Мой любимый Карл Маркс.

На модерации Отложенный

 

  Все больше проходит времени с распада СССР, и все дальше оно отделяет нас от тех ценностей и мыслей, которые витали в обществе в то время. Прошло с тех пор 30 лет, и за это время пропаганда,по большей части либеральная, сильно изменила мировоззрение сограждан...

...

   Сейчас либеральные реформы, идущие в стране терпят фиаско по всем фронтам, люди чувствуют что-то некомфортное в этой жизни, но откуда трудности - понять не могут...

   В виду такого положения народ заметно полевел, заностальгировал об СССР, и в разговорах в сети все чаще и чаще стали вспоминать основоположника коммунистического учения - Карла Маркса.

  И на этом фоне я с удивлением замечаю, что мнения о сути его учения частенько расходятся. Даже у единомышленников...

  За годы перестройки и гласности у граждан о К.Марксе сложилось ясное и твердое мнение: К.Маркс - это страшный бородатый мужик, бандитского вида, призывающий пролетариат к оружию, чтобы расстреливать буржуев. А еще он еврей и гомосек с партнером Ф.Энгельсом.

   Это подтверждается цитатами из его работ, где он твердит о диктатуре пролетариата. Умельцы так и делают - выдернут цитатку из интернета, и щеголяют своим знанием работ Маркса и большим интеллектом...

    Такое происходит потому, что его никто раньше не читал (я - тоже, только выборочно) и не изучал.Сейчас и тем более не читают - есть же сканворды...

    Ведь нормальный чел его никогда читать не будет. У меня на чтение одного его предложения уходило 5-10 мин. На страницу - до часа... Это в 17 то лет! Понятно, что игра гормонов меня интересовала куда больше, чем философия. Но настойчивые преподы, вопреки моей воле, все-таки вкрутили в мой мозг некоторые истины от Маркса. 

    В дальнейшем жизнь только подтверждала их правильность. А все остальное потом от официального перестроечного агитпропа про рыночные ценности и прелести, взывало только недоумение и усмешку.

    Вот этим то своим видением теории Маркса я и хочу поделиться с вами. Оно примитивно, не глубоко, наверное даже грешит ошибками. Поправляйте, кто в теме.

    Но выложить его назрела необходимость, разночтения в теории очень сильно разнятся (одни только нынешние православные коммунисты чего стоят).

    Я не буду утомлять вас теорией классовой борьбы и присвоения прибавочной стоимости - этим вам и так проели плешь. Мне кажется не менее важным вопрос: как К.Маркс пришел к своей философии и что она из себя представляет.

...

Итак.

   Среди прочих заслуг профессий Маркса я бы выделил две: историк и философ.

   В свое время В.И.Ленин, знакомясь с трудами Маркса назвал его "матерый человечище". Это действительно так. Потому, что он держал в голове огромный обьем знаний по истории человечества, достижений его культуры, теории философов всех времен и народов и постоянно ссылался на эти примеры в своих работах.

   В его голове умещалась вся история человечества во всем ее многообразии. Он ясно представлял движение человечества по пути прогресса полное трудностей, жестокой кровавой борьбы и несправедливости. И, как любой нормальный человек, пытался найти решение, которое  обьяснило бы все происходящее и  указало правильный путь.

   Собственно, этим занимались все философы. С разной степенью успешности. Философских течений в то время было уже много, главных - два.

   1. Материализм - ф.течение, которое предполагает в основе всего материю. Материя - это все живое и неживое вокруг (обьективная реальность). Всё, что мы можем прочувствовать органами чувств.

   2. Идеализм - ф.течение, которое предполагает в основе всего сознание (мысли, идеи). И именно сознание движет людей по пути прогресса (слабая сторона: как ни крути, высший разум - это Бог).

   Маркс сравнил эти два направления. Он ясно увидел, что у каждого есть и светлые мысли, и явные недостатки. И они никак по отдельности не обьясняют жизнь и ее явления.

   И тогда он предложил свое - он соединил оба эти течения очень интересным образом. Он решил считать сознание "плодом труда" нашего мозга, живой материи.  Таким образом сознание стало материальным обьектом.

Свое направление он назвал "диалектический материализм".

(Диалектика - это идеалистическое учение философа Гегеля, написавшего очень много умного про сознание человека).

   В итоге мы получили "Диалектический материализм" - философское учение соединившее в себе мудрость человеческого сознания и законы материального мира, независимые от человека, работающие в одной связке, единым целым.

Это взгляд на жизнь. 

