Философия средних веков. Схоластика

Проблема защиты веры от знания становилась для Церкви всё более актуальной, Проблема соотношения знания и веры становилась всё более важной.

Термин «схоластика» (отсюда – «школа») относится к методу, используемому учителями философии и теологии и означает изучение и толкование текстов, анализ различий между смыслами слов и текстов. Схоластика возникла с переводом Аристотеля на латынь, схоласты показывали образцы прилежания, использовали логику в своих рассуждениях. Правда, это не мешало им нарушать правила логики, объясняя библейские тексты так, как было им нужно в борьбе за власть, собственность, а иногда и за свою жизнь.

У истоков схоластики в раннем средневековье стоял римский консул Боэций (480 – 524). Он развивал систему обучения семи наукам для подготовки к изучению теологии, перевел логические трактаты Аристотеля известные под названием «Аналитики» которые и стали для них учебником по логике.  Философию Боэций считал наставницей теологии и сформулировал вопросы, ставшими основными для схоластики и, конечно же, оставшиеся без ответа, но вдохновлявшие на размышления: .  

  1.   О рациональном доказательстве бытия Бога.
  2.   О совместимости свободы воли с провидением.
  3.   Об объяснении существования в мире зла.
  4.   Об устройстве и божественном происхождении мира.

Боэций был слишком умён, чтобы оставаться безнаказанным. пототму и был посажен церковниками в тюрьму, где написал книгу «Утешение философией». Только это ему и оставалось.

Первой разработанной схоластической системой было учение Иоанна Эриугены (810 – 877). Он пользовался покровительством короля Франции и позволял себе сохранять некоторую независимость. Ему принадлежит одно из основных произведений схоластики «О разделении природы», в котором утверждается, что за конкретными вещами якобы скрывается духовная основа, поскольку и разум, и Священное писание проистекают из Божественной мудрости и «истинная философия» совпадает с «истинной религией». Но даже учение Эриугены позже было объявлено еретическим а его книги сожжены.

В подобном стиле позже мыслил и Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109). В схоластических рассуждениях применялся хитрый метод подборки и построения непроверяемых или ложных аргументов, чтобы можно было создать видимость истинности заранее заданного тезиса, согласующимся с Писанием.

Ансельм доказывал бытие Бога из самого понятия Бога: и так как Бог превосходит по мудрости всё мыслимое, потому и любые попытки говорить о не существовании Бога умаляют Бога, что противоречит понятию Бога. Следовательно, Бог существует. Вот такое "доказательство"...

Пьер Абеляр (1079 – 1142) - личность интересная. Французский философ и поэт, отстаивал право человека на самостоятельность и счастье, пережил трагическую любовь. Ценил сомнение как способ отыскания истины, призывал к сознательному отношению к священным текстам, в работе «Да и Нет» приводил цитаты из Библии и суждений отцов церкви и отмечал их противоречивость. Считал, что унизительно повторять сакральные слова без их понимания. Разум имеет право выбирать те доводы, которые сочтёт более убедительными.

Абеляр определял веру как предположения о вещах недоступных и невидимых, а науку и философию как исследования, занимающиеся познанием реального природного мира. Их предметы различны. Это шпг вперёд! Так зарождается  концепции двойственности истины. Церковь осуждала учение Абеляра, как и других мыслящих людей и в конце концов привела его к гибели.

Примечательна система мышления, господствующая в позднем средневековье с XII по XV век.

После кровавых и грабительских крестовых походов, когда «воины христовы» детей нанизывали на копья, насиловали женщин, убивали стариков и сжигали города, один из священнослужителей признал: «Существует два типа людей. У одних нет веры, но есть разум, а у других есть разум, но нет веры». Во имя спасения веры нужно было объединять её с разумом. Для этого и начали сопоставлять библейские тексты с текстами Аристотеля.

Фома Аквинский (1225—1274) в этом преуспел более других, это самый известный схоласт. Его задачей было объединение веры и разума при сохранении и главенстве веры. Он признает необходимость научно-философского знания, опирающегося на чувственное познание и разум, и в то же время верит, что религия опирается на Откровение, её истины сверхразумны и выходят за пределы естественного понимания. Как это всё совместить? Невозможно но необходимо. И он приходит к концепции двойственности истины, что предоставляло некоторые возможности для развития независимого от религии знания, если и поскольку оно не мешает церкви. 

Аквинский пишет, что если Святое писание противоречит неопровержимым доказательствам науки и философии, то не следует слишком буквально понимать текст писания, а нужно искать другой смысл или другую его интерпретацию, которая не противоречила бы науке. Но конечно же это лишь потому, что теология должна использовать науки и философию для лучшего понимания божественного сверхъестественного Откровения естественным разумом человека. Хитёр Фома..

Аристотеля Фома возводит в абсолютный авторитет и часто заранее определяет необходимый вывод, а уже потом к нему подгоняет факты и организует доказательства. Это называется предвзятой аргументацией: автор подгоняет рассуждения к заранее заданному результату, а не идет бесстрашно к тому выводу, к которому ведет свободное исследование.

Фома отвергает онтологическое доказательство существования Бога, выдвинутое Ансельмом, резонно утверждая, что из того, что мы имеем о Боге понятие, еще не следует, что Он существует.

И он предлагает свои пять своих доказательств бытия Бога, правда, не более убедительных.

 Первое исходит из необходимости первопричины всех причин и  движений,

второе из необходимости производящей причины,

третье из необходимой сущности как основы случайностей,

четвертое из необходимости самой совершенной сущности как наивысшей степени бытия,

пятое из признания божественного руководства миром, поскольку всюду наблюдается целесообразность.

Все эти доказательства исходят из специальной интерпретации явлений материального мира: Бог есть действующая и конечная причина мироздания.

Фома придумывает и обоснование догмата воскресения следующим образом: Бог дает человеку бессмертную душу, смерть тела – это отделение формы от материи, но в день Страшного суда душа воссоединяется со своим воскресшим телом.

Теорию познания Аристотеля он тоже приспосабливает к христианству: каждая вещь постольку истинна, поскольку приближается к сходству с Богом. Критерий истины он видит в исполнении известных четырех законов логики, которые он называет «первыми принципами», нимало не заботясь о доказательности истинности самих посылок в логическмх силлогизмах. 

Совершенной формой государства Фома считает монархию "поскольку монарху власть дана от Бога". Мысль о том, что это делает монарха самоуверенным и безответственным по отношению к подданным Фому не беспокоила.

Не забудьте поставить + и (или)  высказать своё мнение