Разговор
На модерации
Отложенный
В комнате было накурено. Даже свежезаваренный аромат кофе не мог перебить этот стойкий запах дыма и горы окурков в керамической пепельнице, изваянной в форме человеческой ладони.
На журнальном столике горела настольная лампа, придавая комнате неподражаемый теплый уют.
Я сидел в кресле, напротив своего собеседника - моего, так называемого, гостя. Лет пятидесяти, худощавый, небритый, с щетиной и усами, в которых нельзя было не заметить седину, с взъерошенными с проседью волосами, с широким морщинистым лбом, не густыми бровями, под которыми веки устало прикрывали зеленые глаза, время от времени выстреливающих пристальный изучающий взгляд, мой собеседник сидел, глубоко провалившись в кресле, с вытянутыми ногами, давно уже беседуя со мной.
- И что в этом смешного? – спросил меня собеседник, продолжая прерванный разговор.
- Я улыбаюсь не потому, что это смешно,- попытался ответить я,- а потому, что есть такие вопросы, на которые ни ты, ни я и никто другой исчерпывающе ответить не сможет. Такие вопросы называют "вечными". И пока будет существовать человечество, оно будет задавать себе эти вопросы и, каждый раз будет пытаться на них ответить... Я не в состоянии ответить тебе на вопросы мирозданья, причин его появления и следствий. Я не Бог! И даже если я попробую это сделать, то в любом случае, это будет мое субъективное мышление, а значит...
- ...А значит то, что меня как раз и интересует, - прервал меня мой собеседник, глядя мне в глаза и упираясь в поручень кресла. - Давай, смелее! Мы с тобой здесь вдвоем, и это прекрасная возможность быть полностью откровенными. Согласись, что разговаривая или делясь со своим самым близким другом, ты всегда будешь пытаться найти какие - то подходящие слова для того, чтобы он тебя понял. Ты будешь соизмерять условия, в которых находится твой друг, его настроение, расположение духа в настоящий момент, короче – все то, что ты назвал, или попытался назвать субъективными факторами своего собеседника, что, по сути, накладывает определенные ограничения или рамки для выражения твоих мыслей. Сейчас же, ты можешь говорить что угодно и как угодно выражая мысли, которые формируются у тебя в голове. Ты свободен! У тебя есть мнение, убеждения? У тебя есть конкретная позиция в конкретном вопросе? Так давай! Выкладывай! Разговаривая со мной и отстаивая свое убеждение, ты может быть, не лишний раз утвердишься в его правоте!
- Хм, - подумав, промычал я. - Видишь ли..... Тема "Поиска смысла человеческой жизни" считается бесконечной и в связи с этим, вызывает порой саркастические улыбки, когда он поднимается в каком либо кругу. Знаешь почему? Потому, что ни один не смог дать исчерпывающего ответа на вопрос: "В чем смысл человеческой жизни?" Легче всего сказать, что у каждого он свой. И это будет понятно. Я понимаю, что это не есть ответ на вопрос. Это было бы похоже на нелепое предположение, что есть единый закон для всех, но тем не менее, он у каждого свой. Учитывая все это надо дать определение единого для всех закона, т.е. смысла жизни, как для каждого человека, так и человечества в целом. Да, однако...
Я встал с кресла. Взял со столика сигарету и прикурил ее. Молча прошелся по комнате, стоя допил свою чашку кофе и сев в кресло, взглянул напротив. Собеседник сидел в той же позе, что и я, и взглядом спрашивал меня: "Ну и что дальше?"
- А дальше...- продолжил я, - что дальше? На все эти рассуждения меня натолкнуло то обстоятельство, что в последнее время, с новой силой был вновь поднят вопрос об отношении к эвтаназии. Согласись, что не задаваясь вопросами о "смысле человеческой жизни", "цели жизни", "ценности жизни" и т.п., выразить свое отношение к "добровольному и осмысленному уходу" может только идиот!
Религия говорит, что в любом случае, самоубийство - это грех. Просто. Бог дал жизнь и только он должен ее забрать, когда посчитает нужным.
Ибо все на земле творится по велению Всевышнего!
У меня особое отношение к этому вопросу. И для того, чтобы все было понятно, коль мы считаем себя "не идиотами", мне придется выложить свою позицию о смысле человеческой жизни, которая конечно же может быть ошибочна...