На историю и события, обьясняющий наиболее полно все происходящее. Это - ключ к пониманию всего.

   ...

   И вот этим взглядом Маркс взглянул на историю человечества...

   А там такое!... Но обо всем по порядку...

   ...

    В далекие доисторические времена наша планета была населена всяким зверьем, в т.ч. и человекообразными... И,когда обезьяна взяла палку, чтобы сбить банан, она в одночасье стала сапиенсом. :)))

    "Труд сделал из обезьяны человека" - так писал позднее Энгельс...

   Сапиенсы жили стаями ( как и все остальные животные в те времена - стадами, косяками, роями...).

   Стая - это особи, обьединенные близким родством. Братья-сестры. Командовал вожак (папа-дедушка, который в авторитете).

   Занимались сообща коллективным трудом (охотой-рыбалкой-собиралкой) и жили так долгие десятки тысяч лет, совершенствуя свои навыки, и набираясь ума и опыта.

   Ученые-историки то общественное устройство называли первобытно-общинным строем. Те первые стада сапиенсов они назвали "общиной"(коммуной).  Это название приклеили к ним в виду их общего труда, и отсутствии понятия "собственность" на всё, что их окружало. Ну какой мог быть дележ в семье? Даже вопроса такого не возникает.

    Такое общественное устройство - первопринцип. Начало всего. Точка отсчета...

    ...

    И вот от этой точки отсчета человечество и пошло по пути прогресса в светлое будущее, но К.Маркс заметил, что дорожка эта была не прямая, а кривенькая. И расписал как это было...

    Общины сапиенсов, превращаясь в человека, упорно трудились, борясь за существование. И в этом коллективном труде возникали всякие интересные явления: совершенствовались орудия труда, появлялись домашние животные, дотюмкали перволюди до земледелия... 

   В жизни людей в процессе труда появились некоторые предметы, представляющие ценность. Их Маркс назвал средствами производства (СП). Это средства труда (орудия) и предметы труда (материалы, недра, земля).  Главной ценностью среди этого было и остается - земля.

    Жизнь с появлением всего этого в общинах тоже стала меняться. В некоторых общинах хитроопые соплеменники разными способами (силой, обманом) отжимали у сородичей эти ценности в личное пользование, а самих сородичей заставляли работать на себя. 

И, удивительное дело - в этих общинах дела шли лучше: члены  общины из-под палки работали усерднее, хозяева становились все жирнее, жилось посытнее. Новые хозяева-руководители более думали, изобретали, совершенствовали, чем сильно облегчали процесс труда...

    В конце концов эти общины разрослись, разбогатели, образовали первые города-государства (Мемфис, Афины, Рим...) и подмяли округу под себя.

    Весь мир еще жил общинами, но власть постепенно перешла к городам-государствам, которые сколотили вокруг себя империи.

Общественные отношения в них уже совершенно отличались от общинных. В основе лежало владение СП.

Это еще не была та "частная собственность", которая существует сейчас. Это было простейшее право сильного. 

Поэтому и отношения были простейшими: я - начальник, ты - г... Хочу милую, хочу убью...  Подчиненные соответственно назывались рабами, хозяева - рабовладельцами, общественное устройство - рабовладельческим строем.

   Такой уклад был прогрессивнее предыдущего. Он дал толчок развитию науки, культуры, искусств... Изобретали арифметику Архимеды-Пифагоры, писали философию Платоны-Аристотели всякие, ваяли статуи первые скульпторы, писали картины первые художники,строили чудесные храмы богам первые архитекторы...

   Но по мере развития, росла и несправедливость в человеческих отношениях. Кому охото быть рабом?

Самая мощная в древнем мире была Римская империя. Но ее постоянно сотрясали восстания рабов,  и, в конце концов, она пала под натиском варваров (это отдельная интересная история, расскажу далее). Варвары - это немецкие племена, жившие общинами (осовремененное подобие первобытных). Рабство было фактически уничтожено и отношения между людьми откатились в сторону "первопринципов".

    Так закончилась историческая эпоха, вторая общественно-экономическая формация - рабовладельческий строй.

    Маркс, рассматривая это ясно указал - все отношения крутились вокруг владения средствами производства. По мере усиления прав собственности, усиливалась несправедливость в обществе. И, когда она стала невыносимой, общество не стерпело, разрушило те первые империи, и откатилось назад - к общинным принципам свободы, равенства и справедливости. 

