Начался процесс над обвиняемым в подрыве главы РФИВА Лиходея в 1994 году

В среду в Мосгорсуде стартовал процесс в отношении последнего фигуранта громкого дела об убийстве председателя Российского фонда инвалидов войны в Афганистане (РФИВА) Михаила Лиходея и его телохранителя Валерия Нурина, которое произошло в ноябре 1994 года. Спустя почти 17 лет после преступления перед судом предстал израильский предприниматель Владимир Луковский.

По версии следствия именно Луковский вместе со своим подельником Александром Хинцем заложили взрывное устройство в лифт дома, где жил Лиходей, и в нужный момент дистанционно привели его в действие.

Стоит отметить, что Александр Хинц уже отбывает свой 15-летний срок, назначенным Мосгорсудом еще в 2004 году за убийство главы РФИВА. А в 2008 году Мосгорсуд вынес заочный приговор и в отношении Владимира Луковского. Тогда суд признал его виновным в убийстве Лиходея и также приговорил к 15 годам лишения свободы.

Сам Луковский, по версии следствия, долгое время находился в бегах и срывался в Израиле. Задержан он был только весной 2010 года на территории Украины и в январе 2011 года экстрадирован в Россию. После прибытия на родину Луковский стал настаивать на своей невиновности, а его адвокаты добились отмены заочного приговора в Верховном суде и пересмотра дела.

Библейские заповеди и героин

В среду в городском суде начались предварительные слушания по громкому делу. На процесс 40-летнего Владимира Луковского конвой доставил в традиционном еврейском головном уборе— ермолке и в спортивных штанах. Как рассказали журналистам его адвокаты Алексей Мошанский и Светлана Воронкова, их подзащитный— очень религиозный человек и поэтому он не мог совершить такое страшное преступление, как убийство.

"Убийство противоречит всем заповедям, и христианским, и иудейским, не мог он никого убить,— уверяла журналистов Светлана Воронкова.— Оговорил его Хинц, за наркотики продал!"

По словам защитников, в материалах дела нет никаких доказательств вины их клиента кроме показаний Александра Хинца. Показания эти, по словам адвокатов, Хинц дал под давлением следствия за дозу героина.

"Позиция нашего подзащитного неизменна— он не признает вину",— рассказала Воронкова. Впрочем, будет ли сторона защиты настаивать на рассмотрении дела коллегией присяжных заседателей или нет, адвокаты пока затрудняются сказать.

Нет человека— нет проблем

Согласно материалам дела 10 ноября 1994 года Михаил Лиходей был взорван в лифте своего дома на Ореховском бульваре в Москве. Взрывное устройство, мощностью в 450 грамм в тротиловом эквиваленте, было вмонтировано в панель управления лифта и приведено в действие дистанционно с помощью радиопульта. По версии следствия, убийцы следили за подъездом дома из соседней шестнадцатиэтажки, и в нужный момент привели бомбу в действие.

Тогда кроме Лиходея погиб его охранник Валерий Нурин и пострадали его жена Елена Краснолуцкая и еще один телохранитель Иван Лесных.

По версии следствия, заказчиком кровавой расправы был "безногий афганец"— первый директор фонда, а в прошлом полковник ГРУ Валерий Радчиков. Стоит отметить, что Радчиков, который сам служил в Афганистане и потерял там обе ноги, фактически был создателем фонда инвалидов афганской войны (РФИВА).

В 1992 году он стал первым председателем РФИВА. Стоит отметить, что с поддержкой государства фонд получил массу таможенных и налоговых льгот. Прибыль фонда измерялась десятками миллиардов рублей.

Однако уже спустя год Радчиков со скандалом был смещен с поста председателя фонда, а бразды правления перешли к Михаилу Лиходею. Новый председатель заподозрил Радчикова в финансовых махинациях с деньгами инвалидов и стал добиваться возбуждения против него уголовного дела.



По версии следствия, Радчиков с одной стороны был не согласен со своим смещением с денежного поста, а с другой стороны желал избежать уголовной ответственности. Решение же обеих проблем он увидел в убийстве Лиходея.

Радчиков Валерий Григорьевич Родился 22 июня 1956 года, окончил Рязанское воздушно-десантное училище, служил в частях специального назначения. В 1982 году был отправлен в Афганистан, где во время Панджерской боевой операции подорвался на мине и потерял обе ноги. Из госпиталя возвратился в свою часть и был даже представлен к званию Героя Советского Союза, однако за самовольное оставление госпиталя решение о награждении было приостановлено. В 1991 году был одним из основателей Российского фонда инвалидов войны в Афганистане (РФИВА), а в 1992 году стал его председателем. Однако уже в 1993 году со скандалом был смещен с этой должности своим заместителем Михаилом Лиходеем. Радчиков с этим решением не согласился, и в результате образовалось два фонда с одноименным названием. 28 октября 1995 года на Радчикова было совершено покушение, киллер тяжело ранил ветерана шестью пулями в голову и плечо. Тогда же в 1995 году Радчиков отошел от РФИВА и зарегистрировал Российский общественный фонд инвалидов военной службы (РОФИВС). В апреле 1997 года он был арестован по обвинению в организации взрыва на Котляковском кладбище. Однако в январе 2000 года Московский окружной военный суд оправдал Радчикова. Позднее этот приговор был отменен Верховным судом, а дело направлено на пересмотр, но до второго процесса обвиняемый не дожил. 21 января 2001 года он погиб в автокатастрофе на Минском шоссе.

Одни поминки и 14 похорон

Но вопреки его планам, после подрыва Лиходея, главой фонда стал друг покойного— Сергей Трахиров.

Спустя два года, по мнению следователей, Радчиков решил уже проверенным методом разобраться и с ним тоже. На этот раз взрывное устройство, мощность в несколько килограмм тротила, было заложено на могиле убитого Михаила Лиходея в годовщину его смерти на Котляковском кладбище.

Взрыв на Котляковской кладбище в 1996 году унес жизни 14 челове Источник http://www.mos-ritual.ru

10 ноября 1996 года на кладбище собралось множество друзей и родственников убитого. Бомба сработала ровно в полдень. Тогда в результате взрыва погибло 14 человек, в том числе вдова Лиходея Елена Краснолуцкая и новый председатель фонда Сергей Трахиров, еще 24 человека получили ранения.

Спустя полгода, весной 1997 года по обвинение в организации взрыва был задержан предполагаемый заказчик Валерий Радчиков и два исполнителя Михаил Смуров и Андрей Анохин. В этом же время были взяты под стражу и предполагаемые исполнители убийства Лиходея: Александр Хинц и Владимир Луковский.

Почти оправданы

Однако в январе 2000 года Московский окружной военный суд оправдал Радчикова, Смурова и Анохина в организации взрыва на Котляковском кладбище. В этом же году следствие выпустило на свободу Луковского и Хинца, так как истек предельный срок содержания их под стражей.

Впрочем, спустя всего несколько месяцев, в декабре 2000 года президиум Верховного суда отменил оправдательный приговор и отправил дело на пересмотр . Позднее Анохин и Смурнов были приговорены Мосгорсудом к 15 и 14 годам лишения свободы соответственно.

Между тем главный фигурант дела "безногий афганец" Валерий Радчиков до приговора не дожил— он погиб в автокатастрофе в январе 2001 года. По официальной версии, его водитель не справился с управлением автомобиля и на огромной скорости врезался в грузовик на Минском шоссе