Ты знаешь мое отношение к религии? Я не религиозен. И отношусь к религии как к гениальному историческому порождению человеческого ума, о чем не раз говорил. Я преклоняюсь перед признанными пророками единобожья, как перед великими людьми, сумевших распространить и развить теорию, но самое важное - кодекс законов жизни для всех людей, от имени Всевышнего в то время, когда правители создавали законы для своей личной выгоды, утверждая и узаконивая то, что они являются избранными в этой жизни. Пророки, заслугами которых были созданы писания этих религий, по моему мнению, дали в них самые полные ответы на вопрос о смысле человеческой жизни на земле. При этом воздаю особое уважение и восхищение истинному неизвестному автору теории единого Бога, которую развил далее Моисей, Иисус и Мухаммад, провозгласив равенство всех людей. Создав Бога, как любящего своих созданий, но в то же время карающих за прегрешения, за нарушение им предписанного закона человеческого бытия; используя естественную психологическую предрасположенность разумного существа к страху перед неизвестностью, создав неведомый никем образ загадки, тайны, вездесущей и всезнающей высшей силы справедливости, воздающей по заслугам там, за порогом в неизведанного никем из живых мире, они вписали вопрос смысла человеческой жизни в рамки "испытания его души", которой дана единственная возможность в трении о время, выделенной ему для жизни на земле, пронести свою душу через его деяния максимально чистой, не запятнанной грязью грехов, к которым приводят земные искушения, окружающие его повсеместно. Вот он полный ответ на вопрос о смысле человеческой жизни! Все объяснимо! Ты, созданный по велению и желанию Бога, приходишь в этот мир пройти экзамен в том или ином теле человеческого обличия, а дальше - страх и самое главное - надежда, переплетенные между собой в неизвестности, которое нескончаемо, в которое обязан верить любой верующий, иначе все не имеет смысла...
Еще одна, из многих гениальных составляющих этой теории, является универсальный "мешочек", который называется "Пути Господни неисповедимы", и в который складываются все вопросы, не имеющие пока ответов. Самый сложный из этих вопросов, конечно же, вопрос естественной справедливости, с которой мы рождаемся, а не впитываем с молоком матери.
Итак: религия имеет на вооружении ту теорию, которая объясняет, как бы то ни было, какой - то смысл человеческой жизни. И сила этой теории в том, что она обещает или объясняет отсутствие конца, который пугает любое разумное существо, благодаря чему верующие и не требуют доказательств существования потустороннего мира, им достаточен коктейль из смеси страха и надежды, стоящих выше страха физической земной смерти, которая неизбежна и достаточно привычна.
- Не слишком витиевато? - спросил я, вглядываясь в смотрящие на меня зеленые глаза моего собеседника.
- Нормально! - ответил он мне взглядом.
- Хорошо, тогда я продолжу. Ты знаешь, когда я опубликовал свои умозаключения на тему "Душа", то получил рецензию, которая в цитате выглядит так: " Поговори о душе со свиньями, как наиболее близкими по физиологии к человеку. Уверен - они одобрят твои рассуждения.
Я же не стану опровергать твоих атеистических выкладок, ибо это бесполезное занятие. Более упертых "верующих", чем воинствующие атеисты, не носила земля. Кстати, не забудь, что есть люди вовсе без души. Число-то душ ограниченно. Не каждому достается..." Как быть со смыслом человеческой жизни таким "упертым "верующим", как воинствующие атеисты, которых не носила земля"?. Я не верю в Бога, которого нам преподносит духовенство также, как я не верю в жизнь души, после смерти. Я уверен, что есть другое. Это "другое" ни что иное, как мировой Закон развития всего живого, в основе которого заложены и свобода, и справедливость и доброта и равенство, понятия, которые в нас заложены природой. Пусть этот всемирный закон называется "высшей силой справедливости", существование которой были вынуждены объяснить малообразованному человечеству тех времен через "Единого Бога", как малым детям объясняют принцип арифметического счета через добавление или убавление костей на счетах, или рассказывают придуманную сказку для развития чувства добра и его непобедимости. Т.е., я уверен в том, что жизнь одна. До нее не было меня, и после нее меня не станет.