    Это движение не было простым колебанием. Общество вернулось не в ту же точку, в первобытную общину, а на более высокий цивилизационный уровень, к более развитой общине, вооруженной техникой и с новыми оношениями внутри (семьи-организация-субординация). Таким  образом - это было не колебание, а движение по кругу, по спирали... Назад, но на более высокий уровень...И далее история так же повторяла эти витки, которые Маркс ясно усмотрел и указал на них.

   ...

   В период предшествующий концу Римской империи, в период перехода к нашей эре, в мятежной провинции - Иудее, произошло знаковое событие, которое повлияло на ход истории европейского мира. Там, в бедной семье, родился младенец - Иисус Христос.

Позднее, когда он повзрослел, у него "поехала крыша" и он обьявил себя "сыном божьим". После чего пошел по миру бомжевать и проповедовать слово божие, которое тот нашептал ему.

Проповедовал он умело, видимо дар убеждения присутствовал, потому быстро нашел сторонников, набрал учеников-сподвижников, так и бродил-баламутил народ. Суть его учения в том, что Бог приказал всем любить всех, и в этом решение всех проблем и горестей человечества.

   Власти Иудеи, чувствуя, что их авторитет расшатывается, поймали Иисуса и казнили... Его ученики, впечатленные несправедливой казнью, и вдохновленные заветами Иисуса, расползлись по городам и весям Римской империи и уже там, организовали "на местах" кружки по интересам - первые христианские общины.

   В Рим пришел любимый ученик Иисуса - апостол Петр.  Он там устроился на окраинной помойке между холмов... Построил шалаш, начал проповедовать. Учение Христа быстро нашло поклонников среди рабов и бедного люда. Ведь христиане любят всех, и делятся последним, даже если это последняя корка хлеба. Таковы правила. Вот народ и потянулся к Петру...

В последствии община Петра отстроилась, стала центром христиан Рима, Европы, мира... Стало отдельным государством с огромной властью - Ватиканом.

    А пока Петр проповедовал, жил в тесноте-нищете, электорат медленно, но верно перетекал в христианство. Власти заметили процесс поздно, поймали Петра и поступили с ним, согласно традиции - казнили. Но процесс христианизации шел уже бодро, за три столетия Римская империя уже стала христианской и император Константин в начале 4 века был вынужден принять христианство, как основную веру империи. Собрали Никейский собор, там порешили считать Иисуса - сыном божьим (до того мнения учеников-последователей разделялись), приняли к руководству воспоминания (откровения) четырех его учеников (Новый завет), на том и разошлись.

С тех пор этот документ и является руководящим.

   Рассказываю это так долго и нудно потому, что неоходимо для дальнейшего понимания событий.

...

    После падения и разграбления Рима варварами был период безвластия, и рулил кто попало. 

    Напомню, что вся Европа жила на тот момент общинным устройством. Общины обьединялись в племена - готтов-англов-саксов-франков всяких... Племена обьединялись в земли - Саксонии-Баварии, Эльзас-Лотарингии, Гаскони-Шампани, так и жили... Правили там старшие - князья-короли...

Они то по очереди (или вне очереди) и правили разоренным Римом.

Единственной организационной силой того бардака являлась Христианская вера с ее центром, главной общиной - Ватиканом.

И сама история сделала ее третейским судьей всех главных споров и самой главной политической силой того времени. Потому, как папе Римскому (главе общины) приходилось решать вопросы войны и мира, назначения князей-королей, благословлением их браков и крещением детей и т.п...

   Вот так и шло время... Ватикан жил, как община. И Европа - обьединения общин. Земли общин  назывались феодами. Глав общин звали феодалами. Новое общественное устройство назвали феодальным строем.

   Оно было несомненно прогрессивнее предыдущего - рабовладельческого. Более гуманным и справедливым.

И в основе всего Маркс опять углядел СОБСТВЕННОСТЬ  на СП. 

Чем руководствовались феодалы, пользуя земли и эксплуатируя своих подданных (вассалов)? Правом идущим от Бога. Их благословил  Ватикан. Потому их поместье - дар божий их семье (фамилии). Это их вотчина (от отцов).  А отношения с вассалами они должны строить на основе божьих заповедей. Только любовь, "не убий, не укради". И вассалам в таком раскладе, жилось намного вольготнее, чем ранее рабам.

Так продлилось ровно тысячу лет. "Средние века". В виду того, что правила жесткая власть Ватикана считается тысячелетием мракобесия и жестокости. Ватикан, закрепляя за собой власть, вводил жесткие правила на развитие науки, культуры, искусств. Рисовать можно было только иконы, музыку писать только духовную, науку двигать, только не попирая основы веры. Особенно не любили звездочетов - чуть засмотрелся на звезды, тут же тащат на костер...

