта, а респиратор снимался с лица только для еды , питья и перед коротким сном.
    Через три недели , следуя брежневскому лозунгу «Досрочно построим, досрочно освоим!» лодка была торжественно спущена с балкона второго этажа. Этот исторический момент ,несмотря на раннее утро , собрал возле дома массу народа, на руках  которого она и приняла проектно- горизонтальное положение . Пока на суше.
   Дальше события разворачивались стремительно Транспортировка и спуск на воду, испытание ходовых качеств с мотором «Вихрь», погрузка амуниции, продуктов, палатки, канистр с бензином, удочек и прочего снаряжения для дальнего похода. Я занимаю место
пассажира , а по – совместительству – штурмана .
     Короткое прощание с родными , которых мы обещали покатать на лодке в следующий раз , их тревожные взгляды и взмахи влажными от слез платочками вослед уплывающему кораблику под  названием «Пегас» . Такое имя он получил  не  в честь интимных отношений горгоны Медузы с Посейдоном , а в честь двух  путешественников,  философов  и по образованию , и по состоянию души . Это ведь не шутка! Моряков (а может  «речников») провожают в дальний и опасный поход! Торжественно отплываем от Брянска вниз по Десне в направлении конечного пункта с.Черешенки , где нас ожидают сестра  и бывшие одноклассники .
   «А волны и стонут , и плачут…» - зазвучала в взлохмаченной душе песня в тему расставания, а рука незаметно смахнула скатившуюся со щеки и застрявшую в зародыше штурманской бородки скупую мужскую слезу… Как в анекдоте :
 - Савсэм ады-ы-ы- н !!!..  Савсэм адын ???..  Савсэм адын ! Савсэм адын! Савсэм адын !.. Ну это так , к слову.
    Речной переход казался нам легким развлечением. Мы даже прикинули день прибытия в конечный пункт.
      На деле все оказалось намного сложнее… .
               
          ч.2. Долго будем плыть обратно?

     «Пегас» шел по курсу ровно и красиво, оставляя за бортом чудные берега красавицы   Десны , величаво текущей по извилистому руслу  и вымывающей плесы  на перекатах .
   В ее  многокилометровых   петлях причудливо возвы –
шались будто чудища , выползшие из белоснежного песка , выбеленные водой , временем и солнцем   огромные коряги…
   Плыли уже часа три , когда   мотор , троекратно  чихнув , заглох . Саша однократно выразился , что- то наподобие:
    -   Это не хорошо !!!
   Я посоветовал проверить зажигание .
   - Сам знаю ! –огрызнулся в ответ хозяин  моторки .
   Лодка медленно плыла по течению . Мне оставалось молча смотреть на берег. Солнце. Тишина и покой вокруг.    Копны сена  на берегу , словно сошедшие с картин Клода Моне .
  Буйство трав , характерное для заплав . Время  сенокоса . А в памяти всплывают чудные строки стихотворения А.Толстого :
Снуют пунцовые стрекозы,
Летят шмели во все концы,
Колхозницы смеются с возу,
Проходят с косами косцы…
    В этот момент мотор завелся и Саша , довольный собой , дает полный ход , т.к пора уже выбирать уютную гавань и устраиваться на первый привал.. Я заметил , что в период ремонтных работ лодку развернуло  на сто восемьдесят градусов ,  и мы  плывем… обратно .Решаюсь , не скрывая легкой обиды , спросить кэпа :
 - И сколько мы будем плыть обратно ?
- Сначала нужно приплыть туда , а потом уже думать ,
сколько будем плыть обратно ! – назидательно отчеканил братец . Я замолчал , но наблюдал , что будет дальше .
     Бензин стоил копейки , но  если рулевой не опомнится – вмешаюсь.
     Вижу , как у Сашки вытягивается шея , а в глазах появляется недоумение.
    - Мы же проплывали мимо этих стогов?! – не веря увиденному , сам себе пробурчал  он.
    Вот он , момент истины , когда капитан должен понять , что штурмана надо слушаться !
 «Да, копны сена от Моне мы уже проплывали», -подумал
я ,удовлетворенный недоумением , отраженном на лице самоуверенного капитана .
   - А я ведь тебя спросил , долго ли будем плыть ОБ-РАТ-НО-О-О!! – ликуя ответил я . А про себя подумал : «Если ты на пятнадцать минут родился раньше меня , то это не дает тебе  права …». И так далее.
 - А ты **** ****не мог *** ************ сказать мне об этом
 иначе ? – шепотом , чтобы не создавать в воздухе
вредных вибраций и  не нарушать гармонию природы , спросил он.
- Как ты сказал– не мог ! Ты – журналюга. Тебе – можно . А я – преподаватель ! Мне – нельзя! –гордо ответил я . От моей простой , но железной логики  брат сразу успокоился , но во взгляде  отразилось  сочувствие  моему самоограничению  на свободное словоизлияние .
    И вот мы ,на одеревеневших ногах  и слегка усталые, взбудораженные от первых впечатлений , выбираемся на берег в  тихом , сухом, безопасном месте . Ставим палатку , готовим ужин  , рыбачим , купаемся и просто валяемся на песке ,вдыхая душистый запах чебреца , материнки и горькой полыни . Хорошо !..
    Только что-то тревожно было на душе…
                  