По - моему, жизнь - это просто вспышка. Можно предположить, что для человека и человечества в целом смыслом жизни может являться эта жизненная одноразовая вспышка, и надо было бы стремиться к тому, чтобы вспышка была как можно ярче, чтобы ее свечение продлилось как можно дольше, как те немногие звезды в ночном небе, красотой которых мы все еще наслаждаемся, но которых уже давно нет... Кстати, от силы вспышки зависит и то, насколько возгорится и озарится его окружение. Почему бы и нет? Разве это сравнение неприемлемо для разумного, мыслящего? Разве здесь не подразумевается прожить свою жизнь ярко, насыщенной добрыми деяниями, которые продолжают жить в благодарной памяти других людей, благодаря чему твое имя продолжает жить даже после тебя? Это ли не смысл одной короткой человеческой жизни? Однако, остановившись на этом, следовало бы утверждать, что "вспышками" были великие и гениальные люди, которых, по отношению к общей массе человечества на земле во все времена, было несколько единиц. Получается, что остальная масса людей, имена которых нам неизвестны, прожили свою жизнь бессмысленно? Вспышками являются люди, которые внесли неоценимый вклад в копилку познания человечества, его культуру и творчество. Так все же... Где смысл жизни простых людей? Его нет?
Можно относится к жизни, как к «..... повести глупца, рассказанной идиотом, полной шума и ярости, но лишенной смысла», высказанная как - то Шекспиром. И в этом случае наш разговор окончен. Но, можно сказать и словами Эриха Фромма: « В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно», при котором рождается мысль в философском соусе игры слов, что: бессмысленна жизнь человека, жизнь которого бессмысленна.
Давай просто посмотрим на природу. Мы уже давно знаем о том, что человек ничего не придумал сам. Все, чем мы гордимся, как произведением человеческого ума, несомненно подсказано природой. Все, что человечеству еще придется создать или открыть на Земле и в космосе, уже создано Природой, ибо сам человек есть продукт природы и выше нее ему прыгнуть не удастся никогда, т.к. он и есть частичка природы.
Что есть живое на земле? Не прибегая к клеточной структуре всего живого, а обращаясь к видимому человеческому глазу его окружению, не прибегая к каким-то заумным определениям, давай остановимся на том, что все живое, это не те создания природы, которые меняют свою форму, а которые способны размножаться.
Зримо, у нас на земле, размножаются только растения, животные (включая летающих, плавающих, ползучих и т.д.) и люди. Какой смысл существования растений и животного мира? Выживаемость! Только сохранение вида в изменяющихся условиях окружающей среды на планете Земля через накопление генетической информации и передачи ее другому поколению этого вида. Нет?
- Так ты хочешь свести смысл человеческой жизни только к размножению? - спросил меня собеседник.
- Ну, не так просто..., - прикуривая очередную сигарету, ответил я. - Давай, пока скажем, что размножение вида человеческого есть одна из составляющих общего смысла жизни, ее биологическая составляющая. Мы – разумные. Задавая себе вопросы: "Кто мы?" и "Зачем мы?", отличаясь от других видов живых, мы вклиниваемся в вопросы самопознания. А это дает нам великий шанс со временем изучить самих себя и развить себя, тем самым приблизиться к единственно верному решению по сохранению нашего человеческого вида, при неминуемой гибели этой прекрасной планеты, у которой, как и у всего в природе, есть свой ресурс, при катаклизмах, с результатом изменения окружающей среды до состояния непригодности для существования всего живого, ну что-то вроде картины из представления Герберта Уэллса о возможном варианте будущего в "Машине времени". Мало того, как разумный вид, мы в ответе за сохранение и неразумных живых, по примеру Ноя. Живые, не одаренные природой разумом, не в состоянии решить вопросы спасения своего вида, при тех условиях, которые были приведены в пример. Они могут бесконечно эволюционировать или мутировать, но только в рамках условий этой планеты, разноклиматные географические вариации которой, не лишний раз показывают об их огромной зависимости от определенных условий даже на Земле. Так..., к чему я все это...? Ах, да! Разум! Это единственное, что делает нас - людей, самыми могущественными на земле. Разум дает нам возможность не только подчинить своей воле физически более сильных живых созданий природы из животного мира, но и в определенной мере влиять на такие несоизмеримые силы природы, как стихии, или даже катаклизмы. Во всяком случае, предвидеть их, изучая их причины.