   И во всем этом Маркс опять рассмотрел влияние собственников СП. Это они диктовали правила жизни, несмотря на оглядку на Бога.

   Случилось это следующим образом.

   Первые христианские общины руководились учениками или последователями Иисуса. Они проводили все ритуалы, читали проповеди, вели пропаганду и т.п. Жизнь у них была опасная и часто недолгая - как только сказали чо-нить не то, так власти их сразу в зиндан... 

    В каждой общине был завхоз. Он ведал запасами провизии, деньжатами, если были, или тем самым "последним куском хлеба", который клал на стол в ужин (вечерю, обязательное мероприятие). 

Человек этот всегда был в авторитете, а звали его "епископ".

И, если глава общины, отходил в мир иной, епископ всегда исполнял обязанности главы. В конце концов, по законам всех революций, "пламенных революционеров" последователей Иисуса извели и руководить общинами стали "завхозы".  Интересы руководства христианских общин изменились, дары они принимать уже не гнушались и даже за деньги отпускали грехи.

   Так постепенно церковь стала самым богатым собственником СП (земель с вассалами). А подчиненные ей феодалы стали брать пример в руководстве собственностью.

   Эта самая собственность в то же время диктовала свои правила жизни - власть феодалов усиливалась, нагрузка на вассалов тоже, и их положение опять скатывалось в рабство.

   Опять виток спирали развития...

   Развал феодальной эпохи начался через 1000 лет, с эпохи Ренессанса (Возрождения). Всем прежде всего надоели путы Ватикана и работники науки-культуры- искусств начали резво созидать новое...  Застой всем надоел.

 В общественной то же самое - начался раскол в церкви...

   Во Испании гугеноты захотели верить в бога по своим правилам... В Англии задураковал  Генрих Шестой. Он был известный бабник, а Ватикан запретил ему развод. Тогда он отделил английскую церковь от Ватикана, успешно с ее помощью развелся, отправил жену на эшафот и так еще пять раз. Жил долго, счастливо и умер в своей постели...  

    Во Франции по-своему чудил Жан Кальвин. Основал Кальвинизм. В Германии Мартин Лютер прибил (яйцы) что-то к дверям своей церкви обьявил протест против правил Ватикана - так родилась немецкая протестантская церковь...

     Все это проходило на фоне череды крестьянских восстаний, которые жестко подавлялись...

     Примерно к 17 веку весь феодальный уклад повсеместно развалился, а в руководстве европейских стран начали происходить серьезные реформы, которые изменили жизнь людей.

     Повсеместно снимали и казнили королей, жгли и грабили поместья феодалов. Сильно ограничивали оставшихся монархов в правах. К власти стали приходить новые органы власти, уже выбранные народом - парламенты. Зарождались республики, вместо уходящих монархий.Парламенты принимали законы во благо равенства-братства людей, общество откатывалось опять назад,к общинным принципам справедливости. 

     Но и этот виток истории опять же пришел на новый, более высокий уровень производительных сил общин. 

     Это было нчало новой эпохи - эпохи капитализма.Несомненно более прогрессивной, чем предыдущее тысячелетие.

     Новые парламенты принимали демократические законы, которые дарили людям всяческие свободы и ослябляли гнет эксплуататоров всех мастей. И опять все закрутилось вокруг собственности на СП.Тогда то и стала входить в моду "частная собственность", как гаранируемая законом форма владения имуществом. Это было явно прогрессивное явление - это не дикое право сильного рабовладельца, это не дарованное богом феодалу право владеть, это вполне цивилизованный способ владения.Если есть документ собственника - государство тебе гаранирует пользование ею и сохранность.. 

     И в начале эпохи капитализма Европа резко рванула в экономическом развиии вперед...

     Но недостатки быстро обнаружили себя, К.Маркс их подметил и описал.

     Основа капитализма - частная собственность на средства производства.Главным способом смены собственников стала купля-продажа. Соответственно особую роль при этм стали играть деньги. 

     Деньги придумали давно, это было простое мерило ценности. "Мошна с золотом" - это, конечно ценность, но если она просто лежит, то пользы от нее мало. Если же на нее купить заводик, то денежки, вложенные в покупку буду прирастать.

Деньги в состоянии роста и называются капиталом.Он, капитал, живет своей жизнью, диктует людям свои правила и практически подчиняет себе людей.

