Кировский завод не может сдать суперледоколы «Арктика», «Сибирь» и «Урал»

На модерации Отложенный

Суперледоколы «Арктика», «Сибирь» и «Урал» стали проблемой для Кировского завода — их невозможно сделать вовремя. Конфликт с Украиной усугубил на миллиард.

АО «Завод Киров-Энергомаш» должно выплатить изготовителю ледоколов серии 22220 ПАО «Балтийский завод» 76 млн рублей за задержку поставки паротурбинной установки для атомохода «Урал» — третьего в серии. Такое решение Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области опубликовал 22 апреля. Это третий проигрыш «Киров-Энергомаша» (входит в группу «Кировский завод») из-за оснащения покорителей Северного морского пути. Общий «минус» — 1,3 млрд. Ещё один иск «Балтийского завода» на 0,2 млрд пока не рассмотрен.

Проигранные 76 млн — новый этап вечной истории о том, как у нас тяжело что-то сделать вовремя в судостроительной отрасли. Особенно если на это накладываются проблемы, сопутствующие процессу присоединения Крыма. 12 страниц мелкого шрифта в решении судьи Ольги Горбатовской легко ужать до одной строчки смысла. Паротурбинную установку для «Урала» «Киров-Энергомаш» предоставил Балтийскому заводу позже обозначенного в договоре срока. Наказание — 5% стоимости контракта, хотя Балтийский завод претендовал на 200 млн рублей неустойки.

Судья просила производителя суперледоколов не увлекаться, потому что наказание за опоздание должно соотноситься с размером нанесенного этим опозданием ущерба. А размер подсчитать невозможно — при изготовлении всех ледоколов серии 22220 неопоздавших попросту не было.

«Просрочка в исполнении АО «Завод „Киров-Энергомаш“ обязательств не влечет возникновения у истца имущественной ответственности перед государственным заказчиком... Исходя из анализа фактических обстоятельств... суд приходит к выводу о несоразмерности заявленной истцом неустойки...» — написано в мотивировочной части решения.

Эти «фактические обстоятельства» — самое интересное.

Перед изготовлением паротурбинных установок для атомоходов «Сибирь» и «Урал» такая же установка отправилась на Балтийский завод для первого ледокола серии 22220 «Арктика». Там она должна была пройти испытания, по результатам которых предполагалось довести до ума следующие экземпляры и уже потом отправить их на второй и третий ледоколы.

Но «Арктика» сдавалась тоже с опозданием, стендовые испытания, соответственно, задерживались — дальше цепная реакция. Кстати, эту причинно-следственную связь юристам «Киров-Энергомаша» доказать в последнем процессе не удалось, потому что фактически узлы силовых установок для «Сибири» и «Урала» поставлялись параллельно с доделкой «Арктики». Причем окончательный срок поставки турбины для «Арктики» «Киров-Энергомашу» пришлось отодвигать в отдельном судебном процессе. А еще в одном судебном процессе Балтийский завод взыскал с него 157 млн рублей неустойки за опоздание даже к отодвинутому сроку.

Кроме того, Балтийский завод уже полтора года пытается взыскать 198 млн с «Киров-Энергомаша» за просрочку поставки паротурбинной установки для «Сибири». Но эта история выглядит вечной — пройдя первую, апелляционную и кассационную инстанции, дело вернулось в петербургский арбитраж для нового рассмотрения.



На этом фоне сарказмом звучат перечисленные судьей Ольгой Горбатовской переносы сроков сдачи «Урала» государственным заказчиком суперледоколов серии 22220 — входящего в корпорацию «Росатом» ФГУП «Атомфлот»:

— на основании Постановления Правительства РФот 28.08.2017 № 1027 сроки поставки ледокола «Урал» перенесены с 2020 года на 2021 год;

— на основании Постановления Правительства РФ от 24.04.2019 № 490 сроки поставки ледокола «Урал» перенесены с 2020 года на 2022 год.

«Киров-Энергомаш» тем временем пытается взыскать с Балтийского завода 1,1 млрд рублей расходов на модернизацию испытательного стенда для запоздавших паротурбинных установок. Стенд с давних времен располагается в Харькове, но после присоединения Крыма к России в 2014 году и начала войны на Донбассе испытания там российских покорителей Северного морского пути столкнулись с очевидными и непреодолимыми сложностями. Заводу пришлось приспособить для испытаний собственное оборудование, что обошлось в 1,1 млрд.

Первую инстанцию «Киров-Энергомаш» проиграл из-за непробиваемой позиции Балтийского завода: вы взяли на себя обязательства испытывать паротурбинные установки на стенде — вот и испытывайте, хоть в Харькове, хоть на Луне. Так ли это, скоро решит апелляционный суд.

Остроту в блюдо добавляет неугомонность госзаказчика всех суперледоколов «Атомфлота». Он инициировал уже шесть судебных процессов против Балтийского завода с общей суммой претензий более чем в 1,7 млрд. Суть претензий по всем искам также заключается во взыскании просрочек по формальным пунктам контрактов о строительстве «Арктики» и «Сибири». Характерная особенность этой судебной кампании — почти полная безуспешность. За полтора года баталий «Атомфлоту» удалось выиграть лишь один процесс — 21 апреля он отсудил у Балтийского завода 40 млн рублей за не установленные вовремя WEB-камеры, с помощью которых работники «Атомфлота» могли бы наблюдать за процессом строительства обоих ледоколов в режиме online.

Справка:

Непубличное акционерное общество «Балтийский завод», по данным системы «СПАРК-Интерфакс», на 97,79% принадлежит государственной «Объединенной судостроительной корпорации».

Основная продукция предприятия сегодня — атомные ледоколы серии 22220, предназначенные для организации круглогодичного грузового транзита по Северному морскому пути. Завод строит их в рамках контракта с подконтрольным «Росатому» ФГУП «Атомфлот».

Головной ледокол «Арктика» был в октябре 2020 года передан «Атомфлоту», после чего сразу отправился осваивать СМП. Ледоколы «Сибирь» и «Урал» уже спущены на воду, но пока не достроены. Ледокол «Якутия» заложен 26 мая 2020 года, пятый ледокол серии 22220 «Чукотка» обещают заложить 18 декабря.

В ноябре Балтийский завод сдал «Росморпорту» один из самых мощных дизель-электрических ледоколов в мире — «Виктор Черномырдин» (серия 22600).