Даже в людской среде, обществе, что в негативном и что в позитивном характере его сущности, физическая сила никогда не стояла над разумом. Т.е. главным даром природы для человеческого вида является его разум.
- И что же из этого следует? - затягиваясь одновременно со мной, спросил собеседник.
- Из этого следует, что разум - это данный природой мощный потенциал, которым надо заниматься. И у людей этот процесс называется "воспитанием". Если все, что дано младенцу, в генетическом плане, его родителями, как накопленную и развитую программу, вложенную в него, как в физиологическую единицу, является процессом автоматическим (мужчина + женщина + 9 месяцев), то вопрос воспитания, или развития его разума, "автоматическим" не назовешь. Надо учить. Надо учить, начиная от языка и кончая таким самым тонким составляющим человеческой жизни, как общением. Для того, чтобы научить жить человека в обществе, необходимо вложить в него, в его разум, определенные ориентиры, или ценности, будучи привязанным к которым, он будет решать соответствующие "человеческие" задачи, тесно связанные с обществом, в котором ему предстоит жить. Возможно, я слишком детализировал этот процесс. Ведь многие люди, родители, вкладывают эти ориентиры в своих детей совершенно неосознанно, чаще всего на своих примерах, нередко ошибаясь, путая сиюминутные выводы, основанные на эмоциях, рожденных при стечении определенных условий, с ценностями или ориентирами, необходимыми для человека в течение его всей последующей взрослой жизни.
- Что же, по – твоему, являются ценностями, о которых ты говоришь?
- По – моему, это просто: это развитие таких качеств, как добро, свобода и справедливость, от которых производными являются все остальные положительные человеческие качества, как честь, гордость, честность, мужество и т.д..
Но, вот со справедливостью, вопрос самый сложный. И говорить об этой ценности пришлось бы очень много. Достаточно одного, что ни одно общество еще не смогло до сих пор реализовать справедливость полностью. И это вопрос будущего, я надеюсь сравнительно недалекого. Пока что это остается мечтой, которые многие слабые, очень зависящие от сиюминутных материальных благ, натуры называют "утопией", даже не подозревая с каким глупым выражением лица они это утверждают, основываясь на примерах, состоящих из частных отрезков времени истории развития человеческого общества. Представь себе глупцов, которые, глядя на годовалого малыша, судят о нем как о человеке состоявшимся, насмехаясь над ним за то, что он по ночам мочится в постель, не говоря уже о его рассуждениях, считая, что его формирование уже закончено и, таким образом, не учитывая его последующих 90 лет жизни. Но, давай оставим это.
Утверждая о ценностях, которые должны быть вложены в человека в процессе воспитания, я говорю о тех вещах, смысл и ценность которых не изменяется ни при каких стечениях обстоятельств и условиях. Например... добро...
- Почему ты решил, что добро есть качество, или добро, как таковое, более сильное качество, чем его противоположность? - перебил меня собеседник.
- Давай, я сразу отвечу на этот вопрос, и, по возможности кратко. Почему добро победит зло? Только по одной причине: добро направлено, в итоге своем, на созидание, тогда как зло, в итоге своем, на уничтожение. Повторение мной фразы "в итоге своем" подразумевает разные виды и формы ситуаций, когда добро и зло можно перепутать. Даже самый последний эгоист и подонок, ни разу не сделавший доброго дела, или поступка, не может оставить без внимания добро, проявленное к нему. Это заложено природой, и я без смущения повторяю это. Вор, который крадет у других, попав в ситуацию, когда крадут у него, испытывает те же негативные чувства, как и любой нормальный честный человек. И вообще, когда мы говорим "вложить душу", то под душой имеем ввиду только это необъятное по всем меркам понятие, как добро. Справедливость и свобода также.
Короче: человека мало родить, его необходимо сделать человеком, достойного этого понятия, с человеческими ценностями, чтобы он смог передать все это своему будущему поколению, особенно зная, что жизнь у него одна и очень коротка.