                         ч.3  Топляки
   Утро, солнечное и безмятежное , слепило глаза.  
   Искупавшись и позавтракав собираем палатку и  мы отшвартовываемся от берега .Выплываем на середину реки , берем курс на север.

Но Десна так петляет, что, мы плыли по извилинам долго, но не нудно. Все вокруг было интересное и умиротворяющее.
   В Х1Х веке от устья реки по Десне проводился лесосплав .
   Знать , на дне реки до сих пор лежат мореные бревна коренного леса . Только где ?  И на какой глубине?..
     Бах !.. Мотор ,взвыв ,взлетает вверх, срезав аварийную шпонку на станине.
   - Что это было ?? –закричал брат .
   -Хрен мореный ! – ответил я , что в голову пришло .
   Ага ! Вот они , голубчики . За время нашего оцепенения лодку отнесло и мы увидели грозно торчащие из-под воды бревна. Зафиксировав мотор мы взялись за весла и начали лихорадочно маневрировать  между ними . Но попали в ловушку. Быстрое течение прижало лодку бортом к
 бревнам ,едва не перевернув . 
     Пришлось прыгать в воду . Натыкаясь  на топляк,
захлебываясь и  чуть не ломая ноги между скользкими бревнами , используя для вдохновения экспрессивную ненормативную русскую лексику в соло и в дуэте мы вытащили лодку на берег. Долго отлеживались , тяжело дыша, на белоснежном песке , среди душистой , словно инеем покрытой , разогретой солнцем  лозы ,набираясь сил для переброски лодки и снаряжения по суше вниз по реке за пределы неприятного и опасного места .
   Это был самый тяжелый участок пути. Лодку с мотором несли на руках , тянули по песку и траве около пятисот метров . Потом шли за снаряжением обратно…
  Ура !  Привал !  В честь благополучного исхода операции «Хрен мореный» , как мы ее назвали , выпили  , закусили тушёнкой . Настоящей:  душистой , ломтиками  , тающей во рту , образца  1965 года . Приятно вспомнить …
     - А что ты там в речке кричал благим матом ? – хитровато глядя на меня спросил вдруг  брат ,вальяжно восседая на коряге в чем мать родила .
     - Это был малый шлюпочный загиб , - небрежно ответил
я , и походкой модели – звезды – матроса продефилировал к кустам за высохшими трусами . Сашка даже поперхнулся чаем .
    - Ты,братишка , еще не слышал большой шлюпочный
 загиб , - бравировал своими познаниями я , стуча по спине ошеломленного «кэпа» .
     - Ну ты , философ . даешь , - только и смог сказать он , откашлявшись и вытирая слезы .
     Спали мы в ту ночь очень даже крепко . А рано утром , на зорьке , я успел даже порыбачить .На завтрак ели зажаренную на костре плотву и печеную картошку. 
   Позже понял,что не зря сил набирался…
                    
