Культ дзюдо. Есть ли в России культ личности премьер-министра?

Российская полиция, похоже, будет внешне сильно отличаться от дореформенной. Неповоротливых толстяков сменят подтянутые атлеты, причем к преступникам они будут падать с крыши в лучших традициях Брюса Ли. Замглавы МВД Михаил Суходольский заявил, что главное для полицейского — это хорошая физическая форма. А чтобы противостоять преступнику в рукопашной схватке, полицейский должен непременно владеть приемами дзюдо. Всему остальному — стрельбе из оружия, юридическим тонкостям можно, по его словам, научить потом.

Дзюдо переводится как «мягкий путь» — это японское спортивное единоборство. В отличие от бокса, карате и других ударных стилей, его основа — броски, болевые приемы, удержания и удушения как в стойке, так и в партере (в положении лежа).

Какое, казалось бы, отношение японский «мягкий путь» имеет к российской правоохранительной системе? Почему бы не учить полицейских более распространенному в России принципу — «дать в морду», то есть боксу. Выбор руководства МВД объяснить несложно.

Тут много плюсов. Во-первых, дзюдоистам ничто не мешает весить больше 100 килограммов. Во-вторых, это вежливо — в начале схватки надо поклониться противнику. И наконец, главное, этот вид борьбы любит премьер-министр Владимир Путин. У него, как известно, черный пояс, а еще он является соавтором книги «Дзюдо с Владимиром Путиным» и актером в одноименном документальном фильме. Видимо, полицейским в каком-то смысле даже повезло, что Путин фанат именно дзюдо. Если бы реформу проводил, например, президент Белоруссии Александр Лукашенко, то отмахиваться пришлось бы хоккейной клюшкой.

Попытки угодить «великому вождю» широко распространены в истории. Известно, что пока Людовик XIV был молодым, старики в империи одевались, как юнцы, а когда состарился, молодежь стала одеваться в солидные одежды. Солнце туркменской нации Сапармурат Ниязов любил дыню. В итоге имя мускусной дыни было возвеличено до уровня национального праздника. А еще по горячим просьбам трудящихся был закрыт театр балета, поскольку, по мнению Туркменбаши, его нет «в крови» у туркменов.

В день рождения основателя северокорейского государства Ким Ир Сена празднуется День Солнца. А в день рождения президента Казахстана Нурсултана Назарбаева — День столицы.

Путин подчеркнуто следит за тем, чтобы внешних проявлений культа личности не было. Например, он не любит, когда пишут статьи про его день рождения (из скромности ли или из желания не акцентировать внимание на возрасте). Вечеринку «Putin Party. Хочу премьер-министра» его представитель осудил: мол, не надо использовать в коммерческих целях доброе имя. Но поскольку вечеринка состоялась, несложно догадаться, что Путин был не сильно против. Водка «Путинка» тоже успешно продается. Премьер-министр был категорически против, чтобы его именем называли улицы и вершины. В итоге в Киргизии его именем названа гора, в Удмуртии — улица, в Чечне — проспект и фонтан, в Алтайском крае — колхоз.

Или взять, например, историю с олимпийским символом. Казалось бы, развлечение. Но нет: и тут выяснилось, что премьер держит руку на пульсе — он любит леопардов, а значит, у матрешки не было шансов.

Владимир Набоков в рассказе «Истребление тиранов» писал: «По мере роста его власти я стал замечать, что гражданские обязательства, наставления, стеснения, приказы и все другие виды давления, производимые на нас, становятся все более и более похожими на него самого <...> Все кругом принимало его облик, закон начинал до смешного смахивать на его походку и жесты; в зеленных появились в необыкновенном изобилии огурцы, которыми он так жадно кормился в юности. Я скоро почувствовал, что он проникает всюду, заражая собой образ мышления и быт каждого человека…»

С каждым годом все больше россиян видят в России признаки культа личности Владимира Путина. 27% считают, что «все признаки культа налицо», 28% — что «предпосылок для него все больше и больше». Еще пять лет назад культ личности Путина замечали только 10%.