Коррупция в Эстонии

Стивен-Христ ЭВЕСТУС: «Почти четыре года я вел дело о получении взятки в 300 тысяч евро мэром Таллинна»

 

Алла Дубровык-Рохова

1 апреля, 2019 - 18:54

 

Два года назад, когда Эрик Райнерт в интервью «Дню» указал на эту риторику как позорное явление обвинения богатыми бедных в том, что они бедны, потому что, мол, коррупция есть везде — усталость в тех европейских государствах, которые нас поучают и опыт которых нам ставят в пример, я сама восприняла эти слова с определенной иронией. Однако каково же было мое удивление, когда я услышала все то, что вы прочитаете ниже, от государственного прокурора в Генеральной прокуратуре Эстонии Стивена-Христа ЭВЕСТУСА.

 

Эстонию сегодня называют отличником антикоррупционной борьбы. До экономических реформ, в начале 90-х, страну считали одной из наиболее коррумпированных в регионе. Для таких результатов эстонцам не пришлось создавать специальные антикоррупционные органы: они просто изменили рамочные условия функционирования государственного аппарата.

Эстонская модель борьбы с коррупцией основывалась на реформах при первом премьерстве известного в Эстонии реформатора Марта Лаара (1992—1995 гг.). Так, была проведена наиболее жесткая среди стран Балтии судебная реформа и реформа государственной службы. Сменили большинство «старых» судей и чиновников в магистратах на новых людей, которых подготовили к службе буквально на протяжении нескольких месяцев. Это стало возможным, в частности, благодаря реформе государственного строя, когда от доминирования исполнительной власти перешли к модели западноевропейского образца (по немецкому типу), где главную роль играли договорные отношения, соблюдение закона и независимые и профессиональные суды. Интересно то, что на начальном этапе реформы «старая» советская правовая система была отменена и на время проведения реформы страна несколько лет жила по довоенным законам Республики Эстония образца 1918—1940 гг., которые действовали в стране до ее оккупации Советским Союзом. Именно этот «резкий слом» одной системы и переход на другую, а также огромный запрос в обществе на «очистку власти от советских кадров» (Реформы Лаара осуществлялись под лозунгом plats puhtaks!

(освободим место!) стал определяющим антикоррупционным мероприятием.

Эти изменения в значительной мере стали возможными именно через политическую волю: новая политическая элита была не связана коррупционными связями со старой. Помогли и «сопроводительные» реформы, которые также способствовали искоренению коррупции. Во-первых, налоговая: впервые в Восточной Европе здесь внедрили пропорциональное налогообложение (одинаковую ставку налога на прибыль для всех уровней дохода) и значительно упростили администрирование налогов (что позже стало очень популярным в регионе), что стало достаточно сильным экономическим стимулом для уменьшения теневых операций, уклонения, а следовательно и коррупции в государственных органах. Во-вторых, переход от разрешительной модели регуляции деятельности бизнес-агентов (советского образца, где полномочия чиновника являются почти неограниченными с точки зрения выдачи разрешений на определенный вид деятельности) к ведомстенно-контрольной (когда большинство разрешений выдаются по принципу «молчаливого» согласия, а контролирующие функции чиновников четко и исчерпывающе определены в законодательстве).

Сегодня Эстония 21 в рейтинге восприятия коррупции. Для сравнения Украина — 120.

 

 

Ну а теперь сравните:

 https://www.youtube.com/watch?v=fibYq834w14           

 

https://pulse.mail.ru/article/grustnaya-kamchatka-kotoruyu-ne-pokazyvayut-po-pervomu-kanalu-6740908698584788010-8578901207865042110/?utm_content=source_only_fulltext

 

И это не исключение! Таких домов в России огромное количество. Везде, от Калининграда до Камчатки. При отсутствии коррупции в стране в таких условиях люди не живут!

 

Всем приятного просмотра! Помните: Учиться хорошему никогда не поздно и не вредно. Вредно - НЕ учиться!