                     ч.4 Дело в шляпе

     Сытые , бодрые и веселые , подкалывая друг друга для остроты ощущений мы поплыли дальше . Коварные бревна попались еще в двух местах. И если ударом копыта  Пегас выбил на Геликоне источник воды , который дает поэтам  вдохновение , то от удара «копыта» нашего «Пегаса» летели алюминиевые шпонки мотора , что прибавляло адреналина в крови , и  мозг давал команду : «Бей или беги !»
       Мы и били , и бежали , вернее , уплывали подальше от весьма ценной , но не для нас, древесины . Впереди показался понтонный мост . Нужно было выбрать один вариант из двух : или вытащить лодку на берег и «бурлачить»ее в обход моста по суше , или , направив лодку между понтонами , лечь на дно и проскочить. От первого варианта повеяло неприятными воспоминаниями и заныло под ложечкой . Выбрали второй . В десятке метров от моста дружно бросились на дно и прошмыгнули между понтонами , под возгласы ошарашенных  рыбаков . Настил моста прошуршал сантиметрах в тридцати от наших выпуклостей    А через пару секунд после выхода лодки из – под моста по моей белоснежной ,сшитой самолично из старой наволочки  шляпе пробежала  змейкой леска удочки одного из рыбаков и предмет зависти брата взлетел вверх , повиснув на крючке.  
  Сашка разворачивает лодку в сторону моста .
  Перепуганный паренек , не ожидая «разборки полетов» заросшими щетиной дядьками , быстро отрывает леску с крючком и ловко бросает шляпу в лодку .
    « Слава богу , что не кусок уха …» ,- подумал я . Инцидент был исчерпан. Вытащить крючок из ткани дело непростое  , поэтому до очередного привала я красовался в шляпе с червяком на тулье , веселя брата.

            ч.5.Остров несбывшихся надежд…

    В нескольких милях от с. Вишенки Десна поражает своей шириной. По всей акватории выставлены бакены и навигационные знаки на крутых берегах, которые мы обходили с уважительным почтением .
   Оставалось два перехода до конечного пункта , когда впереди по курсу показался островок . И , конечно же , весь покрытый зеленью и песком .
     Прекрасное место для отдыха и рыбалки , пустынное и уютное .
    Причалив с подветренной стороны мы втащили лодку на берег. Я начал ставить палатку , а брат ушел обследовать остров и собрать сушняк для костра . Место действительно было изумительным . Напоенное солнцем , затененное вербами , с песчаным берегом  и удобными местами для рыбалки.
     Я уже заканчивал забивать колышки , когда услышал за спиной треск ветки и странное сопение . Инстинктивно оглянувшись я успел увидеть в полуметре от себя две красные рожи и почувствовать запах перегара . Два здоровых мужика  повалили меня на спину и …застыли в отчаянном смятении.
  - Мужик !- с досадой сказал один из них .
  - Тьху ! – продублировал его разочарование другой .
   Покосились на топорик в моей руке , на засохшего червяка на шляпе , под которой они надеялись почувствовать разгоряченную солнцем женщину , а увидели заросшего , с облезлым носом мужика . Оглядываясь  они еще надеялись , что удача повернется к ним женским лицом. Но окончательно разуверились , увидев как я не по- женски угрожающе машу в их сторону топором.   Брат «маньяков» не встретил , пришел с другой стороны с охапкой дров .  Долго потом прикалывался  надо мной .
  Ночевать на этом «тихом» острове мы не стали, порыбачили,  отдохнули и поплыли дальше. История нашего путешествия заканчивалась.

      Впереди – с.Черешенки , где нас уже ждут бывшие одноклассники -воспитанники школы – интерната , в том числе и те «октябрята» , с которыми я плыл на теплоходе в Крым.
   Они впервые узнают о  маленькой трагедии ,случившейся со мной   на теплоходе «Украина» и описанной в истории «Ой ты . палуба, палуба» .
    Вот где будет весьма кстати вяленая рыбка , пойманная нами с братишкой в промежутке  между небольшими приключениями в большом плавании…