Таким образом, подведем итог, что смыслом каждой человеческой жизни на Земле является, говоря проще, рождение детей и их воспитание в духе ценностей, которые природа вкладывает в человека изначально, и которые нуждаются в развитии, т.е. добра, свободы и справедливости. В данном случае, каждая жизнь является передаточным звеном в конвейере поколений развивающегося вида человека, как с точки зрения генетической, так и разумной. Кстати, говоря о человеческой общности (ибо без общества человек теряет смысл человечности), целью человечества всегда будет стремление к достижению самого справедливого общества, в котором названные выше ценности будут основополагающими и несомненными. Это общество, в котом духовные ценности будут на несколько порядков стоять выше материальных.
В целом же, смыслом жизни всего человечества является познание самого себя через мир и сохранение своего человеческого вида, или рода. И все это – во имя самой жизни!
- Хорошо, - после недолгой паузы спросил меня мой собеседник, - означает ли твой итог, что у одиноких, по разным причинам, людей смысл жизни отсутствует?
- С точки зрения продолжения своего рода, да. Но в плане общения с людьми и определенного влияния на них, быть востребованным ими, конечно же, нет.
Но, вернемся к теме, от которой мы вынуждены были немного отойти, т.е. моего личного отношения к вопросу добровольного ухода из жизни.
Ты знаешь..., как бы это сказать..., я считаю, что добровольный уход из жизни всегда является тяжким грехом, прежде всего перед природой, перед смыслом человеческой жизни, если он основан на эмоциях. Совсем по - другому обстоит дело с осознанностью этого поступка. Мы не имеем права винить в самоубийстве человека, запугивая его Адом, который в той или иной ситуации осознанно жертвует своей жизнью во имя спасения другой. Возьми, к примеру, связку альпинистов в ситуации, когда один должен упасть, чтобы спасти другого. Врач, который жертвуя собой, борется с чумой, во имя спасения других. Таких примеров множество. Разве это не проявление доброты и заботы о ближнем?
И еще... Как - то, мой отец говорил мне, что "придет то время, когда ты поймешь, что живешь в этом мире ради своих детей, и по жизни, которая у тебя впереди, проведет тебя истинная любовь. И эта любовь - любовь к твоим детям, которая включает в себя и надежду и веру, отчего она становится крепкой, как металл, поддерживающая твое равновесие в пути, не позволяя отклониться от него, и в то же время очень хрупкой, как стекло, и зависимой от воплощения твоих надежд в твоих детях и колебания твоей веры в правильность принятых тобой решений в процессе воспитания, результат которых ты будешь соизмерять с каждым днем их взросления по их поступкам и мышлению. Время необратимо, а это означает, что на исправление допущенных ошибок, особенно в вопросе воспитания, нам возможности не предоставлено."
Боже мой! Он был прав! Он всегда был прав! Я всегда ощущал эту любовь и заботу с его стороны, когда он был жив.
Любовь к моим детям мне не позволила сделать огромное количество ошибок, что я собирался сделать, которые бы оставили свой неизгладимый отпечаток на их судьбе. В конце концов, и счастье мое и смысл моей жизни, целиком и полностью зависит от их результатов, от их человеческого благополучия, после чего я смогу сказать, что прожил свою единственную жизнь не зря. И благодаря этой любви, разве, если (упаси меня Бог!) я стал бы настолько немощным, что не мог бы приносить никакой пользы, представляя собой обузу своим детям, разве из любви к ним, не попросил бы я своего близкого друга принести мне то, что избавило бы их, и меня, от бесполезных мучений?
Конечно же, попросил бы...
Взглянув в глаза своему отражению в зеркале шкафа, напротив моего кресла, я встал и подошел к зашторенному окну. Отодвинув её, я зажмурился от слепящих лучей утреннего солнца, свет которого залил мою комнату, как бурлящий поток воды заливает давно уже иссохшую землю огромного поля. Я открыл окно, и свежий ветер, врываясь ко мне, весело теребил мои волосы. Я вдохнул полной грудью этот, пьянящий своей утренней свежестью, воздух. На улице уже кипела жизнь. Кроны, стремящихся к небу высоких тополей весело приветствовали меня своей зеленой листвой, блестящей чистотой. Все вокруг желало мне доброго утра. Во истину, жизнь прекрасна! Да здравствует жизнь!
Сегодня пятница. Через несколько часов ко мне приедут мои дети с моими внуками, которые по обыкновению, с криками "дедушка!" бросятся мне на шею.
Комментарии