     Все подробности процесса движения капитала К.Маркс описал в своем главном труде жизни "Капитал", и о нем я не буду вам говорить - без меня толкователей не меряно... Лишь некоторые подробности.

     Капитализм - это высшая форма эксплуатации людей. Наиболее жестокая и циничная.При нем не надо работать из-под палки, или любого другого страха. Сам приползешь выпрашивать работу, потому, что она единственный источник сущесвования при капитализме.

     Развиваясь, капитализм приходит к своей высшей стадии - империализму.Он характерен тем, что полностью игнорирует нужды людей. Живя свим интересом, делает жизнь людей невозможной, представляет угрозу всему человечеству. Подводит к необходимости смены общественно-экономической формации.

     Капитализм - высшая и последняя общесвенно-экономическая формация, основанная на праве "частной собственности". Потому, что более ничего в этом праве владения придумать нельзя. Потому и виток развития (откат назад) будет самым принципиальным и недвусмысленным. Только такое событие решит все проблемы человечества на пути прогресса.

Это означает, что капитализм закончится переходом к новой экономической формации, основанной на общинных первопринципах образования человеческого общества (для правосланых - дарованных богом). Это будет бесклассовое общество, без частной собственности,со свободным трудом по желанию и свободным развитием личности, как главной цели общества... Как в первой общине (коммуне). 

     Короче - коммунизм.

     ...

     Предвижу вопросы: как это так жить без частной собсвенности?

     Отвечу от противного.

     Включие фантазию. Летит наша прекрасная планета в бесконечном космосе.И на ней сущесвует жизнь. Поля, леса, горы.. Фабрики-заводы, построенные людьми, нефтяные месторождения...

И тут какой-то дрищ вытаскивает из кармана справку на право владения куском планеты, с лесом, горой, нефтяной скважиной и трубой...Он их приобрел в кредит, на резаную бумагу... Имеет право безраздельного пользования... А самому жить осталось пару дней, до того, как повесится в туалете на полотенце...

Так - нормально?

     ...

      

     Вот так Маркс обосновывал появление коммунизма.

     Он его обозначил только примерно, общми чертами, это только прогноз на вероятное будущее.

     Он сам неоднокрано заялял, что его учение - это не догма, а только догадка. Оно ключик к пониманию процесов.Возможны и доработки и поправки.

     В.И. Ленин сказал точнее "Марксизм - не догма, а руководство к действию", что и доказал делом, организовав социалисическую революцию... 

     Так же для понимания сути марксизма важно упоминаие работты Ленина "Три источника, три составные части марксизма".Там он указал на чем основал свою философию Маркс.

     1.Французский утопический социализм. 

Это утопическая идея французских философов создать идеальное общество на основе коммун (общин со свободным рудом граждан). Они все разваливались и Маркс указал причину. Там все держалось на романтике и энтузиазме,а разваливаись из-за отрыва от экономики, которая довлее в процессе труда.

     2.Английская экономика. 

Это просто "арифметика", оторванная от общесвенной жизни людей. Экономические законы меняют общество и общественные отношения, поэтому ее необходимо увязывать с чаяниями людей.

     3.Немецкая классическая философия.

Это труды немецких философов, которые использовал Маркс, с поправками или без... Теже Гегель и Фейербах, чьи мысли использовал Маркс.

     ...

     Вот как-о так видится мне теория Маркса.

     История СССР и не доказывает, и не опровергает его мысли.

     С одной стороны это удавшийся опыт построения социализма. С другой стороны - грустное его крушение, которое некоторые "мудрецы" считают закономерным.

     Общественно - экономические формации не меняются в одночасье, нужно какое-о время, не как у Хрущева, за 20 лет... Зато опыт СССР показал, то люди свободного труда могут показывать экономические чудеса и бороться со всем капиталистическим миром в полном окружении и не в лучшем экономическом состоянии. Плюс к сказанному - это только первый серьезный удар по капитализму. А он уже трещит и подобные удары по нему наносЯтся со всех сторон.

     Печалит то, что русский народ сильно обиделся на коммунистов (на Троцкого) и не пожелал стать "хворостом для мировой революции".

Упустил шанс стать вожаком социализма-коммунизма и подать пример миру. Посчитал это выражение оскорбительным.

В годы перестройки граждане перестали уважать рабочие профессии и подались в менагеры... По словам Ильича - г..но нации.

Вот так: героями стать не захотели, стали г-ном...

На этой оптимистической ноте и заканчиваю...